Минюст России зарегистрировал 2 февраля 2011 года приказ Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н, которым утверждены План счетов бухучета для бюджетных учреждений, а также Инструкция по его применению. Его нормы распространяются и на образовательные учреждения. Об основных новациях – в статье.
– автономных учреждений – Законом от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»;
– казенных учреждений – Бюджетным кодексом РФ;
– бюджетных учреждений – Законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а также статьями 30, 31, 33 Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ.
Для урегулирования правил ведения бухгалтерского учета Минфин России выпустил соответствующие приказы.
Приказы, регулирующие организацию и ведение учета
Нормы |
Тип учреждения |
||
Казенное |
Бюджетное |
Автономное |
|
Оформление первичных и сводных бухгалтерских документов |
Скачать Приказ Минфина России от 15 декабря 2010 г. № 173н |
||
Организация учета (общий для всех учреждений) |
Скачать Приказ Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н |
||
Правила применения Плана счетов |
Скачать Приказ Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н |
Скачать Приказ Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н |
Скачать Приказ Минфина России от 23 декабря 2010 г. № 183н |
Бухгалтерская отчетность |
Скачать Приказ Минфина России от 28 декабря 2010 г. № 191н |
Обратите внимание: нормы приказа № 162н (об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению) распространяются как на казенные, так и на бюджетные учреждения старого типа (до принятия по последним решения о предоставлении им субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ). Причем, как только органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления будет принято соответствующее решение, систему бухгалтерского учета необходимо организовать в соответствии с приказом № 174н.
К недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Среди всего прочего к недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Однако перечень недвижимого имущества не является закрытым, так как чиновники Минфина России предусмотрели, что законом к недвижимым активам может быть отнесено и иное имущество. Активы, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Причем регистрация прав на движимые вещи не требуется.
а) федеральными органами исполнительной власти – в отношении федеральных бюджетных учреждений, находящихся в их ведении;
б) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, – в отношении бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации;
в) в порядке, установленном местной администрацией, – в отношении муниципальных бюджетных учреждений нового типа.
В Инструкции № 174н:
– прописаны дополнительные счета для учета приносящей доход деятельности (затраты на изготовление готовой продукции, работ, услуг (счет 109));
– изменены счета санкционирования хозяйствующих субъектов.
При ведении бухгалтерского учета хозяйственные операции бюджетными учреждениями отражаются на счетах Плана счетов, содержащих в 24–26 - м разрядах номера счета аналитический код вида поступлений, выбытий объекта учета, соответствующий коду КОСГУ, в зависимости от экономического содержания хозяйственной операции, отражаемой в бухучете бюджетного учреждения (п. 3 Инструкции № 174н).
Так, например, в Плане счетов бюджетного учреждения (приложение № 1 к приказу № 174н) для основных средств установлены коды в 24–26 - м разрядах номера счета:
– 310 – увеличения стоимости;
– 410 – уменьшения стоимости.
– 109 60 000 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг»;
– 109 70 000 «Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг»;
– 109 80 000 «Общехозяйственные расходы»;
– 109 90 000 «Издержки обращения».
При этом для каждого счета ведения бухгалтерского учета затрат на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг применяются счета аналитического учета в соответствии с объектом учета и содержанием хозяйственной операции.
– 201 10 000 «Денежные средства на лицевых счетах учреждения в органе казначейства»;
– 201 20 000 «Денежные средства на счетах учреждения в кредитной организации»;
– 201 30 000 «Денежные средства в кассе учреждения».
Отмечу и такую новацию: нормами новой Инструкции определены правила ведения бухучета по операциям с денежными средствами на счетах бюджетных учреждений, открытых в кредитных организациях. Для учета таких операций применяются счета аналитического учета в соответствии с объектом учета и содержанием хозяйственной операции:
– 201 23 000 «Денежные средства учреждения в кредитной организации в пути»;
– 201 26 000 «Аккредитивы на счетах учреждения в кредитной организации»;
– 201 27 000 «Денежные средства учреждения в иностранной валюте на счетах в кредитной организации».
– 205 20 000 «Расчеты по налогам от собственности»;
– 205 30 000 «Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг»;
– 205 40 000 «Расчеты по суммам принудительного изъятия»;
– 205 50 000 «Расчеты по поступлениям от бюджетов»;
– 205 70 000 «Расчеты по доходам от операций с активами»;
– 205 80 000 «Расчеты по прочим доходам».
