К педагогическим работникам предъявляются жесткие требования. Причем речь идет не только об уровне квалификации. Существует перечень лиц, которым в принципе запрещено заниматься педагогической деятельностью. Причем в этом году он в значительной степени расширен.
Образовательный ценз
Педагогический работник должен иметь определенный уровень образования – образовательный ценз. Это установлено статьей 331 Трудового кодекса РФ. Ценз определяется в соответствии с типовыми положениями об образовательных учреждениях. Их утверждает Правительство РФ в зависимости от типа и вида учебного заведения.
На сегодняшний день существует целый ряд таких положений, в числе которых:
– Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. № 666):
– Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) (утверждено постановлением Правительства РФ от 18 июля 2008 г. № 543);
– Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) (утверждено постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. № 71).
Для учреждений начального профессионального образования положение утверждено постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 г. № 521. Из него следует, что к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование. Ценз в данном случае подтверждается документами об образовании и квалификации государственного образца.
В учреждениях, где обучаются воспитанники с ограниченными возможностями здоровья, образовательный ценз иной. Так, к работе в таких заведениях допускаются граждане, которые являются специалистами в области коррекционной педагогики, а также учителя, воспитатели, прошедшие переподготовку по профилю деятельности коррекционного учреждения (п. 29 Типового положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 г. № 288).
Напомним, что существуют квалификационные характеристики должностей работников образования. Они утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н. Нормативный акт зарегистрирован в Минюсте России 6 октября 2010 года.
В некоторых положениях об образовательных учреждениях дается ссылка на такие характеристики.
На сегодняшний день существует целый ряд таких положений, в числе которых:
– Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. № 666):
– Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) (утверждено постановлением Правительства РФ от 18 июля 2008 г. № 543);
– Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) (утверждено постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. № 71).
Для учреждений начального профессионального образования положение утверждено постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 г. № 521. Из него следует, что к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование. Ценз в данном случае подтверждается документами об образовании и квалификации государственного образца.
В учреждениях, где обучаются воспитанники с ограниченными возможностями здоровья, образовательный ценз иной. Так, к работе в таких заведениях допускаются граждане, которые являются специалистами в области коррекционной педагогики, а также учителя, воспитатели, прошедшие переподготовку по профилю деятельности коррекционного учреждения (п. 29 Типового положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 г. № 288).
Напомним, что существуют квалификационные характеристики должностей работников образования. Они утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н. Нормативный акт зарегистрирован в Минюсте России 6 октября 2010 года.
В некоторых положениях об образовательных учреждениях дается ссылка на такие характеристики.
Существует ряд ограничений
В статье 331 Трудового кодекса РФ дан перечень лиц, которым запрещается заниматься педагогической деятельностью.
Приговор суда
Некоторые граждане не могут заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда. О чем в данном случае идет речь?
Уголовный кодекс РФ предусматривает такой вид наказания, как запрет заниматься определенной деятельностью (ст. 47). Иными словами, суд может лишить гражданина права заниматься педагогической деятельностью в качестве меры наказания за определенное преступление. Лишать данного права позволяется на срок от одного года до пяти лет (если речь идет об основном виде наказания). Или на срок от шести месяцев до трех лет (если речь идет о дополнительном виде наказания). В некоторых случаях запрет может быть установлен на срок до двадцати лет.
Теперь о том, как это работает на практике. Например, статья 156 Уголовного кодекса РФ предусматривает уголовную ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, если это деяние соединено с жестоким обращением. В данном случае наказание может быть следующим:
– штраф в размере до 100 000 руб., или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период до одного года;
– обязательные работы на срок до 220 часов либо исправительные работы на срок до двух лет.
Также за такое преступление виновного могут приговорить к лишению свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности, или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, или без такового. То есть в данном случае в зависимости от тяжести преступления суд может лишить осужденного права заниматься педагогической деятельностью.
Подобная мера наказания также предусмотрена за:
– вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления (ст. 150 Уголовного кодекса РФ);
– вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий (ст. 151 Уголовного кодекса РФ).
