Отчетность

Отчитываемся за I квартал 2011 года

Закончился I квартал, и перед бухгалтером стоит задача представить в контролирующие органы соответствующие декларации и расчеты. За формирование каких сведений и расчетов отвечает бухгалтер, работающий на участке «зарплата»? Какие изменения затронули отчетные формы и сроки их представления в 2011 году? На эти вопросы мы ответили в данном материале.

Закончился I квартал, и перед бухгалтером стоит задача представить в контролирующие органы соответствующие декларации и расчеты. За формирование каких сведений и расчетов отвечает бухгалтер, работающий на участке «зарплата»? Какие изменения затронули отчетные формы и сроки их представления в 2011 году? На эти вопросы мы ответили в данном материале.

Представляем отчетность в ПФР

Представление отчетных документов по уплате страховых взносов (РСВ-1, РСВ-2 и РВ-3)

Какие отчетные формы необходимо представлять?

В зависимости от категории плательщиков страховых взносов возможно представление следующих форм отчетности:

– РСВ-1 – для работодателей, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. При заполнении данной формы следует руководствоваться Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.11.2009 № 894н «Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам» (с учетом изменений, внесенных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.12.2010 № 1135н), а также Приказом  № 54н  (для индивидуальных предпринимателей, являющихся работодателями);

– РСВ-2 – для предпринимателей (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.11.2009 № 895н «Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам»);

– РВ-3 – для работодателей, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 01.12.2009 № 934н «Об утверждении порядка заполнения расчета по начисленным и уплаченным взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, применяемого при осуществлении контроля за уплатой взносов по дополнительному тарифу для работодателей, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации»).

Обратите внимание: Если численность сотрудников превышает 50 человек, отчетность необходимо представлять в электронном виде с электронно-цифровой подписью. Формат расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на ОПС в ПФР, страховым взносам на ОМС в Федеральный и территориальные фонды ОМС (РСВ-1, РСВ-2) и формат расчета РВ-3 представлены на официальном сайте ПФР.

Какие типовые ошибки допускают плательщики страховых взносов в отчетах, представляемых в ПФР?

Практика двух прошедших отчетных кампаний показала, что при заполнении расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам (РСВ-1 ПФР) встречается ряд характерных ошибок.

При заполнении титульного листа:
не указывается регистрационный номер ТФОМС, а также реквизиты «Код ОКАТО», «Код по ОКВЭД»;
– наименование плательщика в отчете по форме РСВ-1 ПФР должно соответствовать наименованию в учредительных документах;
– номер телефона заполняется в обязательном порядке;
– код тарифа заполняется в обязательном порядке.

При заполнении раздела 1 «Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам»: 
– в строку 100 «Остаток страховых взносов, подлежащих уплате на начало расчетного периода (+) задолженность, (-) переплата» ошибочно вносятся данные о задолженности, образовавшейся за период с 2002 года по 2009 год;
– в строках 141 – 143 должны указываться суммы с разбивкой по месяцам.

При заполнении раздела 2 «Расчет страховых взносов по тарифу, установленному для плательщика страховых взносов» в строки 214, 215 не должны включаться суммы выплат по листкам нетрудоспособности.

При заполнении раздела 3 «Расчет страховых взносов по пониженному тарифу в отношении отдельных работников» плательщики страховых взносов, применяющие упрощенную систему налогообложения, ошибочно отражают информацию в разделе 3 (ЕНВД).

При заполнении раздела 4 «Основания для применения пониженного тарифа» внимательнее следует заполнять даты выдачи и окончания действия справки медико-социальной экспертизы (ВТЭК).

При заполнении раздела 5 «Сведения о состоянии задолженности (переплаты) на обязательное пенсионное страхование, образовавшейся по состоянию на 31 декабря 2009 года» в строке 510 «Остаток задолженности на начало расчетного периода (+) задолженность, (-) переплата» должен быть отражен остаток задолженности на начало расчетного периода.

Каков срок представления отчета?

Отчетность по начисленным и уплаченным страховым взносам необходимо представлять в территориальные органы ПФР ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом (кварталом, полугодием, девятью месяцами и календарным годом). Таким образом, последняя дата сдачи отчетности за I квартал 2011 года – 16 мая (дата представления отчетности переносится на 16 мая, так как 15 мая – выходной день).