Как мы видим, основной доход учреждения – предоставленные субсидии, начисление которых отражается по дебету счета 4 205 81 560 «Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам» и кредиту счета 4 401 10 180 «Прочие доходы». Начисление доходов по предоставленной субсидии на иные цели, в сумме подтвержденной отчетом расходов, финансовым источником обеспечения которых являлась указанная субсидия, отражается на основании Справки (ф. 0504833), оформленной согласно отчету по субсидии на иные цели по дебету счета 5 205 81 560 «Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам» и кредиту счета 5 401 10 180 «Прочие доходы».
В пункте 116 Инструкции № 174н отражены операции бюджетного учреждения по расчетам с государственными органами власти при закреплении за бюджетным учреждением права оперативного управления.
– 304 01 000 «Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение»;
– 304 02 000 «Расчеты с депонентами»;
– 304 03 000 «Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда»;
– 304 04 000 «Внутриведомственные расчеты»;
– 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами».
Обратите внимание: счет 304 06 000 используется при отражении взаимоотношений с органом, выделяющим субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания (то есть финансовое обеспечение). Это может быть связано с увеличением (уменьшением) кредиторской задолженности, полученной бюджетным учреждением по соответствующему виду финансового обеспечения (деятельности), или восстановлением его источника.
– 401 10 000 «Доходы текущего финансового года»;
– 401 20 000 «Расходы текущего финансового года»;
– 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов»;
– 401 40 000 «Доходы будущих периодов»;
– 401 50 000 «Расходы будущих периодов».
Группировка счета аналитического учета в соответствии с экономическим содержанием хозяйственной операции и объектом учета приведена в пункте 149 Инструкции № 174н.
Операции по начислению доходов бюджетного учреждения оформляются бухгалтерскими записями в соответствии с пунктами 150–155 Инструкции № 174н.
– 502 00 000 «Принятые обязательства»;
– 504 00 000 «Сметные (плановые) назначения»;
– 506 00 000 «Право на принятие обязательств»;
– 507 00 000 «Утвержденный объем финансового обеспечения»;
– 508 00 000 «Получено финансового обеспечения».
Каждый из приведенных счетов санкционирования расходов группируется на счетах аналитического учета. Например, счет 504 00 000 «Сметные (плановые) назначения» группируется в разрезе видов (кодов – при их наличии) доходов (поступлений), расходов (выплат) в структуре, предусмотренной сметой (планом финансово - хозяйственной деятельности) учреждения, утвержденной на соответствующий финансовый год.
Решение о принятии к учету имущества, которое является предметом лизинга (сублизинга), на баланс лизингодателя или баланс лизингополучателя принимается только по согласованию между сторонами договора лизинга (сублизинга).
Перечень первичных документов приведен в пункте 9 Инструкции № 174н.
В частности, на объекты недвижимого имущества:
– стоимостью до 40 000 руб. включительно амортизация начисляется в размере 100 процентов балансовой стоимости при принятии их к учету;
– стоимостью свыше 40 000 руб. амортизация начисляется в соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами амортизации.
Далее скажем об объектах движимого имущества:
– на активы библиотечного фонда стоимостью до 40 000 руб. включительно амортизация начисляется в размере 100 процентов балансовой стоимости при вводе объекта в эксплуатацию;
– на объекты основных средств стоимостью свыше 40 000 руб. амортизация начисляется в соответствии с рассчитанными нормами амортизации;
– на объекты основных средств стоимостью до 3000 руб. включительно, за исключением объектов библиотечного фонда, нематериальных активов, амортизация не начисляется;
– на иные объекты основных средств стоимостью от 3000 до 40 000 руб. включительно амортизация начисляется в размере 100 процентов балансовой стоимости при выдаче в эксплуатацию.
Кроме того, при отсутствии корреспонденций счетов по определенной хозоперации учреждения имеют право по согласованию с органом, осуществляющим в отношении учреждения функции и полномочия учредителя, определять необходимую корреспонденцию счетов (в части, не противоречащей Инструкции № 174н).
Статья напечатана в журнале "Учет в сфере образования" №3, март 2011 г.
Начать дискуссию