Компании будут получать от инспекций требования о представлении документов и отправлять запрошенную «первичку» через Интернет. Это предусмотрено приказом ФНС России от 17 февраля 2011 г. № ММВ-7-2/168 @ . Документ вступил в силу 19 апреля. Но как выяснилось в ходе беседы в нашей редакции налогового чиновника, лектора и специалиста по финансам, электронный документооборот на практике будет непрост.
Сергей ТАРАКАНОВ, советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса
Александр ПОГРЕБС, лектор, ведущий эксперт портала «Бухгалтерия Онлайн»
Иван МОРОЗОВ, заместитель директора по экономике и финансам ООО «Энерготранс»
Иван МОРОЗОВ:
– Когда был опубликован приказ ФНС России от 17 февраля 2011 г. № ММВ-7-2/168@, я понадеялся, что уже сейчас волокиты с отправкой документов в ответ на требования налоговой инспекции будет меньше. Но когда прочитал приказ повнимательнее, понял, что все не так одно- значно.
Сергей ТАРАКАНОВ:
– Объясню, какая сейчас сложилась ситуация. Согласно пункту 2 статьи 93 НК РФ, налогоплательщик вправе отправить по телекоммуникационным каналам связи документы по утвержденным форматам. Но Налоговый кодекс предусматривает утверждение форматов только в отношении счетов-фактур, книг продаж и книг покупок. Причем для представления этих документов в электронном виде необходимо дождаться, когда заработает порядок обмена счетами-фактурами в электронном виде. А вот требования о представлении документов в электронном виде можно будет получать от ИФНС еще раньше. Но все равно необходимо некоторое время для доработки программного обеспечения, используемого спецоператорами и налоговыми инспекциями.
Александр ПОГРЕБС:
– Действительно, проблема в реализации идеи электронного документооборота с инспекцией существует. Налоговики ведь запрашивают еще и накладные, и акты выполненных работ, и договоры. Ни одному ведомству пока не поручено устанавливать форматы этих документов.
Иван МОРОЗОВ:
– Когда наконец система заработает и все нужные нормативные документы чиновники утвердят, получать требования и отправлять документы можно будет только через спецоператоров?
Александр ПОГРЕБС:
– Да. Это предусмотрено приказом № ММВ-7-2/168 @ . Никаких дополнительных соглашений с ИФНС об обмене документами заключать не нужно. Спецоператоры обеспечивают проверку подлинности электронно-цифровой подписи. Кстати, опубликован новый Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи».
Сергей ТАРАКАНОВ:
– Уточню все же для полной ясности. Нельзя будет отправить в инспекцию в ответ на требование ни отсканированный бумажный документ, ни сформированный в текстовом редакторе. Соответственно, о факсимиле тоже речи не идет. Файлы будут формироваться программным обеспечением.
Иван МОРОЗОВ:
– Интересно, сможет ли инспекция потребовать представить документы в бумажном виде, если их компания уже отправила через Интернет?
Сергей ТАРАКАНОВ:
– Представление документов в электронном виде по юридическим последствиям приравнено к представлению документов на бумажном носителе. Соответственно, работает ограничение на повторное истребование документов, которое установлено пунктом 5 статьи 93 НК РФ.
Александр ПОГРЕБС:
– В отличие от отчетности, которую некоторым компаниям прямо предписано сдавать через Интернет, представление таким образом документов необязательно. Поэтому, если по каким-то причинам нет возможности переслать документы в электронном виде, можно послать их почтой или принести в инспекцию.
Иван МОРОЗОВ:
– В приказе № ММВ-7-2/168 @ говорится, что компании должны не реже одного раза в сутки проверять поступление требований о представлении документов. А если компьютер сломался или главбух в отпуске?
Александр ПОГРЕБС:
– Многие пользователи неделями не заглядывают в свои программы по сдаче отчетности. ФНС вышла за рамки Налогового кодекса РФ и вписала в приказ пункт, обязывающий ежедневно проверять наличие сообщений из ИФНС. Но наказать за неисполнение этой нормы налоговики не смогут.
ИТОГИ
Компании будут получать требования о представлении документов и отсылать их в ИФНС через Интернет с помощью спецоператоров. Это предусматривает приказ ФНС России от 17 февраля 2011 г. № ММВ-7-2/168 @ . Отправить можно будет только документы с утвержденными форматами. Право отправить документы почтой или принести в ИФНС остается.
Статья напечатана в журнале "Семинар для бухгалтера" № 5, 2011
Комментарии
6Ну все как обычно. Ведь это так просто - приказ издал а наутро -вся Россия раз и исполнила ( как секретарь за стенкой). Волшебники прямо. А то что каждый спец.оператор - он же провайдер - аккредитован ИФНС, и каждый налогоплательщик имеет собственную цифровую подпись в системе ТКС- кто- нибудь из ИФНС знает? Утверди формат электронных копий, утверди право аккредитованного заверять электронные копии документов - и принимай на здоровье документы. Или хочется сразу, что- бы автоматически программа проверяла, а не инспектор, который ни законов ни правил документооборота не знает до конца? Тогда подготовьте сначала базу - программы и электронные документы, затем утвердите все это законом и уже потом, дав время стране среагировать - пишите приказы. А то ведь поговорка про дороги и дураков в России уже слишком актуальна. Зачем так тупить на всю стану?
Им сказали - нано технлогия! Оне ответили - Есть, нано! Им сказали - электронное правительство! Оне ответили - есть! Что на самом деле "есть" не волнует, поскольку за это отвечает другая контора.Например, трижды ославленный и многокраснознаменный ГНИВЦ. Или еще кто. Но не этот, который через букву @ свои приказы издает.
Это как? Пришло требование, а мы в ответ на него в специальном программном обеспечении начинаем ручками набивать договоры, товарные накладные, акты и т.п.? При таком варианте вся концепция приходит в тупик, если не сказать более веско.
Второй вариант: требование приходит только на документы, на которые установлены форматы (счета-фактуры, книги покупок и продаж)? Это тоже не вариант. Разве пойдут на такое проверяющие?
Третий вариант: совмещение второго с коробками документов, привезенными в натуре? Тогда зачем вся эта показуха: приказы, интервью? Для президента? Тогда зачем нам здесь вешать лапшу? Здесь люди не того уровня, чтобы "хавать" такое.
Четвертый вариант: электронные форматы на все документы, которые могут быть запрошены инспекторами? Это, на мой взгляд, здорово и инновационно. Но насколько реально? Сколько на это уйдет времени, если счета-фактуры уже ПЯТЬ лет внедряют http://www.klerk.ru/buh/articles/54832/ ?
Объясните мне, великие творцы современных обычаев налогового делового оборота или просто более далекие люди, чем я.