Если организация-работодатель прекращает свою деятельность, то до дня подачи в регистрирующий орган заявления о прекращении деятельности необходимо представить в территориальный орган ПФР расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за период с начала расчетного периода по день представления указанного расчета включительно.

Разницу между суммой страховых взносов в соответствии с данным расчетом и суммами страховых взносов, уплаченными с начала расчетного периода, необходимо уплатить в течение 15 календарных дней со дня подачи такого расчета. Прекращение деятельности регистрируется соответствующим органом только после представления справки об отсутствии задолженности по страховым взносам в Пенсионный фонд.
В случае реорганизации организации-работодателя представление расчетов по страховым взносам, а также уплату страховых взносов осуществляет организация-правопреемник.

Представление данных персонифицированного учета

Если в 2010 году работодатели представляли данные персонифицированного учета за полугодие и год, то начиная с 2011 года сведения представляются ежеквартально: согласно ст. 1 Феде-рального закона № 27-ФЗ  отчетными периодами признаются I квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год. На основании п. 2 ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ страхователь представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством РФ о страховых взносах начисляются страховые взносы) не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом. В целях персонифицированного учета применяются следующие отчетные формы:

– СЗВ-6-1 «Сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица» – индивидуальные сведения;
– АДВ-6-3 «Опись документов о начисленных и уплаченных страховых взносах и страховом стаже застрахованных лиц, передава-емых страхователем в ПФР» – опись пачки документов;
– СЗВ-6-2 «Реестр сведений о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованных лиц» – индивидуальные сведения по списочной форме;
– АДВ-6-2 «Опись сведений, передаваемых страхователем в ПФР» – формируется одна на страхователя.

Обратите внимание: В соответствии с п. 2.1 ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ страхователь не позднее 20 дней со дня окончания квартала представляет в органы ПФР сведения, предусмотренные ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений». Указанные сведения также могут быть представлены в форме электронного документа в порядке, прописанном в п. 2 ст. 8 Федерального закона № 27-ФЗ.

Необходимость представления новых форм персонифицированного учета вызвана тем, что пособия работникам с 2011 года рассчитываются исходя из заработка за два года. При этом сотрудник должен принести справки от прежних работодателей. Если по какой-либо причине работник не представил такие справки, то работодателю следует обращаться за соответствующими сведениями в ПФР.

Сведения о заработке сотрудников за 2010 год по формам СЗВ-6-3 и АДВ-6-4 работодатели должны представить к 16 мая 2011 года.

Обратите внимание: На момент передачи журнала в печать приказ об утверждении форм отчетов СЗВ-6-3 и АДВ-6-4 регистрацию в Минюсте еще не прошел.

Следует отметить, что форма СЗВ-6-3 «Сведения о сумме выплат и иных вознаграждений, начисляемых плательщиками страховых взносов – страхователями в пользу физического лица» заполняется на каждого работника, а АДВ-6-4 – это опись индивидуальных сведений. В Информационном сообщении от 21.03.2011 ПФР разъяснил следующее: все формы отчетности, документов по персонифицированному учету, рекомендуемый порядок их заполнения, программы для подготовки отчетности и изменения в порядке представления страхователями РСВ-1 и сведений по персучету в электронном виде размещены на официальном сайте Пенсионного фонда в разделе «Работодателям». Также их можно получить в территориальных органах ПФР по месту регистрации страхователя. При этом специалисты ведомства рекомендовали страхователям не откладывать подготовку отчетности на последний день и представлять ее заблаговременно, так как в отношении плательщиков страховых взносов, нарушивших сроки представления отчетности, законодательство предусматривает применение штрафных санкций.

Представляем отчетность в ФСС

Не позднее 15 апреля 2011 года страхователям необходимо представить в ФСС:
– форму-4 ФСС РФ (предназначена для отчетности по начислению и уплате двух видов страховых взносов: на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (порядок уплаты установлен ст. 5, 15 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ); на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (порядок уплаты установлен Федеральным законом № 125-ФЗ ). Представляется в территориальный орган ФСС;
– отчет об использовании сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве . Представляется в исполнительный орган ФСС по месту регистрации страхователя вместе с отчетом по форме-4 ФСС РФ.

