Новости ФНС

Все, что нужно знать про сверку с налоговой инспекцией

План семинара: 1. Регламент проведения сверки расчетов с бюджетом по налогам. 2. Типичные вопросы, возникшие у компании при сверке. 3. Сверка через систему ИОН.

Лектор семинара: Л. Г. Артамонова

План семинара:
1. Регламент проведения сверки расчетов с бюджетом по налогам.
2. Типичные вопросы, возникшие у компании при сверке.
3. Сверка через систему ИОН.  

На сегодняшнем семинаре мы рассмотрим три основные темы. Во-первых, поговорим о регламенте проведения сверки – какие существуют нормативные документы и каковы требования налоговиков и законодательства. Во-вторых, обсудим типовые ошибки, которые возникают у компаний при проведении сверки с налоговиками. Понятно, что у каждой компании свои специфические ошибки. Но я постаралась сгруппировать те, которые сейчас наиболее актуальны. И в-третьих, я подробно расскажу о системе ИОН, которая позволяет получать доступ к своему лицевому счету в двух режимах – онлайн и оффлайн. Наглядно покажу, в чем же разница.

Регламент проведения сверки расчетов с бюджетом по налогам.

Основным документом, который регулирует порядок сверки, является приказ ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444 @ «Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами», раздел 3.

В нем, в частности, сказано, что сверка расчетов проводится обязательно в следующих случаях:

– ежеквартально с крупнейшими налогоплательщиками;

– при снятии компании с учета при переходе из одной налоговой инспекции в другую;

– при ликвидации (реорганизации) компании;

– по инициативе налогоплательщика.

Отдел по работе с налогоплательщиками формирует акт сверки расчетов. Если расхождений нет, то акт выдается в течение 10 рабочих дней, если они есть, то срок продлевается до 15 рабочих дней. Причем эти сроки даны без учета дней на почтовую доставку.

Обнаружив расхождения, сверяются первичные документы компании и данные информационных систем в инспекции. Если ошибку допустили налоговики, то в тот же день готовится служебная записка. В течение пяти рабочих дней на основании записки ошибка исправляется.

Если сверка проводится при реорганизации или ликвидации компании, то акт составляется в двух экземплярах – один для компании, другой – для ИФНС. Причем налоговая не примет окончательного решения, пока не получит акт сверки.

Если же сверка нужна для перехода в другую инспекцию, то актов три – для компании, для старой и новой инспекции.

Сверка может быть инициативной и проводиться по заявлению налогоплательщика. Заявление можно направить по почте, принести лично или через представителя. Он приходит с паспортом и доверенностью.

Отдел по работе с налогоплательщиками формирует акт сверки в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления. Если же обнаружится ошибка, то налогоплательщика уведомят о ней по почте.

Но есть и еще один документ, который регламентирует сверку, – это приказ Минфина России от 18 января 2008 г. № 9н «Об утверждении административного регламента ФНС по исполнению государственной функции по бесплатному информированию». В нем раздел 16 «Последовательность действий должностных лиц налоговых органов при индивидуальном информировании налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, пеням и штрафам».

В соответствии с приказом № 9н компания может получить из инспекции не акт сверки, а справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам. Она выдается по письменному запросу. Причем как запрос, так и сама справка могут быть представлены лично, по почте или по электронным каналам связи.

Таким образом, мы видим, что есть два документа, которые являются итогом сверки. Акт сверки представляется только по почте или лично. И справка о состоянии расчетов. Она представляется лично, по почте и по электронным каналам связи.

Справку могут не выдать только в том случае, если компания обратилась не в свою инспекцию, если в запросе забыли написать свое полное наименование, ИНН, поставить подпись руководителя, печать компании, если запрос составлен не на фирменном бланке, если уполномоченный представитель подал запрос, но не приложил доверенность или если в запросе присутствуют нецензурные или оскорбительные выражения.

