Закончился I квартал, и перед бухгалтером стоит задача представить в контролирующие органы соответствующие декларации и расчеты. За формирование каких сведений и расчетов отвечает бухгалтер, работающий на участке «зарплата»? Какие изменения затронули отчетные формы и сроки их представления в 2011 году? На эти вопросы мы ответили в данном материале.
Представляем отчетность в ПФР
Представление отчетных документов по уплате страховых взносов (РСВ-1, РСВ-2 и РВ-3)
Какие отчетные формы необходимо представлять?
В зависимости от категории плательщиков страховых взносов возможно представление следующих форм отчетности:
– РСВ-1 – для работодателей, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. При заполнении данной формы следует руководствоваться Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.11.2009 № 894н «Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам» (с учетом изменений, внесенных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.12.2010 № 1135н), а также Приказом № 54н (для индивидуальных предпринимателей, являющихся работодателями);
– РСВ-2 – для предпринимателей (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.11.2009 № 895н «Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам»);
– РВ-3 – для работодателей, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 01.12.2009 № 934н «Об утверждении порядка заполнения расчета по начисленным и уплаченным взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, применяемого при осуществлении контроля за уплатой взносов по дополнительному тарифу для работодателей, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации»).
Обратите внимание: Если численность сотрудников превышает 50 человек, отчетность необходимо представлять в электронном виде с электронно-цифровой подписью. Формат расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на ОПС в ПФР, страховым взносам на ОМС в Федеральный и территориальные фонды ОМС (РСВ-1, РСВ-2) и формат расчета РВ-3 представлены на официальном сайте ПФР.
Какие типовые ошибки допускают плательщики страховых взносов в отчетах, представляемых в ПФР?
Практика двух прошедших отчетных кампаний показала, что при заполнении расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам (РСВ-1 ПФР) встречается ряд характерных ошибок.
При заполнении титульного листа:
– не указывается регистрационный номер ТФОМС, а также реквизиты «Код ОКАТО», «Код по ОКВЭД»;
– наименование плательщика в отчете по форме РСВ-1 ПФР должно соответствовать наименованию в учредительных документах;
– номер телефона заполняется в обязательном порядке;
– код тарифа заполняется в обязательном порядке.
При заполнении раздела 1 «Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам»:
– в строку 100 «Остаток страховых взносов, подлежащих уплате на начало расчетного периода (+) задолженность, (-) переплата» ошибочно вносятся данные о задолженности, образовавшейся за период с 2002 года по 2009 год;
– в строках 141 – 143 должны указываться суммы с разбивкой по месяцам.
При заполнении раздела 2 «Расчет страховых взносов по тарифу, установленному для плательщика страховых взносов» в строки 214, 215 не должны включаться суммы выплат по листкам нетрудоспособности.
При заполнении раздела 3 «Расчет страховых взносов по пониженному тарифу в отношении отдельных работников» плательщики страховых взносов, применяющие упрощенную систему налогообложения, ошибочно отражают информацию в разделе 3 (ЕНВД).
При заполнении раздела 4 «Основания для применения пониженного тарифа» внимательнее следует заполнять даты выдачи и окончания действия справки медико-социальной экспертизы (ВТЭК).
При заполнении раздела 5 «Сведения о состоянии задолженности (переплаты) на обязательное пенсионное страхование, образовавшейся по состоянию на 31 декабря 2009 года» в строке 510 «Остаток задолженности на начало расчетного периода (+) задолженность, (-) переплата» должен быть отражен остаток задолженности на начало расчетного периода.
Каков срок представления отчета?
Отчетность по начисленным и уплаченным страховым взносам необходимо представлять в территориальные органы ПФР ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом (кварталом, полугодием, девятью месяцами и календарным годом). Таким образом, последняя дата сдачи отчетности за I квартал 2011 года – 16 мая (дата представления отчетности переносится на 16 мая, так как 15 мая – выходной день).