Обратите внимание: С представления отчетности за I квартал 2011 года требование по представлению отчетности в электронном формате распространилось на организации с численностью более 50 работников. В связи с этим в 2011 году Приказом ФСС РФ от 21.03.2011 № 53 утверждены формат отчета в электронном виде, а также регламент электронного документооборота с ФСС. В частности, регламентом предусмотрен новый электронный документ – квитанция о получении расчета с ошибками. Напомним, что в 2010 году обязательно сдавать отчеты по каналам Интернет должны были компании с численностью сотрудников свыше 100 человек.

Сдавать расчет по форме-4 ФСС РФ за I квартал необходимо на новом бланке, утвержденном Приказом № 156н . На какие нововведения следует обратить внимание в первую очередь? Во-первых, следует отметить, что новая форма расчета приспособлена для применения электронного документооборота, а именно содержит поля для отражения кодированной информации. Кроме того, новую форму-4 ФСС РФ можно корректировать. Соответствующие поля для номера корректировки появились на титульном листе. Напомним, что раньше ошибки можно было исправлять в отчетности за следующий квартал. Кроме того, на титульном листе формы-4 ФСС РФ нужно указывать:
– шифр страхователя (справочники шифров приведены в приложениях 1 – 3 к Приказу № 156н). Необходимость данной информации обусловлена тем, что произошло расширение перечня плательщиков страховых взносов;
– численность работников (с уточнением числа женщин, работающих инвалидов, а также занятых на работах с вредными факторами);
– данные о страхователе или представителе страхователя (в случае представления отчета уполномоченным представителем).

Во-вторых, изменена структура документа. Теперь расчет состоит из двух разделов (из документа исключен раздел «Для страхователей-налогоплательщиков, применяющих специальные режимы налогообложения») и 11 таблиц (вместо 13). Из формы-4 ФСС РФ, утвержденной Приказом № 871н , в новую форму с небольшими изменениями перенесены 6 таблиц: 1, 2, 3, 8, 10, 11. В новой форме расчета им соответствуют таблицы 1, 2, 3, 5, 7, 8. Новыми в форме-4 ФСС РФ стали таблицы 3, 3.1, 4, 4.1, 9. В частности, таблицы 3.1, 4, 4.1 необходимы для отражения сведений, подтверждающих право на применение пониженного тарифа. В новой форме отсутствует расчет по пеням и штрафам.

Важный момент: в расчете появилась специальная таблица для указания персональных сведений об инвалидах, в пользу которых осуществлялись выплаты в отчетный период.

Как и прежде, при заполнении расчета в каждую строку и соответствующие ей графы вписывается только один показатель. В случае отсутствия каких-либо показателей, предусмотренных формой-4 ФСС РФ, в строке и соответствующей графе ставится прочерк. Для исправления ошибок следует перечеркнуть неверное значение показателя, вписать правильное значение и поставить подпись страхователя или его представителя под исправлением с указанием даты исправления. Все исправления заверяются печатью организации (штампом – для иностранных организаций) или подписью индивидуального предпринимателя, физического лица, не признаваемого индивидуальным предпринимателем, или их представителей. Не допускается исправление ошибок с помощью корректирующего или иного аналогичного средства.

Ознакомиться с новым документом можно на официальном сайте ФСС. Следует отметить, что вместе с формой-4 ФСС РФ Приказом № 156н был утвержден порядок ее заполнения. Данный порядок устанавливает требования к заполнению, а также содержит приложения со справочниками шифров различных категорий плательщиков страховых взносов.

Подтверждение основного вида деятельности.

