Как показывает практика, в ходе проведения камеральной или выездной проверки турфирмы, применяющей «упрощенку», налоговики нередко запрашивают бумаги, которые по закону требовать не имеют права…
Какие документы налоговики могут истребовать
Налоговый кодекс РФ не содержит конкретного списка документов, которые могут истребовать фискалы в ходе проверки.
Тем не менее такой перечень можно приблизительно составить, если обратиться к статье 88 Налогового кодекса РФ, в котором разъяснен порядок проведения камеральной проверки. А также к статье 89 Налогового кодекса РФ, где прописан порядок проведения выездной проверки.
Камеральная проверка
В ходе такой проверки налоговики могут потребовать, чтобы туристическая фирма представила им следующие документы:
– пояснения, если в ходе контрольных мероприятий выявлены ошибки или неточности в декларациях (расчетах);
– документы, подтверждающие право на льготу (если, скажем, туристическая компания применяет нулевую ставку по налогу на добавленную стоимость).
Выездная проверка
При выездной проверке налоговому органу предоставлены более широкие полномочия. Например, если у проверяющих инспекторов есть достаточные основания полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производится их выемка.
В рамках проверки может исследоваться правомерность перехода на «упрощенку»: подавала ли турфирма в налоговую инспекцию заявление о применении спецрежима или нет.
Напомним, что форма заявления, в соответствии с которым возможно перейти на упрощенную систему налогообложения, утверждена приказом ФНС России от 13 апреля 2010 г. № ММВ-7-3/182@. В принципе, переход на спецрежим носит уведомительный характер. Иначе говоря, турфирме вовсе не нужно получать от фискалов разрешение, чтобы применять «упрощенку». Но вот уведомить их о переходе на данный режим необходимо.
В рамках проверки налоговикам разрешено ознакомиться с учредительными документами турфирмы, в которых может содержаться упоминание о филиалах или представительствах, что является запретом для перехода на «упрощенку» (подп. 1 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ).
Кроме того, инспекторы могут проверить соблюдение требований, установленных статьей 346.12. Налогового кодекса РФ для перехода на спецрежим. Соответственно, у турфирмы могут запросить документы, подтверждающие:
– ограничения по численности работников (не более 100 человек). Оно может быть проверено, например, на основании трудовых договоров, штатного расписания;
– ограничения по остаточной стоимости объектов и нематериальных активов (не более 100 млн руб.). Такие данные могут быть уточнены по данным бухучета, книги учета доходов и расходов;
– ограничения по выручке (на 2011 год – не более 60 млн руб.). Оно проверяется на основании деклараций, доходных договоров. › |С 1 января 2010 года до 1 января 2013 года лимит дохода для применения «упрощенки» составляет 60 млн руб. Причем индексация этой величины на коэффициент-дефлятор не производится (письмо Минфина России от 14 января 2011 г. № 03-11-11/1). |<
Обратите внимание: если величина выручки у турфирмы превысила ограничение, установленное для применения «упрощенки» (п. 4 ст. 346.13 Налогового кодекса РФ), в таком случае инспекция вправе доначислить налоги по общей системе налогообложения, даже если они не были указаны в решении о проведении проверки. Данный вывод содержится в постановлении ФАС Уральского округа от 3 марта 2008 г. № Ф09-867/08-С3.
В целом к проверяемым документам могут относиться, в частности: договоры с контрагентами, «первичка», чеки на приобретение горюче-смазочных материалов, расчетные ведомости, свидетельствующие о выдаче работникам зарплаты.
Истребование документов (информации) о турфирме, данных о конкретных сделках может производиться также в соответствии со статьей 93.1 Налогового кодекса РФ:
– в период приостановления выездной налоговой проверки (п. 9 ст. 89 Налогового кодекса РФ);
– в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 2 ст. 93.1, п. 6 ст. 101 Налогового кодекса РФ).
Большинство претензий контролеров связано с определением налоговой базы, особенно если турфирма применяет объект налогообложения «доходы минус расходы». При этом налоговики проверяют книгу учета доходов и расходов, а также иные документы, свидетельствующие об оплате расходов, которые прямо по¬именованы в статье 346.16 Налогового кодекса РФ.
Часто фискалы обращают внимание на то, заверена ли книга учета доходов и расходов в инспекции. Хотя даже если она и не заверена, это нельзя трактовать как отсутствие налогового учета.
Во-первых, то, что книга не представлена в инспекцию, вовсе не означает, что она не ведется вовсе (постановления ФАС Дальневосточного округа от 19 сентября 2007 г. № Ф03-А51/07-2/3471, ФАС Восточно-Сибирского округа от 6 февраля 2007 г. № А19-18593/06-33-Ф02-223/07-С1). Во-вторых, даже отсутствие книги не говорит о том, что у турфирмы нет других документов, на основании которых можно рассчитать единый налог по «упрощенке», тем более если она представляла декларации.