Есть и еще одно условие. Информирование налогоплательщиков, то есть выдача справки расчетов с бюджетом, возможно только в том случае, если компания исполнила свои налоговые обязательства. Когда налогоплательщик встает на учет, то в его карточке прописываются его налоговые обязательства. Например, ежеквартальная отчетность по налогу на прибыль, ежемесячная отчетность по НДС и т. д. И если декларация не была сдана вовремя, то информирование невозможно. Тогда компании выдадут не справку, а письмо о неисполнении государственной функции.

Типичные вопросы, возникающие у компаний при сверке.

Чаще всего у компаний возникают недоимки по налогу из-за того, что потеряно платежное поручение на уплату налога. То есть платежка по какой-то причине не дошла. Причины могут быть разные. Большинство таких потерь связано с отменой ЕСН и введением страховых взносов. Выявить потерянную платежку можно с помощью выписки операций по расчетам с бюджетом, полученной через систему ИОН, а также при личном посещении инспекции.

Казалось бы, прошел уже год с отмены ЕСН, так откуда же берутся сложности? Но дело все в том, что в конце 2009 года ситуация с КБК была очень запутанной. В частности, в конце 2009 года все компании должны были перечислять платежи за IV квартал 2009 года и задолженность за 2009 год по специальным КБК. А взносы на обязательное пенсионное страхование за тот же год уплачивались по старым КБК: на страховую часть трудовой пенсии – 182 1 02 02010 06 1000 160 и на накопительную часть трудовой пенсии – 182 1 02 02020 06 1000 160.

И сейчас компании могут проверить свои платежки за 2009 год. В идеале весь год платежи должны были поступать на старые КБК. Затем в конце года часть платежей направлены на специальные «закрывающие» КБК (см. таблицу >>). В этом случае у компании максимум что может возникнуть – это переплата по ЕСН. Если она возникла в части федерального бюджета, то ее можно вернуть или зачесть в счет других федеральных налогов, таких как НДС, налог на прибыль. Также можно вернуть или зачесть в счет федеральных налогов и переплату по ЕСН в части суммы ФСС РФ и взносов на ОПС по страховой и накопительной частям. Важно понимать, что невозможно зачесть переплату по ЕСН и взносам на ОПС в счет уплаты страховых взносов в ПФР и ФСС РФ.

Начиная с I квартала 2010 года все компании должны были уплачивать страховые взносы в адрес двух администраторов – ПФР и ФСС РФ.

Я не случайно столько внимания уделяю правильным КБК. Дело в том, что неверное указание КБК в платежном поручении является наиболее распространенной ошибкой при сверке и на нее приходится наибольшее количество споров с ИФНС и в арбитражных судах. Ошибка в КБК может привести к зачислению сумм налога в бюджет иного уровня. На этом основании инспекторы иногда отказывают компаниям в уточнении платежа и предлагают уплатить налог заново с начислением пеней.

Минфин России и суды не разделяют такую позицию, поскольку обязанность по уплате налога считается исполненной, если в поручении на его уплату правильно написаны номер счета Федерального казначейства и наименование банка получателя.

Если компания обнаруживает, что поставила в платежке неверный КБК, то она может подать в инспекцию заявление о допущенной ошибке с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика. К заявлению прилагаются документы, которые подтверждают уплату налога и его перечисление в бюджет на соответствующий счет Федерального казначейства. Проводится сверка. И инспекция должна провести зачет, поскольку компания исполнила свои обязательства. Решение принимается в течение 10 дней со дня получения заявления или со дня подписания акта сверки. О своем решении ИФНС обязана уведомить компанию в течение пяти рабочих дней после его принятия.

Также много вопросов при сверке возникает по поводу зачета и возврата излишне уплаченных налогов. Здесь уже несколько лет действует правило о том, что зачет производится только по видам налогов. То есть по федеральным, региональным и местным. Итак, федеральные налоги: переплату по одним из них можно зачесть в счет недоимки по другим – НДС, акцизам, НДФЛ, налогу на прибыль, НДПИ, водному налогу, госпошлине. То есть, скажем, переплату по налогу на прибыль, даже если она в части бюджета субъекта РФ, можно зачесть в счет недоимки по НДФЛ. Региональные налоги: налог на имущество организаций и транспортный. Местные налоги: земельный налог, налог на имущество физлиц.

