Бюджетный учет

Оценка качества государственных услуг и расчет нормативов в учреждениях культуры: основные подходы

Бюджетные учреждения сферы культуры наряду с медицинскими и образова­тельными в наибольшей степени подвергаются реформированию с вступлени­ем в силу с 1 января 2011 года Закона № 83-ФЗ, поскольку большую часть своих услуг они оказывают за плату. Их деятельность как нельзя лучше вписывается в систему бюджетного планирования на основе государственного задания.

Источник: журнал «Финансовый справочник бюджетной организации», № 3-2011

Бюджетные учреждения сферы культуры наряду с медицинскими и образова­тельными в наибольшей степени подвергаются реформированию с вступлени­ем в силу с 1 января 2011 года Закона № 83-ФЗ, поскольку большую часть своих услуг они оказывают за плату. Их деятельность как нельзя лучше вписывается в систему бюджетного планирования на основе государственного задания.

Одна­ко на данном этапе много трудностей возникает при определении сущности ока­зываемых услуг, показателей их объема и качества, при расчете нормативов за­трат на единицу услуги. В данной статье приведены основные подходы, которыми нужно руководствоваться учреждениям культуры в ходе проведения этой рабо­ты, в конечном итоге от ее результатов будет зависеть размер финансового обес­печения для выполнения государственного (муниципального) задания.

Базовый перечень государственных услуг (работ)

Базовый перечень государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) федеральными государственными учреждениями в сфере культуры, искусства, архивного дела, историко-культурного наследия, утвержден приказом Минкультуры России от 25.10.2010 № 659 (далее — Базовый перечень услуг).

Для театров, концертных организаций, филармоний, цирковых ор­ганизаций, организаций в сфере народного творчества выделяются два вида госуслуг:

·         создание и показ спектаклей, концертных, цирковых и иных зре­лищных программ;

·         проведение тематических фестивалей, выставок, конкурсов и т. п. Деятельность библиотек подразделяется на следующие виды:

·         работа по формированию и учету фондов библиотек;

·         работа по библиографической обработке документов;

·         работа по организации каталогов;

·         работа по обеспечению физического сохранения и безопасности фонда библиотеки;

·         услуга по осуществлению библиотечного, библиографического и информационного обслуживания пользователей.

Деятельность музеев предлагается разделять на работу по хранению, изучению и обеспечению сохранности предметов Музейного фонда Рос­сийской Федерации и публичный показ музейных коллекций и предметов.

В деятельности государственных архивов предлагается выделять:

§  работу по обеспечению сохранности и учету архивных документов;

§  работу по комплектованию архивными документами;

§  работу по созданию справочно-поисковых систем к архивным до­кументам;

§  государственную услугу по предоставлению архивных документов.

Показатели объема и качества государственных услуг

Основные требования к процедурам оказания государственных услуг, а также методы оценки их качества в учреждениях культуры со­держатся в следующих нормативных правовых актах:

·         Основы законодательства Российской Федерации о культуре

·         от 09.10.1992 № 3612-1;

·         Федеральный закон от 29.12.1994 № 78-ФЗ "О библиотечном деле";

·         Федеральный закон от 26.05.1996 № 54-ФЗ "О Музейном фонде

·         Российской Федерации и музеях в Российской Федерации";

·         Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культур­ного наследия (памятниках истории и культуры) народов Россий­ской Федерации";

·         Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях".

Кроме того, на уровне субъектов РФ* разработаны стандарты каче­ства оказаниях государственных услуг в области культуры. Все указанные нормативные правовые акты содержат определенные подходы к оценке деятельности государственных учреждений культуры в ча­сти оказания госуслуг. Обобщив эти подходы, можно выделить опти­мальные показатели объема и качества оказания госуслуг, которые ре­комендуется использовать в проектах государственных заданий.

Рекомендуемые показатели объема и качества государственных услуг в области культуры

Показатели оказания государственных услуг

Показатели объема

Показатели качества

Наименование

Ед. изм.