Хотя надо сказать, что обязанность заверять книгу прописана лишь в Порядке ведения книги учета доходов и расходов. В Налоговом кодексе РФ такого положения нет. Поэтому ФНС России сочла, что заверять книгу организации должны в добровольном порядке (письмо от 3 февраля 2010 г. № ШС-22-3/84@).
В рамках проверки кассовых операций налоговые органы могут запросить сведения об установлении лимита по кассе и проверить его соблюдение.
Отметим, что за превышение лимита наличных средств отвечает покупатель (заказчик), то есть сторона, которая платила наличными (письмо УМНС России по г. Москве от 30 декабря 2002 г. № 29-12/64034).
У судов, как правило, такая же точка зрения (см., например, постановление ФАС Московского округа от 22 мая 2006 г. № КА-А40/4070-06).
Какие документы налоговики не вправе истребовать
На практике контролеры довольно часто превышают свои полномочия, требуя с турфирмы представить им те документы, которые по закону она может и не представлять.
Камеральная проверка
Если в декларации (расчете) отсутствуют противоречия, налоговая инспекция не должна запрашивать дополнительные сведения. Запрет на подобные действия содержится в пункте 7 статьи 88 Налогового кодекса РФ, где указано, что инспекторы не вправе требовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, представление которых вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено.
Подтверждается это и арбитражной практикой (постановление ФАС Московского округа от 19 мая 2010 г. № КА-А40/4349-10). Такую же позицию высказывают финансисты (письмо Минфина России от 14 декабря 2010 г. № 03-02-07/1-593).
Обратите внимание, что налогоплательщик вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового или бухгалтерского учета или иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет). Но это не является обязанностью турфирмы.
Если при камеральной проверке не было выявлено ошибок или противоречий в декларации, налоговый орган не вправе требовать, чтобы турфирма уменьшила полученный убыток только на том основании, что она не представила документы, подтверждающие его сумму (постановление ФАС Московского округа от 16 июля 2009 г. № КА-А40/6618-09).
Налоговики не вправе требовать, чтобы бухгалтер турфирмы включал в налоговую декларацию (расчет) сведения, не связанные с исчислением и уплатой налогов и сборов.
Правда, это ограничение не касается указания в декларации (расчете) следующих данных:
1) вида документа – первичный (корректирующий);
2) наименования налогового органа;
3) местонахождения организации (ее обособленного подразделения) или места жительства физического лица;
4) фамилии, имени, отчества физического лица или полного наименования организации (ее обособленного подразделения);
5) номера контактного телефона налогоплательщика (стационарного или мобильного).
Не допускается требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган (должностному лицу), если иное не предусмотрено действующим законодательством. И только в случае необходимости в рамках истребования документов по статье 93 Налогового кодекса РФ фискалы вправе ознакомиться с подлинниками документов. Это предусмотрено для тех случаев, когда налоговый орган, получив запрашиваемые документы в виде заверенных копий, имеет какие-либо сомнения относительно их тождественности оригиналам документов. >|Должностные лица могут ознакомиться с подлинниками документов в ходе выездной налоговой проверки на территории налогоплательщика, за исключением проведения проверки по местонахождению налогового органа, и при проведении выемки..|<
Выездная проверка
Исходя из судебной практики, можно сделать выводы о том, что именно не вправе требовать налоговые органы.
Итак, они не могут потребовать у турфирмы:1) журнал прихода-ухода работников для подтверждения расходов на оплату труда (постановление ФАС Москов¬ского округа от 20 мая 2010 г. № КА-А41/4804-10);
2) платежки по страховым взносам. В 2010 году изменился порядок сдачи отчетности по страховым взносам во внебюджетные фонды. В письме от 13 июля 2010 г. № ШС-37-3/6575@ ФНС России подчеркивает, что инспекторы не вправе требовать при приеме деклараций по спецрежимам представления документов, не предусмотренных действующим законодательством;
3) оригинал справки на лечение работника туристической компании. Расходы на лечение для получения социального вычета по налогу на доходы физических лиц подтверждает копия справки об оплате медицинских услуг.
Важно запомнить
Статья напечатана в журнале "Учет туристической деятельности" №3, март 2011 г.
Комментарии
1Хорошая статья,прочитала -от и до.Но это относится только к турфирмам(в смысле требования доков налоговой при камеральной) или и ко всем,из статьи решила ,что да -это для всех.Осталось где нибудь искать-действительно ли это так...а то налоговики замучили требованием документов для камералки(и квитанции об уплате пенс.взносов, теперь и рсв-1-2 листа,и расписку-чем занимаешья,площадь торг.зала,и как К-2 рассчитал..ну немыслимо,а что делать..ссориться-заклюют). Для турфирм-чудесная статья.