Учет в торговле

Транспортные расходы при совмещении режимов

Порядок распределения транспортных расходов – важнейший элемент учетной политики торговой фирмы. Причем расчет расходов на доставку товаров усложнится, в случае если компания совмещает общий режим и «вмененку». Об этом и поговорим…

Порядок распределения транспортных расходов – важнейший элемент учетной политики торговой фирмы. Причем расчет расходов на доставку товаров усложнится, в случае если компания совмещает общий режим и «вмененку». Об этом и поговорим…

Расходы на доставку товаров от поставщика на свой склад торговая фирма вправе включить в их стоимость. Поступить подобным образом можно как в бухгалтерском (п. 6 ПБУ 5/01), так и в налоговом учете (ст. 320 Налогового кодекса РФ).

Сформированная таким способом стоимость товаров относится на налоговые расходы (по налогу на прибыль), если ценности реализуются в рамках общего режима налогообложения. Соответственно стоимость товаров, которые продаются в рамках «вмененки», в налоговом учете не признается.

Сложности возникают в случае, если разнородные товары, которые затем будут использованы в обоих видах деятельности, доставляются одним и тем же транспортом, по одной накладной. В такой ситуации расходы на доставку товаров можно распределить, например, пропорционально их количеству, весу или объему. Рассмотрим пример.

Пример 1.
ООО «Солнце» занимается оптово - розничной торговлей. Розничная реализация товаров переведена на «вмененку», а оптовая торговля находится на общем режиме. Компания получила от поставщика партию товаров, в которую входят: стиральный порошок - 100 упаковок по цене 236 руб. на сумму 23 600 руб. (включая НДС); шампунь - 200 флаконов по цене 106,20 руб. на сумму 21 240 руб. (включая НДС).

Товары доставлены одним транспортом. Сумма расходов на доставку - 8260 руб. (включая НДС - 1260 руб.). Бухгалтер распределил транспортные расходы пропорционально количеству поступивших товаров. Затраты на доставку порошка составили:

(8260 руб. - 1260 руб.) : 300 шт. Ч 100 шт.  = 2333 руб.

А расходы на доставку шампуня таковы:

(8260 руб. - 1260 руб.) : 300 шт. Ч 200 шт.  =  4667 руб.

Получается, цена за единицу товаров из данной партии (без учета НДС) составит:

- стирального порошка - 223,30 руб. ((20 000 руб. + 2333 руб.) : 100 шт.);

- шампуня - 113,30 руб. ((18 000 руб. + 4667 руб.) : 200 шт.).

Оптом было реализовано 50 упаковок стирального порошка.

Значит, включить в состав налоговых расходов (по налогу на прибыль) бухгалтер может такую сумму:

50 шт. Ч 223,30 руб/шт. = 11 165 руб.

Остальные товары из данной партии были проданы в розницу (в режиме «вмененки»). Поэтому их стоимость в налоговом учете не признается.

При оприходовании товаров записи в бухучете следующие:

ДЕБЕТ 41 субсчет «Товары на складе»
КРЕДИТ 60

- 38 000 руб. (23 600 - 3600 + 21 240 - 3240) - оприходована партия товаров;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

- 6840 руб. (3600 + 3240) - учтен «входной» НДС по поступившим товарам;

ДЕБЕТ 41 субсчет «Товары на складе»
КРЕДИТ 76

- 7000 руб. - включены расходы на доставку товаров в стоимость этих товаров;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 76

- 1260 руб. - учтен «входной» НДС по транспортным расходам;

ДЕБЕТ 41 субсчет «Товары для оптовой продажи»
КРЕДИТ 41 субсчет «Товары на складе»

- 11 165 руб. - переданы товары для реализации оптом;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
КРЕДИТ 19

- 2010 руб. (11 165 руб. х 18%) - принят к вычету «входной» НДС;

ДЕБЕТ 41 субсчет «Товары для реализации в розницу»
КРЕДИТ 41 субсчет «Товары на складе»

- 33 835 руб. (38 000 + 7000 - 11 165) - переданы товары для розницы;

ДЕБЕТ 41 субсчет «Товары для реализации в розницу»
КРЕДИТ 19

- 6090 руб. (6840 + 1260 - 2010) - включен «входной» НДС в стоимость товаров.

Если расходы по доставке в стоимости товаров не учтены, они относятся к прямым издержкам обращения. Их нужно распределять между проданными товарами и остатком не реализованных товаров на конец месяца. Порядок такого распределения установлен статьей 320 Налогового кодекса РФ - путем расчета среднего процента транспортных расходов.

