Налог на имущество

Налог на имущество за светофор

На балансе российской организации находится светофор, который расположен на частной автомобильной дороге общего пользования, проходящей через несколько населенных пунктов. Правомерно ли освобождение данного светофора от обложения налогом на имущество организаций в соответствии с пунктом 11 статьи 381 НК РФ?

Материал подготовлен специалистами Центра методологии бухгалтерского учета и налогообложения

На балансе российской организации находится светофор, который расположен на частной автомобильной дороге общего пользования, проходящей через несколько населенных пунктов. Правомерно ли освобождение данного светофора от обложения налогом на имущество организаций в соответствии с пунктом 11 статьи 381 НК РФ?

Освобождение пешеходного светофора, который расположен на частной автомобильной дороге общего пользования, проходящей через населенные пункты, и находится на балансе российской организации в качестве основных средств, в соответствии с пунктом 11 статьи 381 НК РФ является неправомерным.

Обоснование: На основании пункта 1 статьи  373 НК РФ, плательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ.

В силу пункта 1 статьи 374 НК РФ, объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 НК РФ.

Согласно пункту 5 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 N 26н, к основным средствам относятся здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты.

На основании пункта 3.9 ГОСТа Р 52289-2004, утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 N 120-ст (далее – ГОСТ Р 52289-2004), дорожный светофор представляет собой светосигнальное устройство для регулирования движения.
Следовательно, светофоры относятся к основным средствам.

В соответствии с пунктом 11 статьи 381 НК РФ, освобождаются от обложения налогом на имущество организаций, в том числе, организации  в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. При этом, перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством РФ.

Как следует из Перечня имущества, относящегося к федеральным автомобильным дорогам общего пользования, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 504 (далее – Перечень N 509),  к указанному Перечню относятся светофоры и средства для регулирования уличного движения прочие (код  4 3599420)
Перечень N 509 также устанавливает, что к данной категории относятся светофоры и средства для  регулирования движения на федеральных автомобильных дорогах общего пользования, проходящих через населенные пункты.

В силу части 1 статьи 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон N 257-ФЗ), автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на:
1) автомобильные дороги федерального значения;
2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;
3) автомобильные дороги местного значения;
4) частные автомобильные дороги.

Согласно части 5 указанной статьи, автомобильными дорогами общего пользования федерального значения являются автомобильные дороги:
1) соединяющие столицу РФ - город Москву со столицами сопредельных государств, с административными центрами (столицами) субъектов РФ;
2) включенные в перечень международных автомобильных дорог в соответствии с международными соглашениями РФ.

Кроме того, на основании части 6 статьи 5 Закона N 257-ФЗ, автомобильными дорогами общего пользования федерального значения могут быть автомобильные дороги:

1) соединяющие между собой административные центры (столицы) субъектов РФ;
2) являющиеся подъездными дорогами, соединяющими автомобильные дороги общего пользования федерального значения, и имеющие международное значение крупнейшие транспортные узлы (морские порты, речные порты, аэропорты, железнодорожные станции), а также специальные объекты федерального значения;
3) являющиеся подъездными дорогами, соединяющими административные центры субъектов РФ, не имеющие автомобильных дорог общего пользования, соединяющих соответствующий административный центр субъекта РФ со столицей РФ - городом Москвой, и ближайшие морские порты, речные порты, аэропорты, железнодорожные станции.

При этом, на основании части 7 приведенной статьи, Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения утверждается Правительством РФ.
Часть 12 статьи 5 Закона N 257-ФЗ относит к частным автомобильным дорогам общего пользования автомобильные дороги, находящиеся в собственности физических или юридических лиц, не оборудованные устройствами, ограничивающими проезд транспортных средств неограниченного круга лиц. Иные частные автомобильные дороги относятся к частным автомобильным дорогам необщего пользования.

В свою очередь, из части 2 статьи 6 Закона N 257-ФЗ следует, что автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения, относятся к федеральной собственности.

Таким образом, можно сделать вывод, что частные автомобильные дороги общего пользования не могут быть отнесены к автомобильным дорогам федерального значения.

Соответственно, они не попадают под действие пункта 11 статьи 381 НК РФ.

Начать дискуссию