Бюджетный учет

Установлены правила учета в бюджетных учреждениях

Минюст России зарегистрировал 2 февраля 2011 года приказ Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н, которым утверждены План счетов бухучета для бюджетных учреждений нового типа, а также Инструкция по его применению (Определено, что нормы приказа применяются при формировании учетной политики бюджетного учреждения начиная с 2011 года. Но на момент подписания номера в печать нормативный акт официально не был опубликован).
Минюст России зарегистрировал 2 февраля 2011 года приказ Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н, которым утверждены План счетов бухучета для бюджетных учреждений нового типа, а также Инструкция по его применению (Определено, что нормы приказа применяются при формировании учетной политики бюджетного учреждения начиная с 2011 года. Но на момент подписания номера в печать нормативный акт официально не был опубликован). Об основных новациях пойдет речь в статье.
 
Изменения в организации учета
Для начала рассмотрим новации, которые следует учесть при организации учета.
 
Поправлен перечень имущества учреждения
Итак, среди основных нововведений можно выделить не только деление имущества учреждения на недвижимое и движимое, но и выделение из состава движимого имущества особо ценного.

К недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Среди всего прочего к недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Однако перечень недвижимого имущества не является закрытым, так как чиновники Минфина России предусмотрели, что законом к недвижимым активам может быть отнесено и иное имущество. Активы, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Причем регистрация прав на движимые вещи не требуется.
 
Какое имущество является особо ценным движимым?
Виды особо ценного движимого имущества автономных или бюджетных учреждений, согласно постановлению Правительства РФ от 26 июля 2010 г. № 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества», могут определяться:

а) федеральными органами исполнительной власти – в отношении федеральных бюджетных учреждений, находящихся в их ведении;

б) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, – в отношении бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации;

в) в порядке, установленном местной администрацией, – в отношении муниципальных бюджетных учреждений нового типа.
 
План счетов бюджетного учета
В План счетов бюджетного учета внесены изменения как в части нумерации счетов, так и их названия. 
 
Основные изменения в счетах учета
Проанализировав новые правила бухгалтерского учета, можно выделить основные группы изменений, связанные с порядком применения счетов.

А именно в Инструкции №174н:

– прописаны дополнительные счета для учета приносящей доход деятельности (затраты на изготовление готовой продукции, работ, услуг (счет 109));

– изменены счета санкционирования хозяйствующих субъектов.

При ведении бухгалтерского учета хозяйственные операции бюджетными учреждениями отражаются на счетах Плана счетов, содержащих в 24–26-м разрядах номера счета аналитический код вида поступлений, выбытий объекта учета, соответствующий коду КОСГУ, в зависимости от экономического содержания хозяйственной операции, отражаемой в бухучете бюджетного учреждения (п. 3 Инструкции № 174н).

Так, например, в плане счетов бюджетного учреждения (приложение № 1 к приказу № 174н) для основных средств установлены коды в 24–26-м разрядах номера счета:

– 310 – увеличения стоимости;

– 410 – уменьшения стоимости.
 
Изменен порядок учета затрат на производство продукции
Учет затрат на производство выделен на счетах:

– 109 60 000 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг»;

– 109 70 000 «Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг»;

– 109 80 000 «Общехозяйственные расходы»;

– 109 90 000 «Издержки обращения».

При этом для каждого счета ведения бухгалтерского учета затрат на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг применяются счета аналитического учета в соответствии с объектом учета и содержанием хозяйственной операции.
 
Скорректированы правила учета денежных средств
Для формирования информации в денежном выражении о наличии денежных средств учреждений и хозяйственных операций, изменяющих указанные объекты учета, применяются группы счетов в соответствии с пунктом 70 Инструкции № 174н. А именно:

– 201 10 000 «Денежные средства на лицевых счетах учреждения в органе казначейства»;

– 201 20 000 «Денежные средства на счетах учреждения в кредитной организации»;

– 201 30 000 «Денежные средства в кассе учреждения».

Отмечу и такую новацию: нормами новой Инструкции определены правила ведения бухгалтерского учета по операциям с денежными средствами на счетах бюджетных учреждений, открытых в кредитных организациях.