Страхователи до 15 апреля должны представить в ФСС документы для подтверждения основного вида деятельности. В зависимости от него фонд устанавливает тариф страховых взносов от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Основным документом, которым осуществляется правовое регулирование страхования от производственного травматизма, является Федеральный закон № 125-ФЗ. При этом существуют и иные федеральные законы, касающиеся данного вида страхования. Все они принимаются в соответствии с вышеназванным законом. В частности, это федеральный закон, который устанавливает страховые тарифы (ставки взноса) по классам профессионального риска. На основании ст. 21 Федерального закона № 125-ФЗ такой закон принимается ежегодно и на плановый период. Тарифы страховых взносов установлены в Федеральном законе от 22.12.2005 № 179-ФЗ. Перечень содержит 32 наименования, а размер тарифа зависит от класса риска основной деятельности компании. На 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов страховые тарифы установлены Федеральным законом от 08.12.2010 № 331-ФЗ.

Процедура подтверждения основного вида деятельности прописана в Порядке, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития РФ № 55 . Если у организации есть обособленные подразделения, то необходимые документы подаются головной организацией и на обособленные подразделения, по местонахождению которых страхователь зарегистрирован. В пункте 3 Порядка приведены формы необходимых документов:

– заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности;
– справка-подтверждение основного вида экономической деятельности;
– копия пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за 2010 год. Копия пояснительной записки не представляется страхователями – субъектами малого предпринимательства.

Если страхователь ведет деятельность, которая подлежит обязательному лицензированию, то необходима копия лицензии. Для обособленных подразделений дополнительно представляется заявление по форме, приведенной в приложении 3 к Порядку, а также копия положения о подразделении и выписка из учетной политики. Документы страхователя, представленные в территориальное отделение фонда, направляются в Федеральный ФСС, где на их рассмотрение установлен месячный срок (п. 9 Порядка). После получения ответа из ФСС территориальный фонд в двухнедельный срок направляет страхователю уведомление об установленных размерах страхового тарифа.

Обратите внимание: До подтверждения основного вида деятельности страхователь и его подразделения относятся к тому виду деятельности, который был подтвержден в предыдущем году как основной (п. 11 Порядка). Напомним, что на 2010 год страховые тарифы были установлены Федеральным законом от 28.11.2009 № 297-ФЗ.

Уведомление о размере страхового тарифа, соответствующего классу профессионального риска страхователя, территориальное отделение ФСС направляет страхователям в срок до 1 мая. Так как 1 и 2 мая 2011 года – выходные дни, срок переносится на 3 мая включительно. Если фонд направ-ляет уведомление по почте, то оно считается полученным компанией по истечении шести календарных дней с момента отправления. Следует отметить, что штрафы за непредставление документов в ФСС не предусмотрены. Однако если страхователь не подаст сведения в ФСС, то фонд вправе самостоятельно присвоить тариф по тому виду деятельности организации, которому соответствует наиболее высокий класс профессионального риска. В 2011 году возможно рассмотрение вопроса о скидках и надбавках на 2012 год. Правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.09.2001 № 652 .

Представление сведений о среднесписочной численности работников

Все организации, независимо от среднесписочной численности работников, должны представ-лять в налоговый орган сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год не позднее 20 января текущего года, а в случае создания (реорганизации) организации – не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана или реорганизована (письма ФНС РФ от 09.07.2007 № 25 3 05/512, Минфина РФ от 25.07.2008 № 07 05 10/52, от 15.07.2008 № 03 02 07/1-285).

Форма сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий кален-дарный год (форма по КНД 1110018) утверждена Приказом ФНС РФ от 29.03.2007 № ММ-3-25/174@. В данной форме указано, что в случае представления сведений о среднесписочной численности работников при создании (реорганизации) организации отражается 1-е число месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована).
Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, численность работников которых превышает указанный предел, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по установленным форматам в электронном виде, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством РФ (абз. 2, 3 п. 3 ст. 80 НК РФ).

Комментарии

18
  • smg6363

    спасибо! очень своевременно!!

  • Над. К

    Господа, ну ведь отчетность за 2 квартал не за горами, все пригодится. А это статья из бумажного журнала, естественно её сразу никто забесплатно в интернет не отдаст, на что тогда журналы жить будут? ))

  • Над. К

    Т.е. Вы предлагаете вообще такие статьи не брать, так что ли? Никто все равно не даст статьи по отчетности сразу. Причину я Вам уже написала.

    При этом кому-то статья может и помочь, поскольку не все сдали отчетность вовремя. Да и не все формы будут менять. Кому не надо, тот ведь может не читать, правда?