Далее, по нашему мнению, можно действовать по следующей методике.

После того как средний процент рассчитан, нужно определить стоимость товаров, фактически реализованных в рамках общей системы налогообложения.

Затем умножить средний процент транспортных расходов на стоимость этих товаров.

Полученный результат и есть сумма транспортных издержек, которую можно признать в налоговом учете (то есть сумма расходов на доставку, относящаяся к проданным в рамках общего режима товарам).

На наш взгляд, такой алгоритм не противоречит положениям статьи 320 Налогового кодекса РФ. Но фирмам, которые совмещают общую систему и «вмененку», следует закрепить его в учетной политике. Аналогичную методику можно применить и в бухгалтерском учете.
› |

Пример 2.
По состоянию на 1 декабря в регистрах налогового учета оптовой фирмы ООО «Солнце» числится остаток нереализованных товаров на сумму 1 000 000 руб.

В течение месяца закуплено товаров на сумму 3 000 000 руб., продано на сумму 2 600 000 руб.

Расходы на доставку выделены в товаросопроводительных документах поставщиков отдельно. В соответствии с принятой учетной политикой ООО «Солнце» не включает транспортные расходы в стоимость товаров, а относит их к прямым издержкам обращения.

Транспортные издержки, которые относятся к остатку не реализованных на начало месяца товаров, составляют 60 000 руб., расходы на доставку товаров, приобретенных в течение месяца, - 100 000 руб.

В конце месяца сумма транспортных расходов, которая должна быть списана (признана в налоговом учете), рассчитывается следующим образом.

1. Определяем сумму остатка транспортных расходов на начало месяца и транспортных расходов, осуществленных в отчетном месяце:

60 000 руб. + 100 000 руб. = 160 000 руб.

2. Суммируем стоимость товаров, реализованных в отчетном месяце, и остатка товаров на конец месяца:

2 600 000 руб. + (1 000 000 руб. + 3 000 000 руб. -  2 600 000 руб.) = 4 000 000 руб.


3. Рассчитываем средний процент транспортных расходов:

160 000 руб. : 4 000 000 руб. Ч 100 = 4%.

4. Определяем сумму транспортных расходов, относящихся к нереализованным товарам:

(1 000 000 руб. + 3 000 000 руб. - 2 600 000 руб.) Ч 4% = 56 000 руб.

5. Определяем сумму транспортных издержек, которая относится к реализованным за месяц товарам:

60 000 руб. + 100 000 руб. - 56 000 руб. =  104 000 руб.

Но предположим, что часть проданных в декабре товаров была реализована в режиме розничной торговли (переведена на уплату ЕНВД). Их стоимость - 300 000 руб.

Значит, в рамках общего режима (оптом) было продано товаров на сумму 2 300 000 руб. (2 600 000 - 300 000).

Получается, в декабре включить в состав прямых налоговых издержек фирма может сумму транспортных затрат - 92 000 руб. (2 300 000 руб. Ч 4%). А вот оставшиеся 12 000 руб. (104 000 - 92 000) в налоговом учете не признаются.
› |

В бухгалтерском учете транспортные расходы отражаются следующими записями:

ДЕБЕТ 44 субсчет «Расходы, подлежащие распределению»
КРЕДИТ 76

- 100 000 руб. - учтены расходы на доставку товаров, понесенные в декабре;

ДЕБЕТ 44 субсчет «Расходы на продажу в оптовой торговле»
КРЕДИТ 44 субсчет «Расходы, подлежащие распределению»

- 92 000 руб. - отражены транспортные расходы, приходящиеся на оптовую продажу товаров;

ДЕБЕТ 44 субсчет «Расходы на продажу в розничной торговле»
КРЕДИТ 44 субсчет «Расходы, подлежащие распределению»

- 12 000 руб. - учтены транспортные расходы в розничной торговле;

ДЕБЕТ 90 субсчет «Себестоимость продаж в оптовой торговле»
КРЕДИТ 44 субсчет «Расходы на продажу в оптовой торговле»

- 92 000 руб. - списаны транспортные расходы в оптовой торговле;

ДЕБЕТ 90 субсчет «Себестоимость продаж в розничной торговле»
КРЕДИТ 44 субсчет «Расходы на продажу в розничной торговле»

- 12 000 руб. - списаны транспортные расходы в розничной торговле.

Важно запомнить
Фирмы, совмещающие «вмененку» с общим режимом, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций. Порядок такого учета, а также методику распределения расходов по видам деятельности следует закрепить в учетной политике.

Статья напечатана в журнале "Учет в торговле" №12, декабрь 2010 г.

Начать дискуссию