Первичные документы

К какому акту об оказании услуг не придерутся налоговики

Инспекторы очень внимательно относятся к актам об оказании услуг. Налоговики нередко не признают расходы на оплату услуг, особенно консультационных или маркетинговых. Плохо составленный акт лишь помогает инспекторам в том, чтобы снять расходы. Унифицированной формы акта об оказании услуг нет. Компании должны сами разработать документ. Наша читательница, главный бухгалтер Любовь Полынская, поделилась опытом составления подобных актов.

Инспекторы очень внимательно относятся к актам об оказании услуг. Налоговики нередко не признают расходы на оплату услуг, особенно консультационных или маркетинговых. Плохо составленный акт лишь помогает инспекторам в том, чтобы снять расходы. Унифицированной формы акта об оказании услуг нет. Компании должны сами разработать документ. Наша читательница, главный бухгалтер Любовь Полынская, поделилась опытом составления подобных актов.

Даже если договором на оказание услуг составление акта не предусмотрено, я всегда ориентирую контрагентов на то, что документ готовить будем. Иначе как потом доказать налоговикам, какие и в каком объеме услуги были оказаны. Акт об оказании услуг – это оправдательный документ, который фиксирует факт перехода оказанных услуг от исполнителя к покупателю.

Обычно акты об оказании услуг составляет исполнитель по договору. Но я стараюсь контролировать, какой документ готовит контрагент. Это лучше, чем потом просить партнеров вносить в документ корректировки.

Несмотря на кажущуюся простоту документа, в его подготовке есть несколько очень важных нюансов. Пока правила составления акта, которые я для себя определила, меня не подводили. Налоговики не снимали расходы по услугам. Я расскажу, как я этого добилась.

ЗАДАЧА № 1. Разработать форму акта.

Логичнее уже на стадии заключения договора об оказании услуг оговорить форму акта или хотя бы информацию, которая в нем будет присутствовать. Еще лучше, если с исполнителем по договору удается предварительно предусмотреть, в какие сроки он должен составить акт. Можно прописать в договоре штрафные санкции за задержку или отсутствие акта по итогам оказанных услуг. Принятую форму акта надо утвердить в учетной политике.

Безусловно, в акте должны содержаться все сведения, которые требуются по пункту 2 статьи 9 Федерального закона от 26 ноября 1996 г. № 129-ФЗ. Тогда акт можно будет использовать в работе.

В двустороннем акте нужны полные реквизиты как заказчика, так и исполнителя. Если исполнитель – физлицо, то в акте должен быть прописан адрес его постоянного проживания, а также приведены реквизиты документа, удостоверяющего личность.

ЗАДАЧА № 2. Внести в акт содержание услуги и ее измерители.

Сведения об услуге в акте должны быть представлены таким образом, чтобы можно было однозначно определить свершившийся факт ее оказания. Советую проследить, чтобы наименование услуги в акте соответствовало тому, что прописано сторонами в договоре.

Инспекторам хочется видеть в акте об оказании услуг их подробное содержание. Если речь идет о маркетинговом исследовании, не стоит ограничиваться только таким коротким названием услуги. Лучше написать, каков был предмет исследования, где оно проходило и в какой период. Например, «Исследование конкурентной среды в области общественного питания в Ярославском районе г. Москвы в весенний период 2011 года».

Вопрос с единицами измерения услуг неоднозначный. В пункте 5 статьи 38 НК РФ говорится, что услуга – это деятельность, результаты которой не имеют материального выражения. В принципе, отсюда вывод, что в акте можно обойтись и без единиц измерения. Но на практике лучше все-таки этим выводом не руководствоваться.

В акте нужно прописать стоимость услуг. И хорошо бы, чтобы в акте были описаны конкретные трудозатраты на их оказание. Это может быть количество затраченных на работу часов. Также лучше прописать, сколько стоит один час работы исполнителя. Тогда в акте будет информация не только об общей стоимости услуг, а цена их единицы. В этом случае при возникновении претензий к завышенному уровню цен компании будет легче защищаться.

Фраза «Вышеперечисленные услуги выполнены полностью и в срок. Заказчик претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг не имеет» будет нелишней. Надо не забыть прописать в акте ставку и сумму НДС.

Важно понимать: даже если стороны по каким-то причинам не пропишут в акте содержание услуг так подробно, налоговики не имеют права снимать расходы только на этом основании. В обоснование своей правоты компания может воспользоваться постановлением Высшего арбитражного суда от 20 января 2009 г. № 2236/07. В нем судьи высказались о том, что акты приема-передачи оказанных услуг считаются первичными учетными документами, даже если в них нет информации о детальном содержании услуг. Ведь обязательные реквизиты первичного документа все равно были в акте приведены.

ЗАДАЧА № 3. Определиться с необходимостью печати.

