Налоговая служба в последнее время проявляет повышенный интерес к теме отнесения расходов к прямым и косвенным. Наша читательница n‐ главный бухгалтер ООО «СМК "Стройтех"» Анна Кузнецова рассказала, какой способ разделения затрат на прямые и косвенные не вызывает разногласий с ИФНС.
СОВЕТ № 1. Максимально четко обосновывать способ распределения расходов.
Механизм распределения затрат к прямым и косвенным должен содержать экономически обоснованные показатели. Они определяются в первую очередь технологическим процессом. Способ отнесения затрат нужно закрепить в учетной политике.
Налоговый кодекс прямо не содержит положений, ограничивающих компании в отнесении тех или иных расходов к прямым или косвенным. Но обычно инспекторы ссылаются на статью 318 НК РФ, где сказано, что включать в состав прямых расходов нужно именно те, которые «связаны с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг)». Затраты признаются косвенными только тогда, когда нет реальной возможности отнести их к прямым. Это подтверждает письмо ФНС России от 24 февраля 2011 г. № КЕ - 4-3/2952@.
Если какой - то вид затрат можно отнести непосредственно на изготавливаемый продукт, выполняемую работу или оказываемую услугу, то этот расход является прямым. Если расход можно отнести на продукт, работу или услугу только с помощью условно избранной базы распределения, то он уже считается косвенным.
Предположим, на оборудовании производится одновременно несколько видов продукции. Распределить сумму амортизации между ними можно только по условно выбранной базе. Сумма амортизации – косвенный расход. К прямым можно отнести только затраты сырья, материалов и оплату труда непосредственным исполнителям. Такой вывод делает и Минфин России в письме от 26 января 2006 г. № 03 - 03 - 04/1/60.
СОВЕТ № 2. Ориентироваться на последние разъяснения ФНС .
Советую обратить внимание на письмо ФНС России от 21 апреля 2011 г. № КЕ - 4-3/6494. К косвенным можно отнести затраты на содержание офиса, оплату труда управленческого персонала даже при условии, что в периоде никаких доходов компания не имела. А вот затраты на разработку проектной документации отнести к косвенным расходам нельзя. Они формируют первоначальную стоимость амортизируемого имущества и списываться должны через механизм амортизации.
Еще советы
На что обращают внимание судьи и Минфин
Александр АНИЩЕНКО, лектор, аудитор ООО «Аудиторская фирма "АТОЛЛ - АФ"»:
– Вполне возможно, что амортизация и оплата труда с отчислениями могут являться косвенными расходами, а затраты на материалы и электроэнергию – прямыми. Об этом говорит Минфин России в письме от 15 мая 2007 г. № 03 - 03 - 06/1/274. Есть и другие интересные выводы чиновников. Так, опираясь на письмо Минфина России от 7 февраля 2011 г. № 03 - 03 - 06/1/79, можно сделать вывод, что компания имеет право учитывать в составе прямых расходов только материальные затраты. Особое внимание хочу обратить на то, что выбранный состав прямых и косвенных расходов должен применяться в течение не менее двух налоговых периодов по налогу на прибыль.
Любовь ПОЛЫНСКАЯ, главный бухгалтер ООО «Проксима Плюс»:
– Конечно, бухгалтеру проще все понесенные расходы списывать, не распределяя. И многие очень рискуют, упрощая учет отнесением практически всех расходов к косвенным. Я советую поостеречься от этого, чтобы не было споров с инспекцией. Тем более что судебная практика сейчас в пользу налоговиков. Например, в определении ВАС РФ от 13 мая 2010 г. № ВАС - 5306/10 судьи подчеркнули, что хоть НК РФ и предоставляет право самостоятельно формировать состав прямых расходов, нельзя рассматривать этот процесс как зависящий исключительно от воли компании. Одной только ссылки налогоплательщика на то, что «в учетной политике прописано», при разногласиях с инспекторами будет недостаточно. Нужно правомерно относить расходы к прямым или косвенным. Обосновывая свой выбор, надо помнить, что калькулирование себестоимости пока никто не отменял.
Статья напечатана в журнале "Семинар для бухгалтера" № 6, 2011
Комментарии
2ниочем.
может сократить информационный поток и не публиковать такие вот статьи. правда пока все заголовки перечитаешь, рябить в глазах начинает. к чему столько бессмысленной шелухи? ради объема?
А если ООО занимается оптовой торговлей,и в штате 3 человека-это д иректор,его зам и коммерческий дир-р.В данной ситуации куда относить зарплату - на прямые или освенные расоды?