Уголовный кодекс РФ предусматривает такой вид наказания, как запрет заниматься определенной деятельностью (ст. 47). Иными словами, суд может лишить гражданина права заниматься педагогической деятельностью в качестве меры наказания за определенное преступление. Лишать данного права позволяется на срок от одного года до пяти лет (если речь идет об основном виде наказания). Или на срок от шести месяцев до трех лет (если речь идет о дополнительном виде наказания). В некоторых случаях запрет может быть установлен на срок до двадцати лет.
Теперь о том, как это работает на практике. Например, статья 156 Уголовного кодекса РФ предусматривает уголовную ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, если это деяние соединено с жестоким обращением. В данном случае наказание может быть следующим:
– штраф в размере до 100 000 руб., или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период до одного года;
– обязательные работы на срок до 220 часов либо исправительные работы на срок до двух лет.
Также за такое преступление виновного могут приговорить к лишению свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности, или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, или без такового. То есть в данном случае в зависимости от тяжести преступления суд может лишить осужденного права заниматься педагогической деятельностью.
Подобная мера наказания также предусмотрена за:
– вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления (ст. 150 Уголовного кодекса РФ);
– вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий (ст. 151 Уголовного кодекса РФ).
Уголовное преследование
С этого года в статье 331 Трудового кодекса РФ появились дополнительные ограничения к потенциальным педагогам. Они внесены Федеральным законом от 23 декабря 2010 г. № 387-ФЗ. Итак, теперь к педагогической работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию за преступления:
– против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности;
– против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности.
Тем самым законодатель существенным образом ужесточил требования к потенциальным педагогам.
– против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности;
– против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности.
Тем самым законодатель существенным образом ужесточил требования к потенциальным педагогам.
Непогашенная судимость
Не допускаются к педагогической работе и лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления. Напомним, статьей 15 Уголовного кодекса РФ установлено, что в зависимости от характера и степени общественной опасности деяния подразделяются в частности на тяжкие и особо тяжкие преступления.
К категории тяжких преступлений относятся умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает десяти лет лишения свободы. К особо тяжким относятся умышленные деяния, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.
К категории тяжких преступлений относятся умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает десяти лет лишения свободы. К особо тяжким относятся умышленные деяния, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.
Недееспособность
Ограничение также установлено в отношении граждан, которые признаны недееспособными в установленном федеральным законом порядке. В настоящее время такой порядок определен Гражданским кодексом РФ. Так, предусмотрено, что гражданин, который из-за психического расстройства не в состоянии понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным (п. 1 ст. 29 Гражданского кодекса РФ). Над таким гражданином устанавливается опека.
Заболевания
К работе с детьми также не допускаются лица, которые имеют определенные заболевания. Их перечень в настоящее время устанавливает Минздравсоцразвития России. С высокой долей вероятности можно сказать, что в ближайшее время перечень существующих запретов расширится.
Так, в настоящее время в российском парламенте на рассмотрении находится законопроект, внесенный Законодательным собранием Вологодской области. Суть его состоит в том, что запрет на занятие педагогической деятельностью будет распространялся и на лиц, ограниченных в дееспособности. Соответствующая поправка может быть внесена в статью 331 Трудового кодекса РФ.
Напомним, что суд может ограничить в дееспособности гражданина, который из-за злоупотребления спиртным или наркотиками ставит свою семью в тяжелое материальное положение. Это следует из пункта 1 статьи 30 Гражданского кодекса РФ. Над таким гражданином устанавливается попечительство. Так что, возможно, в скором времени к педагогической деятельности нельзя будет допускать людей, страдающих алкогольной или наркотической зависимостью.
Так, в настоящее время в российском парламенте на рассмотрении находится законопроект, внесенный Законодательным собранием Вологодской области. Суть его состоит в том, что запрет на занятие педагогической деятельностью будет распространялся и на лиц, ограниченных в дееспособности. Соответствующая поправка может быть внесена в статью 331 Трудового кодекса РФ.
Напомним, что суд может ограничить в дееспособности гражданина, который из-за злоупотребления спиртным или наркотиками ставит свою семью в тяжелое материальное положение. Это следует из пункта 1 статьи 30 Гражданского кодекса РФ. Над таким гражданином устанавливается попечительство. Так что, возможно, в скором времени к педагогической деятельности нельзя будет допускать людей, страдающих алкогольной или наркотической зависимостью.
Статья напечатана в журнале "Учет в сфере образования" №3, март 2011 г.
Начать дискуссию