МСФО

Событие после отчетной даты

Одним из вопросов, которые в настоящее время планируется решить в обла­сти бюджетного учета и бюджетной отчетности, является закрепление в нор­мативных правовых актах такого признанного международными стандарта­ми понятия как "событие после отчетной даты". Рассмотрим, что же подразумевается под событиями после отчетной даты и почему их важно от­ражать в бюджетном учете и отчетности.

Одним из вопросов, которые в настоящее время планируется решить в обла­сти бюджетного учета и бюджетной отчетности, является закрепление в нор­мативных правовых актах такого признанного международными стандартами понятия как "событие после отчетной даты". Рассмотрим, что же подразумевается под событиями после отчетной даты и почему их важно отражать в бюджетном учете и отчетности.

В Международных стандартах финансовой отчетности (далее -МСФО), Международных стандартах финансовой отчетности для об­щественного сектора (далее - МСФООС) уделяется достаточное внимание учету событий после отчетной даты. Такими международными стандартами являются: МСФО 10 (в редакции 2003 г.) "События после даты баланса" и МСФООС 14 "События после отчетной даты". Основные отличия между МСФООС 14 и МСФО 10 в терминологии: МСФО разработан для коммерческих организаций, а МСФООС -непосредственно для общественного сектора, т. е. может быть приме­ним для государственных (муниципальных) учреждений.

Понятие "событие после отчетной даты" нормативно закреплено в российской системе бухгалтерского учета (далее - РСБУ), применяе­мой коммерческими организациями, в Положении по бухгалтерскому учету "События после отчетной даты" (ПБУ 7/98). Операции, связан­ные с событиями после отчетной даты, отражаются также в бухгалтер­ском учете и отчетности кредитных организаций в соответствии с Указанием ЦБ РФ от 08.10.2008 № 2089-У "О порядке составления кредитными организациями годового отчета" (далее - Указание № 2089-У).

В Инструкции № 148н такое понятие отсутствовало. Однако Феде­ральное казначейство указывало главным распорядителям средств федерального бюджета о необходимости отражения отдельных событий после отчетной даты в разъяснительном письме от 03.11.2009 № 42-7.4-05/2.4-636, согласованном с Минфином России.

Разберемся, что можно считать событиями после отчетной даты и почему им придается такое большое значение.

«Событие после отчетной даты» согласно международным стандартам

События после отчетной даты - это события, как благоприятные, так и неблагоприятные, которые происходят в период между отчет­ной датой и датой утверждения финансовой отчетности к выпуску. При этом отчетная дата - это дата последнего дня отчетного периода, к которому относится финансовая отчетность.

Различают два типа таких событий:

  • события, подтверждающие условия, существовавшие на отчетную дату (корректирующие события после отчетной даты);
  • события, свидетельствующие о возникших после отчетной даты
  • условиях (некорректирующие события после отчетной даты).

Корректирующие события после отчетной даты

Корректирующие события после отчетной даты субъект обязан учиты­вать либо путем корректировки сумм, признанных в финансовой отчет­ности, либо путем признания статей, ранее не признанных в отчетности:

·разрешение судебного спора после отчетной даты, которое под­тверждает наличие у субъекта существующего обязательства на от­четную дату;

·определение после отчетной даты стоимости активов, приобретен­ных до отчетной даты, или поступлений от продажи активов, про­данных до отчетной даты и т. д.

Некорректирующие события после отчетной даты

Субъект не должен корректировать суммы, признанные в финан­совой отчетности, для отражения некорректирующих событий после отчетной даты, таких как снижение справедливой стоимости в период между отчетной датой и датой утверждения финансовой отчетности к выпуску, когда субъект принял политику регулярной переоценки имущества до справедливой стоимости и т. д.

«Событие после отчетной даты» в РСБУ и учете кредитных организаций

В РСБУ событием после отчетной даты признается факт хозяй­ственной деятельности, который оказал или может оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результа­ты деятельности организации и который имел место в период между отчетной датой и датой подписания бухгалтерской отчетности за от­четный год.

К событиям после отчетной даты относятся:

  • события, подтверждающие существовавшие на отчетную дату хозяйственные условия, в которых организация вела свою деятельность;
  • события, свидетельствующие о возникших после отчетной даты хозяйственных условиях, в которых организация ведет свою деятельность.

Событие после отчетной даты подлежит отражению в бухгалтерской отчетности неза­висимо от положительного или отрицательного его характера для организации.

Последствия события после отчетной даты отражаются в бухгалтер­ской отчетности путем уточнения данных о соответствующих активах, обязательствах, капитале, доходах и расходах организации либо путем раскрытия соответствующей информации. При этом события после отчетной даты отражаются в синтетическом и аналитическом учете за­ключительными оборотами отчетного периода до даты подписания годовой бухгалтерской отчетности в установленном порядке.

В Указании № 2089-У событием после отчетной даты признается факт деятельности кредитной организации, который происходит в пе­риод между отчетной датой и датой составления годового отчета и ко­торый оказывает или может оказать влияние на ее финансовое состоя­ние. События после отчетной даты также как и в МСФО делятся на корректирующие (подлежат отражению в бухгалтерском учете) и некорректирующие (подлежат раскрытию в пояснительной записке).

Перспективы внедрения понятия «событие после отчетной даты в сфере бюджетного учета и отчетности

Как уже отмечалось, в Инструкции № 148н не приводилось понятие события после отчетной даты. Однако в письме Федерального казначей­ства от 03.11.2008 № 42-7.4-05/2.4-636 об отражении в отчетности глав­ных распорядителей средств федерального бюджета, главных админист­раторов источников финансирования дефицита федерального бюджета изменений показателей сводной бюджетной росписи федерального бюджета и лимитов бюджетных обязательств оно применялось.

В соответствии с указанным письмом к событиям после отчетной даты относится внесение изменений в Сводную бюджетную росписьт(показатели лимитов бюджетных обязательств) в отчетном периоде (например, 31-го числа отчетного периода), которые доводятся до главных распорядителей средств федерального бюджета только в сле-
дующем отчетном периоде (например, 1-го числа месяца, следующего за отчетным периодом). Такие изменения необходимо отражать в учете и отчетности за отчетный период. Кроме этого примера, разъяснений об отражении событий после отчетной даты в бюджетном учете и отчетности не приводилось. Однако на самом деле их гораздо больше.

Понятие "событие после отчетной даты" может достаточно широко применяться в бюджетной сфере, корректируя активы и обязательства на основании фактов, документов, под­тверждающих то или иное событие. Цель такой корректировки - пре­доставление пользователям достоверной отчетности. Конечно, для успешного внедрения в бюджетную сферу этого понятия необходимо определение исчерпывающего перечня событий и фактов, являю­щихся основаниями для корректировки показателей финансово-хо­зяйственной деятельности.

Начать дискуссию