Источник: Финансовый справочник бюджетной организации № 1 за 2011 г.
Законом № 83-ФЗ были заложены правовые основы реформирования сети бюджетных учреждений и установлен срок его завершения - 1 июля 2012 г. В результате этой реформы все бюджетные учреждения должны быть разделены на три типа - казенные, бюджетные (но с иным статусом) и автономные. Повлияют ли внесенные изменения на трудовую деятельность и порядок оплаты труда работников государственных (муниципальных) учреждений?
Необходимость расторжения трудовых договоров
Согласно общеустановленным правилам любые изменения в правовом статусе юридических лиц рассматриваются как смена собственника, изменение подведомственности (подчиненности) или реорганизация - эти случаи не могут являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками. Исключение составляют только трудовые отношения с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером. С этими лицами отношения по итогам реорганизации могут быть прекращены.
Однако реформа, проводимая в бюджетной сфере, не потребует смены даже административно-управленческого персонала учреждения, т.к. согласно новой редакции Закона № 7-ФЗ, изменение типа государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией.
Таким образом, вопрос с назначением (переназначением) руководящего состава учреждения в рамках проводимой реформы решаться не должен.
Изменение условий трудового договора
Оформлять предупреждения об изменении типа учреждения не нужно, поскольку согласно статье 74 ТК РФ работодатель обязан уведомить работника в письменной форме только об изменениях условий трудового договора и о причинах, вызвавших необходимость таких изменений.
При заключении трудового договора с руководителем бюджетного учреждения органу государственной власти, органу местного самоуправления, выступающему в качестве учредителя данного учреждения, необходимо предусматривать:
§ права и обязанности руководителя;
§ показатели оценки эффективности и результативности его деятельности;
§ условия оплаты труда руководителя;
§ срок действия трудового договора, если такой срок установлен учредительными документами бюджетного учреждения;
· условие о расторжении трудового договора по инициативе работодателя в соответствии с ТК РФ при наличии у бюджетного учреждения просроченной кредиторской задолженности, превышающей предельно допустимые значения, установленные органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.
Изменения в трудовые договоры с руководителями бюджетных учреждений субъектов РФ и муниципальных бюджетных учреждений вносятся в соответствии с Рекомендациями, утвержденными распоряжением Правительства РФ от 07.09.2010 № 1505-р.
В разделе "Показатели оценки эффективности и результативности деятельности" трудового договора указываются критерии оценки деятельности руководителя бюджетного учреждения с учетом выполнения целевых показателей работы учреждения и условия стимулирования за их выполнение. Такие показатели подлежат утверждению (определению) учредителем учреждения.
В свою очередь, раздел "Расторжение трудового договора" целесообразно дополнить условием о расторжении трудового договора по инициативе работодателя в соответствии со ст. 278 ТК РФ при наличии у бюджетного учреждения просроченной кредиторской задолженности с указанием ее размера. Если такое положение найдет свое отражение в трудовом договоре, также необходимо определить порядок определения предельно допустимого значения просроченной кредиторской задолженности (включая тот аспект, что учитывать, а что нет при формировании данного показателя).
Конкретные значения кредиторской задолженности учреждения, по достижении которых заключенный с руководителем договор может быть расторгнут, определяют соответствующие органы власти. В отношении федеральных учреждений — это федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых находятся учреждения. Как правило, для целей реализации вышеприведенных положений в отдельном порядке выделяется задолженность по оплате труда, по налогам и обязательным платежам в бюджет, а также иная или общая задолженность учреждения.
Для внесения новых условий в уже заключенный трудовой договор оформляется дополнительное соглашение к нему. О таком дополнительном соглашении руководитель должен быть уведомлен в письменной форме учредителем не позднее чем за два месяца. Тем самым будут соблюдены положения ст. 74 ТК РФ.
Сохранение условий оплаты труда
Как представляется, автономные и изменившие свой статус бюджетные учреждения вправе самостоятельно определять систему оплаты труда своих работников, что обуславливается, прежде всего, предоставлением им широчайших полномочий по использованию выделенных в установленном порядке средств (за исключением отдельных из них).
В отличие от автономных и бюджетных, казенные учреждения менее самостоятельны в использовании бюджетных средств, выделенных им на содержание. Они не вправе отходить от той системы заработной платы, которая определяется требованиями соответствующих нормативных правовых актов.
Пределы, до которых преобразованные (изменившие тип) бюджетные и автономные учреждения вправе менять ранее принятую систему оплаты труда, содержится в ст. 144 ТК РФ.
Если отталкиваться от соответствующих нормативных правовых актов, то для работников преобразованных бюджетных учреждений до сих пор предусматривается применение новых систем оплаты труда (НСОТ). Их базовые положения закреплены в постановлении Правительства РФ от 05.08.2008 № 583*. В свою очередь, применение базовых положений НСОТ на уровне субъектов РФ и местных органов власти закреплено в Единых рекомендациях и иных нормативных правовых актах.
Соответственно, до тех пор пока из документов, определяющих применение НСОТ, не будут исключены слова "бюджетные учреждения", преобразованные бюджетные учреждения обязаны учитывать необходимость применения базовых окладов, профессиональных квалификационных групп работников и иные аспекты НСОТ. Вместе с тем применение НСОТ ни в коей мере не ущемляет права "новых" бюджетных учреждений и не ограничивает их возможности. Объясняется это тем, что оклады своих работников учреждения вправе определять самостоятельно (но не ниже базовых), размеры дополнительных компенсационных и стимулирующих выплат также можно устанавливать своими документами и т. д.
На необходимость применения базовых принципов НСОТ указывают также последние изменения действующего законодательства.
В новой редакции, в частности, подлежат применению следующие документы:
§ приказ Минздравсоцразвития России от 27.11.2008 № 666н "Об утверждении Разъяснения об использовании централизованных до 5 процентов лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на оплату труда работников федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждений, на установление руководителям этих учреждений выплат стимулирующего характера" (ред. от 17.09.2010 № 810н);
§ приказ Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 № 818 "Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в этих учреждениях" (ред. от 17.09.2010 № 810н);
приказ Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 № 822 "Об утверждении Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в этих учреждениях" (ред. от 17.09.2010 № 810н).
Начать дискуссию