Наименование

Ед. изм.

Количество посетителей или

изменение численности посетите­лей по сравнению с предыдущим годом

Чел.

%

Охват населения услугами учрежде­ний культуры (процент посетителей от общей численности жителей обслуживаемой территории)

%

Количество культурно-досуговых мероприятий, проведенных учре­ждением культуры за год

Ед.

Доля культурно-досуговых ме­роприятий, рассчитанных на обслуживание менее защищен­ных социально-возрастных групп (детей и подростков, пенсионеров, инвалидов и т. п.), от общего числа проводимых мероприятий

%

Посещаемость мероприятий, про­веденных учреждением культуры

Количество посетите­лей/1 тыс. жителей

Доля новых форм культурного обслуживания посетителей в об­щем количестве предоставляемых профильных услуг

%

Количество бесплатных культур­но-досуговых мероприятий из расчета на одного специалиста

Ед.

Обновление репертуара, экспози­ций

 

Кроме того, для определенных видов учреждений культуры можно выделить специфические требования и показатели качества оказания госуслуг:

·         для библиотек — отношение объема электронного каталога к обще­му количеству книжного фонда (%), книгообеспеченность (сред­нее количество книг, приходящихся на одного пользователя, ед.), доля специализированных изданий для слепых в общем фонде (%);

·         для музеев — процент ежегодно экспонируемых музейных предме­тов и музейных коллекций; процент музейных предметов, внесен­ных в электронный каталог; доля музейных предметов, требующих реставрации;

·         для театров — средняя посещаемость мероприятий во время гастро­лей (чел.), интенсивность обновления репертуара (новые поста­новки, ед.); наполняемость основного зала на стационаре в сред­нем на 1 спектакль (%);

·         для госархивов — средний срок исполнения заказа на выдачу доку­мента, рассчитываемый ежемесячно по данным бланков (дн.).

Расчет нормативов затрат на оказание государственных услуг (работ)

При решении вопроса об отнесении госучреждения культуры к тому или иному типу — бюджетному, автономному или казенному — используются следующие критерии:

·   доходы от уставной и предпринимательской деятельности, тыс. руб.;

·   среднее число посетителей на одном платном мероприятии, чел.;

·   удельный вес бюджетного финансового обеспечения деятельности учреждения культуры за год, %;

·   средняя зарплата работника культурно-досугового учреждения (руб. в месяц) и ее уровень по сравнению со среднемесячной зара­ботной платой в отрасли, %.

Объем субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания может быть изменен в течение срока его выполнения в случае изменения объема затрат, связанных с оказанием услуг, количества их потребителей или расходов на со­держание особо ценного движимого имущества государственного учреждения.

Суммы субсидии на финансовое обеспечение выполнения зада­ния, не использованные госучреждением в текущем финансовом году в связи с недовыполнением государственного задания, связанным в т. ч. с намеренным завышением количества потребителей госуслуг, подлежат возврату в бюджет в соответствии с действующим законода­тельством.

Большинство услуг в сфере культуры оказывается за плату через входные билеты (музеи, театры, выставочные центры, зоопарки, цир­ки и т. д.). Общая методология расчета затрат на оказание таких услуг предложена в приказе Минфина России от 30.08.2010 № 423 "Об утверждении Порядка определения платы за оказание услуг (вы­полнение работ), относящихся к основным видам деятельности госу­дарственных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Мини­стерства финансов Российской Федерации, для граждан и юридиче­ских лиц".

Особенности расчетов нормативов затрат на оказание государ­ственных (муниципальных) услуг в учреждениях культуры связаны с необходимостью использования положений ряда отраслевых актов.

·         Нормативные затраты на комплектование библиотечных фондов.

·         Затраты на приобретение и изготовление декораций, оборудования, по­шив костюмов, репетиционно-постановочные услуги.

·         Нормативные затраты на организацию и проведение культурно-про­светительных мероприятий в государственных музеях.

Начать дискуссию