Для учета указанных операций применяются счета аналитического учета в соответствии с объектом учета и содержанием хозяйственной операции. А именно:

– 201 23 000 «Денежные средства учреждения в кредитной организации в пути»;

– 201 26 000 «Аккредитивы на счетах учреждения в кредитной организации»;

– 201 27 000 «Денежные средства учреждения в иностранной валюте на счетах в кредитной организации».
 
Доходы бюджетного учреждения нового типа
А именно установлены группы счетов для наличия расчетов по доходам. Таковыми, в частности, являются счета:

– 205 20 000 «Расчеты по налогам от собственности»;

– 205 30 000 «Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг»;

– 205 40 000 «Расчеты по суммам принудительного изъятия»;

– 205 50 000 «Расчеты по поступлениям от бюджетов»;

– 205 70 000 «Расчеты по доходам от операций с активами»;

– 205 80 000 «Расчеты по прочим доходам».

Как мы видим, основной доход учреждения – предоставленные субсидии, начисление которых отражается по дебету счета 4 205 81 560 «Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам» и кредиту счета 4 401 10 180 «Прочие доходы». Начисление доходов по предоставленной субсидии на иные цели, в сумме подтвержденной отчетом расходов, финансовым источником обеспечения которых являлась указанная субсидия, отражается на основании Справки (ф.0504833), оформленной согласно отчету по субсидии на иные цели по дебету счета 5 205 81 560 «Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам» и кредиту счета 5 401 10 180 «Прочие доходы».
 
Расчеты с учредителями
Введен аналитический счет 210 06 000 «Расчеты с учредителями». В пункте 116 Инструкции № 174н отражены операции бюджетного учреждения по расчетам с государственными органами власти при закреплении за бюджетным учреждением права оперативного управления.
 
Изменен состав обязательств бюджетного учреждения
Итак, для формирования информации в денежном выражении о состоянии прочих расчетов с кредиторами и операций, изменяющих указанные расчеты, уточнены счета аналитического учета, применяющиеся в соответствии с объектом учета и содержанием хозяйственной операции:

– 304 01 000 «Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение»;

– 304 02 000 «Расчеты с депонентами»;

– 304 03 000 «Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда»;

– 304 04 000 «Внутриведомственные расчеты»;

– 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами».

Обратите внимание: счет 304 06 000 используется при отражении взаимоотношений с органом, выделяющим субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания (то есть финансовое обеспечение). Это может быть связано с увеличением (уменьшением) кредиторской задолженности, полученной бюджетным учреждением по соответствующему виду финансового обеспечения (деятельности), или восстановлением его источника.
 
Введены новые счета для учета финансового результата
А именно счет 401 00 000 «Финансовый результат хозяйствующего субъекта» раздела 4 «Финансовый результат» Плана счетов бюджетного учреждения дополнен следующими группировочными счетами:

– 401 10 000 «Доходы текущего финансового года»;

– 401 20 000 «Расходы текущего финансового года»;

– 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов»;

– 401 40 000 «Доходы будущих периодов»;

– 401 50 000 «Расходы будущих периодов».

Группировка счета аналитического учета в соответствии с экономическим содержанием хозяйственной операции и объектом учета приведена в пункте 149 Инструкции № 174н. Операции по начислению доходов бюджетного учреждения оформляются бухгалтерскими записями в соответствии с пунктами 150–155 Инструкции № 174н.
 
Санкционирование расходов
Следует также обратить внимание на те изменения, которые внесены в порядок санкционирования расходов. Теперь операции по санкционированию расходов будут отражаться только с применением следующих счетов:

– 502 00 000 «Принятые обязательства»;

– 504 00 000 «Сметные (плановые) назначения»;

– 506 00 000 «Право на принятие обязательств»;

– 507 00 000 «Утвержденный объем финансового обеспечения»;

– 508 00 000 «Получено финансового обеспечения».