Печать организации не входит в перечень обязательных реквизитов первичного документа. Но в то же время нельзя упускать из внимания, что и компании, и сами налоговые инспекторы уже привыкли, что печать есть практически на всех документах. Это стало обычаем делового оборота. Поэтому я никогда не пренебрегаю проставлением печати. Никаких временных затрат это не требует, зато прибавляет надежды на то, что инспекторы не будут придираться к акту. Кстати, ставить печать надо обязательно, если такое условие есть в тексте акта. В случае, если ниже реквизита «Подпись» стоят буквы «М.П.» («Место печати»).

Уполномоченные сотрудники должны расшифровать свои подписи, не забыв внести и полное название должностей.  

Еще советы

Внутренние документы компании помогут при отсутствии деталей в акте

Эльвира МИТЮКОВА, лектор, к. э. н., управляющий партнер консалтинговой компании ООО «Академия успешного бизнеса»:

– Даже если акт об оказании услуг не содержит их детализации, то подтвердить их можно и другими документами. Например, в отношении услуг по управлению компанией такими доказательствами могут стать внутренние локальные акты, приказы о назначениях и переводах сотрудников, бухгалтерская и налоговая отчетность. Также помогут распоряжения и приказы руководителя по различным вопросам финансово-хозяйственной деятельности управляющей компании. Однако надо быть готовым к тому, что налоговые инспекторы будут очень пристально разбирать ситуации, когда акт об оказании услуг составлен небрежно и без подробностей.

Евгения ДОМОРОЩИНА, главный бухгалтер ООО «Рокфор»:

– Я советую повнимательнее отнестись к дате составления акта об оказании услуг. Ведь именно на эту дату компания-заказчик будет списывать стоимость услуг в расходы при методе начисления. Поэтому по возможности сторонам надо стараться, чтобы акт был подписан в том же отчетном периоде, в котором услуги были оказаны. Чтобы не возникало лишних проблем, стараюсь датировать акты последним днем месяца, в котором услуги оказывались. Единицами измерения услуг в акте я никогда не пренебрегаю, иначе возникнут вопросы у налоговых инспекторов. И еще лучше не забывать о месте оказания услуг. Оно тоже в акте по возможности должно быть прописано.

Статья напечатана в журнале "Семинар для бухгалтера" № 5, 2011

50%

Старт обучения 15 марта 2025

Управленческий учет и финансы в 1С: УНФ

Курс для тех, кто хочет автоматизировать управленческий учет с программой 1С: УНФ, полноценно развивать бизнес и увеличить доход!

Записаться

Комментарии

2
  • "Еще лучше, если с исполнителем по договору удается предварительно предусмотреть, в какие сроки он должен составить акт. ...Принятую форму акта надо утвердить в учетной политике."

    В чьей учетной политике? Если акт выставляет исполнитель, то он будет выставлять тот акт,который он использует в работе, не факт, что он будет его менять по желанию второй стороны, тем более если в его учетной политике утверждена именно такая форма.

    Если вы являетесь исполнителем, то опять же трудно утвердить конкретную форму, т.к. любой из клиентов может захотеть увидеть там дополнительную информацию или что-то изменить/убрать.

    "Уполномоченные сотрудники должны расшифровать свои подписи, не забыв внести и полное название должностей. "

    По-моему проконтриолировать этот процесс (во всяком случае для бухгалтера, который кака правило руководствуется уже готовыми документами) весьма не просто. Например часто мне постиупают акты, где стоит просто печать и подпись - закорючка, расшифровать которую не возможно, хорошо если это подпись руководителя и ее есть с чем сравнить - с подписью на договоре, а если это подписал менеджер или какой-нибудь финансовый директор или вообще секретарь (что тоже встречается)? А иногда докменты присылают почтой. Причем наши акты проходят такое количество рук (всяких промежуточных "утвердителей", "подтверждателей", "согласователей"), что если отправить акт на доработку мы его вообще можем потерять, не говоря о тех, что приходят почтой эти и вовсе могут не вернуться.

  • Лана Ловчикова
    Например часто мне постиупают акты, где стоит просто печать и подпись - закорючка, расшифровать которую не возможно, хорошо если это подпись руководителя и ее есть с чем сравнить - с подписью на договоре, а если это подписал менеджер или какой-нибудь финансовый директор или вообще секретарь (что тоже встречается)?

    Была такая же беда. Нашла выход из положения: на стадии оформления Акта впечатываю со стороны Заказчика подписантом ген. дира (должность, ФИО) (1С сама делает). Никто не возмущается. Правда, один клиент попросил вписать вместо директора "реквизиты" уполномоченного лица, а другой - глав. буха. Сказали, что так даже удобнее стало подписывать. Остальные вынуждены ставить штампик или прописывать вручную должность и ФИО подписанта: не всякий рискнет поставить свою подпись над фамилией руководителя 


Похожие материалы

Новые модели в реестре ККТ

В реестр контрольно-кассовой техники добавлены две новые модели кассовых аппаратов.

Пройти проверку по ЕГРЮЛ станет проще

ФНС упрощает процедуру проверки информации, которая вносится в Единый государственный реестр юридических лиц.

Российский IT-дайджест: 10–16 марта 2025

Запускаем еженедельный обзор новостей российских ИТ-компаний, чтобы следить за главным на отечественном рынке технологий.

