Учет в туризме

Отказ от туров из-за чрезвычайных обстоятельств

Начало 2011 года оказалось богато на чрезвычайные происшествия в странах, традиционно занимающих лидирующие позиции в сфере выездного туризма – в Тунисе и Египте вспыхнули антиправительственные волнения. Срыв поездки зачастую влечет весьма ощутимые для турфирм потери, связанные с возвратом денег клиентам и трудностью получения денежных средств от партнеров.

Начало 2011 года оказалось богато на чрезвычайные происшествия в странах, традиционно занимающих лидирующие позиции в сфере выездного туризма – в Тунисе и Египте вспыхнули антиправительственные волнения. Срыв поездки зачастую влечет весьма ощутимые для турфирм потери, связанные с возвратом денег клиентам и трудностью получения денежных средств от партнеров.

Информирование туристов об угрозе
Согласно статье 14 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее – закон о туризме), Рос¬туризм обязан информировать турфирмы и туристов (экскурсантов) об угрозе безопасности путешественников в стране (месте) временного пребывания. Соответственно, турфирма в рамках выполнения требований статьи 10 закона о туризме (о предоставлении полной информации клиенту) также должна сообщить туристу
о неспокойных местах для поездки.

Когда возможен отказ от поездки
Если в стране (месте) временного пребывания туриста возникла угроза безопасности его жизни и здоровья, турист или турфирма вправе потребовать в суде расторгнуть договор о реализации туристского продукта или изменить его. Такая норма закреплена в статье 14 закона туризме. В этом случае возможно два варианта. Если договор расторгнут до начала запланированного путешествия, туристу (иному заказчику) возвращается денежная сумма, равная общей цене туристского продукта. Если расторжение произошло после начала путешествия – часть оплаты в размере, пропорциональном стоимости услуг, не оказанных туристу.

Кто определяет угрозу
Наличие угрозы безопасности туристов подтверждается соответствующими решениями органов государственной власти. Так, на сайте Ростуризма 14 января 2011 года была размещена следующая информация:

«По сообщению Министерства иностранных дел Российской Федерации, в настоящее время в Тунисе сохраняется напряженная обстановка и не исключается ее дальнейшее обострение. В связи с этим Ростуризм рекомендует российским гражданам воздерживаться от поездок в эту страну, а уже находящимся в Тунисе нашим соотечественникам – соблюдать все необходимые меры безопасности и не посещать места проведения массовых акций протеста».

Более категоричны были формулировки государственных органов в связи с ситуацией в Египте.

В заявлении Минспорттуризма России, Ростуризма от 31 января 2011 года говорилось следующее: «В Египте сложились обстоятельства, серьезно затрудняющие принятие мер по защите российских граждан и оказание им покровительства со стороны Российской Федерации.

Согласно статье 14 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», данные обстоятельства квалифицируются как угроза безопасности туристов. Указанные обстоятельства подтверждены рекомендацией МИД России от 28 января 2011 года о нежелательности въезда в Египет и приказом Ростуризма от 29 января 2011 г. № 13.

Напоминаем, что в сложившихся обстоятельствах российские туристы имеют безусловное право требовать расторжения договора о реализации туристского продукта или изменения его условий в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при его заключении».

Аналогичную позицию выразил Рос¬потребнадзор в письме от 31 января 2011 года.

Правда, в отличие от однозначной формулировки по Египту в сообщении Ростуризма на тему беспорядков в Тунисе от 14 января 2011 года выражение «угроза безопасности» не используется. Говорится лишь о «напряженной обстановке» и ее «дальнейшем обострении», что дает возможность для определенного «маневра» в суде.

Кто возвращает деньги за путевки
Сложность в применении статьи 14 закона о туризме состоит в том, что она не предусматривает, кто конкретно должен возвращать деньги туристу, если, скажем, он приобрел путевку через посредника.

Как показывает практика, в данной ситуации возможно два варианта:
1) турагент возвращает клиенту только сумму, равную своему вознаграждению, оставшиеся деньги выплачивает непосредственно туроператор;
2) всю сумму возвращает турагент, а затем он требует компенсацию у туроператора.

К сожалению, второй вариант достаточно рискован для турагентов.

Так, если всю сумму возвращает тур¬агент, в последующем у него могут возникнуть трудности с получением денег от туроператора. Ведь тот нередко ссылается на штрафные санкции за отказ от тура, установленные договором между турагентом и туроператором (без учета причин такого отказа). Следует отметить, что позиция арбитражных судов относительно правомерности применения таких штрафных санкций до сих пор остается неоднозначной.

В свою очередь действия туроператора по отказу в возврате денежных средств туристам и турагентам зачастую обусловлены тем, что поставщики услуг – отели и авиакомпании – также отказывают в выплате компенсаций за неиспользованные услуги.