Зачет или возврат излишне уплаченных сумм налогов проводится на основании письменного заявления компании. Это заявление может быть передано в инспекцию в течение трех лет со дня уплаты ( Пункт 7 статьи 78 НК РФ).

Если трехлетний срок пропущен, то компания может попробовать вернуть переплату через суд. Основание для иска – компания подает иск в течение трех лет с момента, когда она узнала или должна была узнать о переплате. То есть не истекли еще три года с одной из возможных дат:

– дня уплаты налога или подачи первоначальной декла- рации;

– дня подачи «уточненки»;

– дня подписания акта совместной сверки;

– даты (принятия) вступления в силу судебного акта;

– в результате проведения выездной проверки (даты вручения акта, даты решения по результатам выездной проверки);

– даты заявления о возврате;

– даты решения об отказе в возврате суммы переплаты;

– даты решения о зачете суммы налога.

Есть и еще одна норма, которая была принята на благо налогоплательщиков. В соответствии с приказом ФНС России от 25 декабря 2008 г. № ММ-3-1/683 @ налоговики вправе самостоятельно зачесть переплату по одному налогу в счет недоимки по другому. Но дело в том, что для этого необходима опять-таки сверка расчетов с налогоплательщиком. Кроме того, в наших инспекциях и без того огромный объем работы по сверкам, поэтому самостоятельно искать недоимки и переплаты у них нет возможности. Так что пока на практике норма не работает. Поэтому лучше следить за своим лицевым счетом компаниям самим.

Следующая частая ошибка – дублирование начислений налогов в лицевом счете. Из-за этих задвоений у компании могут возникнуть задолженности и пени. Во время проведения камеральной проверки инспектор по ошибке может провести двойное начисление сумм налогов. А поскольку компания платит налоги в той сумме, которая заявлена в декларации, то в лицевом счете может возникнуть недоимка и начнут набегать пени. Выявить эту ошибку можно по выписке, полученной через ИОН, или при личном посещении налоговой. При этом в инспекцию обязательно нужно принести платежки и декларации. А саму выписку на руки не дадут. Инспекторы сверят документы со своей базой и найдут двойное начисление. Тогда на основании акта сверки и документов инспектор отдела по работе с налогоплательщиками подготовит служебную записку в отдел камеральных проверок. И там внесут исправления в лицевой счет. Поэтому пользоваться системой ИОН в данном случае гораздо удобнее, чем лично идти с документами в налоговую. Ведь ИОН позволяет компании увидеть выписку, самим найти задвоение и представить в инспекцию уже конкретные документы, а не все подряд.

Сверка через систему ИОН.

Система информационного обслуживания налогоплательщиков (ИОН) работает в двух режимах – онлайн и оффлайн. Программа доступа к системе ИОН устанавливается на рабочий компьютер в бухгалтерии. И на своем рабочем месте бухгалтер может получить следующие документы:

– акт сверки расчетов с информацией о текущих начислениях и поступлениях, задолженности, предоставленных отсрочках и рассрочках, зачетах и возвратах, начисленных и уплаченных налоговых санкциях и пенях на начало, на конец периода и итого за выбранный период;

– выписку операций из лицевого счета;

– перечень представленной бухгалтерской и налоговой отчетности;

– справку о состоянии расчетов с бюджетом;

– уведомление о дате получения справки об исполнении обязанности по расчетам с бюджетом.

Для подключения к системе ИОН необходимо оформить со спецоператором связи договор на услуги по подключению к системе представления налоговой и бухгалтерской отчетности по ТКС и предоставлению информационных услуг. Затем получить и установить на компьютер ключи ЭЦП налогоплательщика и сертификаты ключей той налоговой инспекции, в которой компания состоит на учете. Через три дня компанию подключат к системе ИОН в двух режимах – онлайн и оффлайн. Правда, режим онлайн доступен пока не во всех регионах России. В частности, по нашим данным, он есть в Москве и Подмосковье, Коми, Марий Эл, Удмуртии, Хакасии, Чувашии, Кемеровской, Курской, Омской, Тверской областях.