2

Курсы повышения
квалификации

23
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

«Авито Услуги»: Налоговые консультанты — в тренде

По данным «Авито Услуги», спрос на налоговых консультантов для бизнеса в России с начала года вырос почти на треть.

👌 Минфин рассказал, почему повышение госпошлин это полезно

Реформа государственной пошлины, запущенная в 2024 году, сместила акцент с «выгодности» судебных разбирательств на компенсацию бюджетных расходов.

Для уменьшения ПСН на взносы ИП может подавать сколько угодно уведомлений

ИП может уменьшить патент на фиксированный взнос и на взнос 1% за текущий год, а также на эти взносы за предыдущий год, не принятые к уменьшению ранее. Причем теперь независимо от их уплаты.

Наталья

Декларация по налогу на имущество(УСН)

Добрый день, квартира в Москве в ООО на УСН, состоит на кадастровом учете, в реестре не нашли. ИФНС требует сдать декларацию по налогу на имущество. Законно...

Читать полностью

Эксперты:

Надежда Камышева и еще 1

Надежда Камышева
Эксперт

Если у вашей организации есть в собственности жилые помещения, то они облагаются налогом от кадастровой стоимости, а значит организация на УСН...

Читать полностью

😥 В ближайшие семь лет 4-дневную рабочую неделю не введут

Об этом заявила член комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Светлана Бессараб.

Госзакупки

Минфин разработал законопроект о регулировании малых закупок

Документ направлен на унификацию проведения малых закупок и устанавливает единый порядок их проведения.

Быстрее и проще разблокировать счет через специальный сервис ФНС

Граждане и бизнес могут восстановить доступ к заблокированным счетам только после полного погашения налоговой задолженности. Для этого необходимо воспользоваться электронными сервисами ФНС.

Научим вести кадровый учет и считать зарплату по правилам 2025 г. в 1С:ЗУП

Мы записали новый прикладной курс повышения квалификации «Зарплата, кадры и воинский учет в 1С: ЗУП». Вы научитесь настраивать ПО и выполнять все операции по кадровому и воинскому учету, расчету налогов и подготовке отчетности в последней версии 1С:ЗУП. После обучения вы сможете использовать новые функции программы и с легкостью решать в ней любые задачи.

Научим вести кадровый учет и считать зарплату по правилам 2025 г. в 1С:ЗУП

👨‍🦯Налоговики объяснили, что делать с НДФЛ, больничным и районным коэффициентом, а Егоров сегодня засветился на костылях. «Ночной бухгалтер» № 1893

Бухгалтеры бурно обсуждают новость дня — глава налоговой службы появился на съезде РСПП на костылях и с иронией прокомментировал это событие.

Иллюстрация: Вера Ревина /Клерк.ру

🏢 Готовится закон против подделки протоколов собраний собственников квартир

В Госдуме идет работа над законопроектом, который направлен на борьбу с подделкой протоколов собраний собственников помещений многоквартирных домов (МКД).

Установлен срок подачи заявления на индексацию присужденных сумм

18 марта Госдума приняла во втором и третьем чтениях правительственный законопроект об индексации присужденных денежных сумм.

НДС

Налоговики предостерегли от незаконных схем снижения НДС и покупки «бумажного НДС»

С приближением сроков подачи налоговых деклараций по НДС ведомство делает акцент на достоверности представляемых данных.

Общество

10 лучших городов для жизни в мире

В прошлом году рейтинг лучших стран мира возглавила Швейцария, а Вена и Валенсия признаны наиболее комфортными городами для жизни. По критерию баланса между работой и отдыхом первенство держат города Финляндии, Швеции, Чехии и Дании. Столица и курортные локации Испании признаны лучшим направлением для цифровых кочевников, а Сингапур — для развития бизнеса.

10 лучших городов для жизни в мире
ФСБУ Запасы

НКО не обязаны всегда применять стандарт учета запасов

Некоммерческие организации могут не применять ФСБУ 5/2019 «Запасы», если ресурсы используются для управленческих нужд.

Как вести учет туристического налога в 2025 году на примере из 1С

С 01.01.2025 в НК появилась новая глава 33.1 «Туристический налог». Разберем в статье, кто его платит, в каком размере и в какие сроки, отчетность по налогу (форма и сроки предоставления), какими проводками отражается в 1С.

Как вести учет туристического налога в 2025 году на примере из 1С

Президент поручил правительству подготовить правила возвращения иностранных компаний в РФ

Некоторые иностранные компании собираются вернуться в РФ.

Путин: 28 595 санкций было введено против России

18 марта Владимир Путин принял участие в работе ежегодного съезда Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП).

Интересные материалы

В банковских приложениях появится функционал для блокировки переводов мошенникам

С октября 2025 года клиенты крупных банков смогут оперативно сообщать о мошеннических переводах через мобильные приложения. Новый функционал позволит не только заблокировать подозрительную операцию, но и автоматически получить электронную справку для обращения в полицию.