Каждый из приведенных счетов санкционирования расходов группируется на счетах аналитического учета. Например, счет 504 00 000 «Сметные (плановые) назначения» группируется в разрезе видов (кодов – при их наличии) доходов (поступлений), расходов (выплат), в структуре, предусмотренной сметой (планом финансово - хозяйственной деятельности) учреждения, утвержденной на соответствующий финансовый год.
 
Учреждение вправе устанавливать аналитику
Заметьте: с учетом положений Инструкции по применению Единого плана счетов при утверждении рабочего плана счетов учреждение вправе вводить дополнительные аналитические коды счетов, обеспечивающих формирование в учете дополнительной информации, необходимой как внутренним, так и внешним пользователям бухгалтерской отчетности.
 
Нормы Единого плана счетов влияют на учет
Инструкцией № 157н, на базе которой применяется приказ № 174н, не только введены дополнительно счета, но и уточнены некоторые понятия и принципы учета.
 
Основные средства можно приобрети в лизинг
Так, на основании пункта 26 Инструкции № 157н первоначальная (фактическая) стоимость объектов нефинансовых активов, являющихся предметом договора лизинга (сублизинга), определяется условиями договора и признается в сумме расходов лизингодателя на его приобретение, сооружение, доставку, изготовление и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе рас-ходов. Решение о принятии к учету имущества, являющегося предметом лизинга (сублизинга), на баланс лизингодателя или баланс лизингополучателя определяется по согласованию между сторонами договора лизинга (сублизинга). Перечень первичных документов приведен в пункте  9 Инструкции № 174н.
  
Начисляем амортизацию по новым нормам
Установлены новые принципы начисления амортизации основных средств и нематериальных активов.

В частности, на объекты недвижимого имущества при принятии их к учету:

– стоимостью до 40 000 руб. включительно амортизация начисляется в размере 100 процентов балансовой стоимости;

– стоимостью свыше 40 000 руб. амортизация начисляется в соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами амортизации.

Далее скажем об объектах движимого имущества:

– на активы библиотечного фонда стоимостью до 40 000 руб. включительно амортизация начисляется в размере 100 процентов балансовой стоимости при выдаче объекта в эксплуатацию;

– на объекты основных средств стоимостью свыше 40 000 руб. амортизация начисляется в соответствии с рассчитанными нормами амортизации;

– на объекты основных средств стоимостью до 3000 руб. включительно, за исключением объектов библиотечного фонда, нематериальных активов, амортизация не начисляется;

– на иные объекты основных средств стоимостью от 3000 до 40 000 руб. включительно амортизация начисляется в размере 100 процентов балансовой стоимости при выдаче в эксплуатацию.
 
Перечень забалансовых счетов
Причем не все забалансовые счета приведены в разрезе Единого плана счетов...(Инструкция № 157н, утверждена  приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. №157н).
 
Скорректирован порядок возмещения ущерба
В частности, отрегулированы правила отражения в учете расчетов по ущербу, нанесенному имуществу учреждения. Новыми нормами предусмотрено изменение не только названия счета 209 и его аналитических позиций, но и порядка отражения на счетах бюджетного учета бухгалтерских записей (п. 109, 110 Инструкции № 174н).
 
Разрешено устанавливать корреспонденцию счетов
В заключение отмечу, что в 2011 году бюджетному учреждению рекомендовано пользоваться корреспонденцией счетов бухучета, предусмотренной приложением № 1 Инструкции № 162н (нормы инструкции применяются казенными учреждениями и учреждениями, не перешедшими на финансирование в виде субсидий). Кроме того, при отсутствии корреспонденций счетов по производимой хозяйственной операции учреждения имеют право по согласованию с органом, осуществляющим в отношении учреждения функции и полномочия учредителя, определять необходимую корреспонденцию счетов в части, не противоречащей Инструкции № 174н.
 
Важно запомнить
Нормы Инструкции №174н применяются бюджетными учреждениями:

– при выделении им субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ на выполнение государственного (муниципального) задания;

– при установлении распорядителем категории «особо ценное движимое имущество».

Статья напечатана в журнале "Учет в бюджетных учреждениях" №3, март 2011 г.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию