Бюджетный учет

В школу пришли контролеры из комитета по образованию

Как правило, школы проверяют региональные власти. Чтобы избежать проблем, учреждению нужно четко знать свои права. Например, по акту проверки можно составить возражение. В противном случае отстоять свою правоту в суде будет сложно. Подтверждает это арбитражная практика.

Как правило, школы проверяют региональные власти. Чтобы избежать проблем, учреждению нужно четко знать свои права. Например, по акту проверки можно составить возражение. В противном случае отстоять свою правоту в суде будет сложно. Подтверждает это арбитражная практика.

Региональные власти имеют право проверять учебные заведения, которые находятся на подведомственных им территориях. Как правило, проверку проводит комитет или департамент по образованию администрации области.

Прежде всего органы контроля проверяют то, как учреждения соблюдают законодательство в области образования. При этом учебные заведения, которые перечислены в подпункте 21 статьи 28 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (далее - Закон № 3266-1), контролеры проверять не вправе. Например, вузы. Проверкой таких учебных заведений занимается Рособрнадзор.

Региональные власти могут проверить то, как учреждения соблюдают правила лицензирования и аккредитации, провести контроль качества образовательных услуг.

Проверки проходят по правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2007 г. № 116. Во время контрольных мероприятий проверяющие должны соблюдать требования Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Региональные органы образования могут проводить как выездные (инспекционные), так и камеральные проверки. Выездные проверки проходят по местонахождению учреждения. При «камералках» проверяющие изучают документы учреждения на своей территории. Методические рекомендации по выездным и камеральным проверкам приведены в письмах Рособрнадзора от 4 июня 2008 г. № 01-251/09-01 и от 4 июля 2008 г. № 01-298/09-01.

Контрольные мероприятия могут быть плановыми и внеплановыми. В первом случае проверки проводятся на основании графика, но не чаще одного раза в два года. Поводом для внеплановой проверки могут послужить обращения граждан и юридических лиц с жалобами на нарушение своих прав и законных интересов. Более того, контролеры обязаны отреагировать, если к ним поступит информация о нарушениях, подтвержденная документами и другими доказательствами. Внепланово региональные органы образования могут проверить и то, как учреждение исправило нарушение, выявленное во время предыдущей проверки. Также внеплановая проверка может быть проведена по поручению Рособрнадзора и иных федеральных органов государственной власти в соответствии с их компетенцией.

На проведение проверки у контролеров должен быть приказ их руководителя или его заместителя. Там должны быть зафиксированы цель контрольных мероприятий, их объем, а также срок проверки. Для проверки обычно создается комиссия, назначается ее председатель и издается план-задание по контрольным мероприятиям. И еще. Помните, что перед началом выездной проверки проверяющие должны предъявить свои служебные удостоверения.

Непосредственно процедура проверки зависит от ее целей и задач.

Контролеры имеют право:

- посещать проверяемую образовательную организацию;

- проверять деятельность образовательной организации в соответствии с утвержденным планом проверки либо на основании информации о возможных нарушениях, изложенной в обращениях граждан, юридических лиц или поступившей из иных источников;

- приносить и пользоваться собственными организационно-техническими средствами, в том числе компьютерами, калькуляторами, телефонами;

- наблюдать за деятельностью проверяемой организации;

- запрашивать материалы и документы, необходимые для проведения проверок;

- проводить экспертизу документов;

- при необходимости организовывать анкетирование обучающихся и работников проверяемой организации;

- проводить экспертизу качества образования, тестирование обучающихся и воспитанников образовательных организаций;

- выполнять иные функции, предусмотренные приказом о проведении проверки.

Контролеры не могут проводить проверку в случае отсутствия должностных лиц учреждений. Им запрещено требовать документы, не относящиеся к предмету проверки, изымать оригиналы документов. На выездную проверку контролерам отводится 20 рабочих дней. Но при этом установленные сроки проверки не могут быть превышены.

Контролеры имеют право затребовать учредительные документы, лицензию, свидетельство о государственной аккредитации. Также они могут попросить внутренние нормативные документы учреждения, которые регламентируют:

- структуру управления деятельностью организации;

- права и обязанности обучающихся, воспитанников, работников организации;

- внутренний распорядок организации;

- прием в организацию;

- организацию и осуществление образовательного процесса;

- оказание платных услуг;

- отчисление учащихся, восстановление и перевод;

- методы текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации учащихся.

У учреждения могут быть затребованы документы по учету и хранению бланков аттестатов, а также документация по работе с обращениями физических и юридических лиц.

Проверяющие должны уведомить о предстоящих контрольных мероприятиях заранее. Если речь идет о проверке на предмет соблюдения законодательства РФ об образовании, то это они должны сделать за пять рабочих дней. В адрес учреждения направляются уведомление, копия приказа и план-задание проверки. В такой же срок учебное заведение уведомляют, если проверка связана с вопросами лицензирования и аккредитации. В случае если мероприятие проводится в целях контроля качества образовательных услуг, уведомят учреждение за полтора месяца. Но только если проверка предусматривает тестирование, опрос учащихся либо иные формы контроля качества подготовки школьников. В противном случае учреждение извещается в стандартные сроки - пять рабочих дней.

Результаты контрольных мероприятий оформляют актом. Один экземпляр акта вручается руководителю проверяемой образовательной организации. Второй - остается у контролеров, на нем руководитель ставит подпись. В случае если он не согласен с фактами, изложенными в акте, можно составить письменные возражения (нелишним будет подтвердить обоснованность выводов документами или их копиями). › |

Обратите внимание: если этого не сделать своевременно, то отстоять свою правоту в суде будет сложно (постановление ФАС Северо-Западного округа от 16 марта 2010 г. №А13-8136/2009).

На основании акта оформляется отчет о проверке, а также определяются меры, направленные на устранение выявленных в ходе проверки нарушений. При этом учреждению, допустившему нарушение, выдаются предписания, которые следует выполнить в установленный срок.

За нарушения могут наказать
В Кодексе РФ об административных правонарушениях есть две статьи, которые напрямую предусматривают ответственность за нарушения законодательства об образовании. Во-первых, это статья 5.57, которая применяется, если нарушены права граждан на образование, а также права и свободы обучающихся и воспитанников учебных заведений. Во-вторых, если в ходе проверки будут выявлены нарушения требований к ведению образовательной деятельности и организации образовательного процесса, то учреждение могут оштрафовать по статье 19.30. Учреждение может быть привлечено к ответственности и за невыполнение в срок предписания контролеров (ст. 19.4, 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Важно запомнить
Срок выездной проверки составляет 20 рабочих дней. Уведомить о начале проверки учреждение должны за пять дней. Если во время контрольных мероприятий будет проводиться тестирование учащихся, то срок уведомления о проверке составляет полтора месяца.

Статья напечатана в журнале "Учет в сфере образования" №11, ноябрь 2010 г.

Начать дискуссию