Таким образом, в отличие от туристов, чьи интересы защищают как закон, так и прямые указания государственных органов, турфирмы (в особенности турагенты) при возникновении чрезвычайных ситуаций оказываются незащищенными законодательно.

Хотя требования туристов, адресованные турагентам, действующим в рамках полномочий агента (комиссионера), установленных посредническими договорами с туроператором, должны рассматриваться туроператором и мотивированно удовлетворяться либо с предложением о предоставлении альтернативной услуги по договору о реализации туристского продукта, либо с указанием порядка и сроков возврата денежных средств.

Турагент, как лицо, действующее за счет туроператора в сделке по реализации туристского продукта, не обладает достаточной компетенцией в данных правоотношениях, чтобы принимать решение о возврате денежных средств туристу, и обязан следовать указаниям туроператора (принципала).

Если туроператор принимает решение об отмене чартерного рейса и прекращении оказания услуг, но при этом отказывает в возврате денежных средств по неисполненному договору и не предлагает альтернативной возможности изменения договора, то возникает событие, являющееся страховым случаем по договору страхования гражданской ответственности туроператора.

Правда, только если данное событие не будет признано страховщиком исключением из страхования.

Если договор расторгает (изменяет) турфирма
Вместе с тем следует учитывать, что положениями статьи 14 закона о туризме право требовать расторжения или изменения договора при наличии информации об угрозе безопасности предоставлено не только туристу, но также турагенту и туроператору.

Таким образом, турагент и туроператор вправе (в том числе в досудебном порядке при рассмотрении заявления туриста) предложить клиенту изменить даты путешествия или выбранную для поездки страну.

Турист или иной заказчик туристского продукта вправе принять предложение об изменении договора либо отказаться от него и потребовать его расторжения (договор оказания туристских услуг – разновидность договора возмездного оказания услуг).

В случае расторжения договора и отказа туроператора от возврата денежных средств решение о возмещении причиненных убытков принимает суд по заявлению путешественника.

Если турист все же оказался за границей
Если же турист уже оказался за границей (и там возникли форс-мажорные обстоятельства), помощь россиянам оказывают дипломатические и консульские учреждения (Положение о предоставлении помощи в возвращении в РФ гражданам РФ, оказавшимся на территории иностранного государства без средств к существованию, утвержденное постановлением Правительства РФ от 31 мая 2010 г. № 370).

>|Положение о предоставлении помощи действует с 9 декабря 2010 года.|< 

Однако на помощь можно рассчитывать лишь в исключительных случаях. Это ситуации, при которых нахождение гражданина за границей небезопасно для его жизни. И когда у него нет собственных денег для возвращения в страну.

Чтобы получить помощь, гражданину придется подать в загранучреждение на территории иностранного государства пакет документов (п. 3 Положения). Это:

1) заявление (в отношении себя, супруга (супруги), своих несовершеннолетних детей, а также иных сопровождаемых им соотечественников, законным представителем которых он является) в произвольной форме на имя руководителя загранучреждения РФ с изложением обстоятельств, в результате которых он оказался на территории иностранного государства без средств к существованию;
2) документ, удостоверяющий личность гражданина РФ и подтверждающий принадлежность к гражданству РФ, или иные официальные документы, выданные компетентными органами России (по возможности);
3) официальные документы, выданные компетентными органами и учреждениями иностранного государства и имеющие отношение к обстоятельствам обращения за помощью (по возможности).

Рассматривает заявления граждан специальная комиссия загранучреждения. В ее состав обязательно включается бухгалтер, ведь именно на нем лежит контроль за расходами учреждения. При этом комиссия проводит некоторые предварительные процедуры (п. 6 Положения):
– проверяет достоверность изложенных в заявлении фактов;
– выясняет обстоятельства пребывания гражданина РФ на территории иностранного государства (цель поездки, наличие визы, условия пребывания);
– запрашивает при необходимости документы, относящиеся к вопросу (в том числе в электронной и факсимильной формах).

На все эти процедуры комиссии дается срок, не превышающий 72 часов, приходящихся на рабочие дни. По итогам рассмотрения заявления члены комиссии большинством голосов принимают решение о предоставлении помощи, прекращении оказания помощи либо об отказе в ее предоставлении.

Важно запомнить

Рассматривая иски о последствиях расторжения договора в связи с угрозой безопасности туристов, суды, как правило, оценивают степень опасности применительно к конкретному договору. При этом учитываются место, время и особенности путешествия. Информация, поступившая от органов исполнительной власти, служит одним из доказательств имеющейся угрозы. В большинстве случаев суды принимают подобные сообщения органов власти как достаточное доказательство угрозы для жизни и здоровья туристов и удовлетворяют требования путешественников о возврате им стоимости тура.

Статья напечатана в журнале "Учет туристической деятельности" №3, март 2011 г.

Начать дискуссию