Если организация-работодатель прекращает свою деятельность, то до дня подачи в регистрирующий орган заявления о прекращении деятельности необходимо представить в территориальный орган ПФР расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за период с начала расчетного периода по день представления указанного расчета включительно.
Разницу между суммой страховых взносов в соответствии с данным расчетом и суммами страховых взносов, уплаченными с начала расчетного периода, необходимо уплатить в течение 15 календарных дней со дня подачи такого расчета. Прекращение деятельности регистрируется соответствующим органом только после представления справки об отсутствии задолженности по страховым взносам в Пенсионный фонд.
В случае реорганизации организации-работодателя представление расчетов по страховым взносам, а также уплату страховых взносов осуществляет организация-правопреемник.
Представление данных персонифицированного учета
Если в 2010 году работодатели представляли данные персонифицированного учета за полугодие и год, то начиная с 2011 года сведения представляются ежеквартально: согласно ст. 1 Феде-рального закона № 27-ФЗ отчетными периодами признаются I квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год. На основании п. 2 ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ страхователь представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством РФ о страховых взносах начисляются страховые взносы) не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом. В целях персонифицированного учета применяются следующие отчетные формы:
– СЗВ-6-1 «Сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица» – индивидуальные сведения;
– АДВ-6-3 «Опись документов о начисленных и уплаченных страховых взносах и страховом стаже застрахованных лиц, передава-емых страхователем в ПФР» – опись пачки документов;
– СЗВ-6-2 «Реестр сведений о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованных лиц» – индивидуальные сведения по списочной форме;
– АДВ-6-2 «Опись сведений, передаваемых страхователем в ПФР» – формируется одна на страхователя.
Обратите внимание: В соответствии с п. 2.1 ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ страхователь не позднее 20 дней со дня окончания квартала представляет в органы ПФР сведения, предусмотренные ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений». Указанные сведения также могут быть представлены в форме электронного документа в порядке, прописанном в п. 2 ст. 8 Федерального закона № 27-ФЗ.
Необходимость представления новых форм персонифицированного учета вызвана тем, что пособия работникам с 2011 года рассчитываются исходя из заработка за два года. При этом сотрудник должен принести справки от прежних работодателей. Если по какой-либо причине работник не представил такие справки, то работодателю следует обращаться за соответствующими сведениями в ПФР.
Сведения о заработке сотрудников за 2010 год по формам СЗВ-6-3 и АДВ-6-4 работодатели должны представить к 16 мая 2011 года.
Обратите внимание: На момент передачи журнала в печать приказ об утверждении форм отчетов СЗВ-6-3 и АДВ-6-4 регистрацию в Минюсте еще не прошел.
Следует отметить, что форма СЗВ-6-3 «Сведения о сумме выплат и иных вознаграждений, начисляемых плательщиками страховых взносов – страхователями в пользу физического лица» заполняется на каждого работника, а АДВ-6-4 – это опись индивидуальных сведений. В Информационном сообщении от 21.03.2011 ПФР разъяснил следующее: все формы отчетности, документов по персонифицированному учету, рекомендуемый порядок их заполнения, программы для подготовки отчетности и изменения в порядке представления страхователями РСВ-1 и сведений по персучету в электронном виде размещены на официальном сайте Пенсионного фонда в разделе «Работодателям». Также их можно получить в территориальных органах ПФР по месту регистрации страхователя. При этом специалисты ведомства рекомендовали страхователям не откладывать подготовку отчетности на последний день и представлять ее заблаговременно, так как в отношении плательщиков страховых взносов, нарушивших сроки представления отчетности, законодательство предусматривает применение штрафных санкций.
Представляем отчетность в ФСС
Не позднее 15 апреля 2011 года страхователям необходимо представить в ФСС:
– форму-4 ФСС РФ (предназначена для отчетности по начислению и уплате двух видов страховых взносов: на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (порядок уплаты установлен ст. 5, 15 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ); на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (порядок уплаты установлен Федеральным законом № 125-ФЗ ). Представляется в территориальный орган ФСС;
– отчет об использовании сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве . Представляется в исполнительный орган ФСС по месту регистрации страхователя вместе с отчетом по форме-4 ФСС РФ.
