Положения Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Закон № 185-ФЗ) не запрещают управляющей организации – получателю средств финансовой поддержки из бюджета проводить ремонтные работы собственными силами. При каких условиях это возможно? Как оформить соответствующие документы? В чем особенности составления бухгалтерских записей и исчисления налогов?
Ранее мы неоднократно рассматривали порядок оформления, учета и налогообложения хозяйственных операций управляющей организации по проведению капитального ремонта многоквартирного дома по программе Фонда содействия реформированию ЖКХ . Общую схему можно представить следующим образом:
– управляющая организация берет на себя обязательство перед собственниками помещений выполнить капитальный ремонт (перечень работ, их стоимость и сроки выполнения утверждены общим собранием собственников помещений);
– управляющая организация заключает договор подряда со строительной компанией, контролирует качество работ и осуществляет их приемку. К приемке результатов работ привлекаются собственники помещений (их представители), а также чиновники контролирующих органов;
– часть стоимости ремонта оплачивают собственники путем внесения денежных средств управляющей организации в порядке и сроки, согласованные на общем собрании. Большая же часть стоимости ремонта финансируется за счет бюджетных средств, которые выделяются управляющей организации на ремонт конкретного многоквартирного дома на основании соглашения о предоставлении субсидии;
– чтобы получить бюджетное финансирование, управляющая организация должна выполнить ряд условий (по перечню работ, сроку использования, порядку хранения и перечисления бюджетных средств, согласованию актов выполненных подрядчиком работ), нарушение которых ведет к необходимости вернуть целевые средства;
– при проведении капитального ремонта общего имущества управляющая организация реализует работы (в том числе выполненные подрядным способом) собственникам помещений в многоквартирном доме, следовательно, в бухгалтерском учете нужно отражать доходы от обычных видов деятельности;
– управляющая организация обязана исчислить НДС со стоимости выполненных работ. Главное – определить, со всей стоимости работ или только с сумм, предъявленных к уплате собственниками помещений. От решения данного спорного вопроса зависит также порядок применения вычета сумм НДС, предъявленных подрядчиком;
– при налогообложении прибыли бюджетные субсидии признаются целевым финансированием, не включаемым в доходы, а средства собственников – выручкой. Соответственно, часть расходов принимаются в расчет налогооблагаемой базы, а часть – нет.
Следует признать, что положения ст. 20 Закона № 185-ФЗ о порядке расходования бюджетных средств ориентированы на подрядный способ выполнения работ:
– субъект РФ может установить порядок привлечения управляющей организацией подрядных организаций (п. 8);
– оплата работ по капитальному ремонту производится на основании актов приемки работ, согласованных с органом местного самоуправления и подписанных лицами, уполномоченными действовать от имени управляющей организации (п. 9);
– бюджетные средства могут быть использованы на выплату аванса на проведение работ (п. 11).
В большинстве регионов чиновники предпочли утвердить порядок выбора подрядчика и заключения с ним договора. Предполагается, что соблюдение подобных процедур позволит исключить возможность недобросовестных действий со стороны как подрядчика, так и управляющей организации и будет способствовать выбору подрядчика, который в состоянии обеспечить оптимальное соотношение цены и качества.
Впрочем, запрет на выполнение ремонтных работ непосредственно управляющей организацией в законе отсутствует. Логично, что последняя не должна иметь никаких преференций по сравнению с другими компаниями, а значит, конкурсный отбор подрядчиков следует провести в общем порядке. Получается, что управляющая компания также должна представить свое предложение на такой конкурс. При этом нужно помнить, что выполнение некоторых видов работ, влияющих на безопасность многоквартирного дома, возможно только при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к данным видам работ.
Если выбор падет на управляющую организацию, она обязана приступить к проведению ремонта. На основании п. 11 ст. 20 Закона № 185-ФЗ компания вправе перечислить со специального счета на свой расчетный счет аванс (не более 30% сметной стоимости ремонта).
Прямые затраты на выполнение работ следует аккумулировать на счете 20. Косвенные расходы, учтенные на счетах 25 и 26, подлежат распределению. Чаще всего капитальный ремонт многоквартирного дома отнимает более месяца, поэтому на счете 20 будет формироваться незавершенное производство. Средства должны списываться с него только в части принятых работ.
Кто же является заказчиком для подрядчика – управляющей организации? Ситуация, когда заказчик и подрядчик – одно лицо (управляющая организация), абсурдна, ведь работы по капитальному ремонту выполняются не для самой компании, а для собственников помещений в многоквартирном доме. Следовательно, управляющая организация должна показать в учете реализацию ремонтных работ именно собственникам помещений. Акт приемки она подписывает как подрядчик, а собственники помещений (их представитель) – как заказчик. Именно этот акт передается на согласование в орган местного самоуправления.
Поэтому фактически нет никаких отличий отражения доходов и расходов управляющей организации, выполняющей ремонт своими силами, от учета доходов и расходов в компании, привлекающей подрядчиков. Единственное, на что нужно обратить внимание, – это учет затрат и незавершенного производства, ведь если при подрядном способе выполнения работ затраты возникают только в момент приемки результата работ, то при хозяйственном – копятся постепенно. При признании доходов и расходов для целей налогообложения прибыли следует руководствоваться соответственно п. 2, 3 ст. 271, 318, 319 НК РФ (ремонт многоквартирного дома, как правило, не предполагает поэтапной сдачи работ).
Бюджетные средства, полученные управляющей организацией, не включаются в состав доходов. Расходы, понесенные за счет этих средств, также не учитываются при исчислении налога на прибыль. Определяя налоговую базу по НДС, управляющей организации, выполняющей ремонт собственными силами, предстоит решить, применять ли п. 2 ст. 154 НК РФ.
Начать дискуссию