Порядок составления государственного задания для автономных учреждений вызывает немало вопросов. Тем более что в правила его формирования внесены изменения. Разобраться в ситуации поможет наш материал.
Общий анализ статьи 4 Закона № 174-ФЗ позволяет выделить ряд принципиальных положений, определяющих гарантии для учреждения в связи с выполнением государственного задания. В их числе можно отметить следующие.
Во-первых, объем субсидии, предоставленной на выполнение государственного задания, в течение срока его выполнения уменьшается только при соответствующем изменении государственного задания.
Во-вторых, финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется с учетом указанных в Законе № 174-ФЗ расходов автономного учреждения. Речь идет о расходах на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением или приобретенных за счет средств, выделенных учреждению на эти цели. Так же учитываются расходы на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки, с учетом мероприятий, направленных на развитие автономных учреждений, перечень которых определяется учредителем.
Обратите внимание: законодатель оговорил, что если имеет место сдача в аренду (с согласия учредителя) недвижимого или особо ценного движимого имущества (закрепленных за автономным учреждением или приобретенных за счет средств, выделенных учредителем), то учредитель не выделяет средства на его содержание.
Кроме того, определено, что выполнение государственного задания финансируется в виде субсидий из соответствующего бюджета (федерального или бюджета субъекта РФ) и иных, не запрещенных федеральными законами, источников.
– Правительством РФ в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности;
– высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ;
– местной администрацией в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.
В последнем случае речь уже будет идти о муниципальном задании.
В настоящее время на федеральном уровне действует Положение о формировании государственного задания в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и порядке финансового обеспечения выполнения государственного задания (далее – Положение). Оно утверждено постановлением Правительства РФ от 18 марта 2008 г. № 182 и действует с учетом последующих корректив, внесенных в Закон № 174-ФЗ.
На уровне российских регионов приняты отдельные положения, касающиеся автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в региональной собственности. В качестве примера можно назвать, в частности, Положение о формировании и финансовом обеспечении выполнения задания учредителя государственными автономными учреждениями Брянской области (утверждено постановлением администрации Брянской области от 6 декабря 2010 г. № 1243).
Прежде всего следует отметить, что постановлением № 182 предусмотрена важная гарантия интересов автономных учреждений, создаваемых путем изменения типа существующих бюджетных учреждений. А именно: в течение трех лет с момента создания учреждения из федерального бюджета предоставляется субсидия с целью выравнивания финансового обеспечения выполнения государственного задания, сформированного учредителем в отношении этого учреждения. Но только в том случае, когда федеральное автономное учреждение было создано путем изменения типа федерального бюджетного учреждения, финансовое обеспечение деятельности которого осуществлялось на основании бюджетной сметы. Об этом сказано в пункте 3 постановления № 182.
>|Размер субсидии определяется как разность между объемами финансового обеспечения деятельности федерального бюджетного учреждения на основании бюджетной сметы и финансового обеспечения выполнения государственного задания федеральным автономным учреждением.|<
По сути, Положение в первую очередь адресовано федеральным органам исполнительной власти, которые выполняют функции и полномочия учредителя автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности.
– устанавливает в государственном задании требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания федеральным автономным учреждением услуг, выполнения им работ для обеспечения осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта и иных сферах с учетом потребностей в государственных услугах;
– определяет порядок контроля за исполнением государственного задания, включая условия и порядок досрочного прекращения его выполнения.
Требования к содержанию государственного задания определены пунктом 3 Положения.
>|В содержание государственного задания для автономных учреждений были внесены изменения постановлением Правительства РФ от 2 сентября 2010 г. № 671.|<
Согласно этому пункту, государственное задание должно содержать:
– показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) оказываемых услуг (выполняемых работ);
– порядок контроля за исполнением государственного задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения;
– требования к отчетности об исполнении государственного задания.
Кроме того, в данном Положении оговорено, что государственное задание на оказание услуг физическим и юридическим лицам также должно содержать:
– определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг;
– порядок оказания соответствующих услуг;
– предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством РФ предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов).
В соответствии с пунктом 5 Положения государственное задание устанавливается с учетом:
– предложений федерального автономного учреждения, касающихся потребности в соответствующих услугах, оцениваемых на основании прогнозируемой динамики количества потребителей услуг, уровня удовлетворенности существующим объемом и качеством услуг и возможностей учреждения по оказанию услуг, либо предложений федерального автономного учреждения, касающихся потребности в соответствующих работах и возможностей по их выполнению;
– сданного в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества или особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным автономным учреждением учредителем или приобретенного за счет средств, выделенных учредителем на его приобретение;
– показателей выполнения федеральным автономным учреждением госзадания в отчетном финансовом году;
– объемов бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до учредителя федерального автономного учреждения.
Учредитель вправе изменять государственное задание, если это не приведет к увеличению объема бюджетных ассигнований, предусмотренных учредителю в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год (п. 6 Положения).
>|Учредитель утверждает государственное задание после принятия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и доводит его до федерального автономного учреждения до начала финансового года (п. 7 Положения о формировании госзадания для автономных учреждений).|<
– субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание услуг (выполнение работ);
– субсидии на возмещение нормативных затрат на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за автономным учреждением учредителем или приобретенного данным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества.
Субсидии предоставляются на основании соглашения между учредителем и учреждением о порядке и условиях предоставления субсидий (п. 10 Положения). Причем учредитель имеет право уточнять и дополнять соглашение с учетом отраслевых особенностей. Этим же соглашением определяется периодичность перечисления субсидий в течение финансового года и их размеры.
Обязанность по утверждению типовой формы соглашения между учредителем и федеральным автономным учреждением о порядке и условиях предоставления субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием в соответствии с госзаданием госуслуг (выполнением работ), возложена на Минэкономразвития России (постановление Правительства РФ от 18 марта 2008 г. № 182). В настоящее время действует типовая форма, утвержденная приказом Минэкономразвития России от 3 декабря 2008 г. № 423.
Важно запомнить
Статья напечатана в журнале "Учет в сфере образования" №4, апрель 2011 г.
Начать дискуссию