Но есть дополнительные условия для получения информации через ИОН. Они нигде не прописаны. Но так уж сложилось на практике. Во-первых, система ИОН становится доступна после того, как компания направит в инспекцию хотя бы одну декларацию в электронном виде через ТКС. Во-вторых, в информационной системе в инспекции должны быть правильно заведены «налоговые обязательства» компании. В-третьих, не должно быть задвоенных сведений о компании. Например, две разные компании заведены под одним ИНН (такое тоже бывает). В этих случаях приходится обращаться в ИФНС, чтобы выявить и устранить эти неточности.

Теперь расскажу подробнее о системе ИОН-онлайн. Для получения информации через нее пользователь, подключенный к системе, открывает на своем компьютере браузер MS Internet Explorer. Обратите внимание, что в других браузерах система может не работать. Затем в поисковой строке набирает адрес доступа к сервису ИОН-онлайн. Эти адреса для налогоплательщиков разных регионов отличаются, еще могут быть различия для спецоператоров. Адрес сообщат в сервисной компании при подключении системы.

При вызове сервис ИОН-онлайн проверяет сертификаты пользователя. Если компания сдала всю отчетность, то ей предоставляется возможность сформировать и отправить запрос. Если декларации вовремя не сданы, то система откажет в предоставлении информации.

Предположим, добро получено, тогда открывается окно системы ИОН в режиме онлайн.

В этом окне бухгалтер пишет реквизиты своей компании, а также тот период и тот налог, по которому он хочет получить выписку или справку. Выписку можно сформировать по одному налогу, а можно по нескольким. Для этого, установив курсор в поле «КБК», нужно, удерживая клавишу SHIFT, выделить курсором все КБК. Также система позволяет выбрать тот формат, в котором компания хочет получить отчет. Варианты – HTML, DOC, PDF, RTF. Мы рекомендуем выбирать RTF, как более удобный среди них для дальнейшей автоматизированной обработки.

После этого нажимается кнопка «Отправить запрос в инспекцию». Система обрабатывает запрос и формирует ответ, который присылается пользователю в течение нескольких минут.

Режим оффлайн отличается от онлайнового. Компания формирует запрос не в интернет-браузере, а в той программе, через которую она отправляет отчетность в налоговую инспекцию по электронным каналам связи. Запрос сохраняется, подписывается ЭЦП и отправляется в налоговую инспекцию. В ответ приходит квитанция о доставке запроса. Затем инспекция проверяет запрос на соответствие всем требованиям формата и по результатам проверки высылает еще один документ – протокол входного контроля. Этот протокол приходит в течение суток после отправки запроса. Если у компании нет просрочки со сдачей налоговых деклараций, то ей пришлют ответ на запрос в течение одного рабочего дня.

Оформление запроса в ИОН-оффлайн отличается от того, как он оформляется в онлайне. Также можно выбрать формат файла. Для ИОН-оффлайна лучше всего выбирать XML-файл. Эти файлы могут обрабатывать бухгалтерские программы, в частности «Баланс-2». В строке «Запрашиваемый налог» нельзя выделить сразу все налоги. Их приходится добавлять каждый отдельно с помощью кнопки «Добавить строку».

Как мы видим, работа с ИОН-оффлайн более длительная. Компания не может получить выписку или справку немедленно, ей приходится ожидать не меньше одного рабочего дня запрошенный документ. Но информация, полученная через оффлайн, всегда более актуальная. Так как ответ на запрос поступает с основного сервера налоговой инспекции. А для запросов системы ИОН-онлайн существует отдельный сервер. С основного сервера на этот отдельный сервер информация перебрасывается один раз в день.

 Статья напечатана в журнале "Семинар для бухгалтера" № 4, 2011

Начать дискуссию