Обратите внимание: С представления отчетности за I квартал 2011 года требование по представлению отчетности в электронном формате распространилось на организации с численностью более 50 работников. В связи с этим в 2011 году Приказом ФСС РФ от 21.03.2011 № 53 утверждены формат отчета в электронном виде, а также регламент электронного документооборота с ФСС. В частности, регламентом предусмотрен новый электронный документ – квитанция о получении расчета с ошибками. Напомним, что в 2010 году обязательно сдавать отчеты по каналам Интернет должны были компании с численностью сотрудников свыше 100 человек.
Сдавать расчет по форме-4 ФСС РФ за I квартал необходимо на новом бланке, утвержденном Приказом № 156н . На какие нововведения следует обратить внимание в первую очередь? Во-первых, следует отметить, что новая форма расчета приспособлена для применения электронного документооборота, а именно содержит поля для отражения кодированной информации. Кроме того, новую форму-4 ФСС РФ можно корректировать. Соответствующие поля для номера корректировки появились на титульном листе. Напомним, что раньше ошибки можно было исправлять в отчетности за следующий квартал. Кроме того, на титульном листе формы-4 ФСС РФ нужно указывать:
– шифр страхователя (справочники шифров приведены в приложениях 1 – 3 к Приказу № 156н). Необходимость данной информации обусловлена тем, что произошло расширение перечня плательщиков страховых взносов;
– численность работников (с уточнением числа женщин, работающих инвалидов, а также занятых на работах с вредными факторами);
– данные о страхователе или представителе страхователя (в случае представления отчета уполномоченным представителем).
Во-вторых, изменена структура документа. Теперь расчет состоит из двух разделов (из документа исключен раздел «Для страхователей-налогоплательщиков, применяющих специальные режимы налогообложения») и 11 таблиц (вместо 13). Из формы-4 ФСС РФ, утвержденной Приказом № 871н , в новую форму с небольшими изменениями перенесены 6 таблиц: 1, 2, 3, 8, 10, 11. В новой форме расчета им соответствуют таблицы 1, 2, 3, 5, 7, 8. Новыми в форме-4 ФСС РФ стали таблицы 3, 3.1, 4, 4.1, 9. В частности, таблицы 3.1, 4, 4.1 необходимы для отражения сведений, подтверждающих право на применение пониженного тарифа. В новой форме отсутствует расчет по пеням и штрафам.
Важный момент: в расчете появилась специальная таблица для указания персональных сведений об инвалидах, в пользу которых осуществлялись выплаты в отчетный период.
Как и прежде, при заполнении расчета в каждую строку и соответствующие ей графы вписывается только один показатель. В случае отсутствия каких-либо показателей, предусмотренных формой-4 ФСС РФ, в строке и соответствующей графе ставится прочерк. Для исправления ошибок следует перечеркнуть неверное значение показателя, вписать правильное значение и поставить подпись страхователя или его представителя под исправлением с указанием даты исправления. Все исправления заверяются печатью организации (штампом – для иностранных организаций) или подписью индивидуального предпринимателя, физического лица, не признаваемого индивидуальным предпринимателем, или их представителей. Не допускается исправление ошибок с помощью корректирующего или иного аналогичного средства.
Ознакомиться с новым документом можно на официальном сайте ФСС. Следует отметить, что вместе с формой-4 ФСС РФ Приказом № 156н был утвержден порядок ее заполнения. Данный порядок устанавливает требования к заполнению, а также содержит приложения со справочниками шифров различных категорий плательщиков страховых взносов.
Подтверждение основного вида деятельности.
Страхователи до 15 апреля должны представить в ФСС документы для подтверждения основного вида деятельности. В зависимости от него фонд устанавливает тариф страховых взносов от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Основным документом, которым осуществляется правовое регулирование страхования от производственного травматизма, является Федеральный закон № 125-ФЗ. При этом существуют и иные федеральные законы, касающиеся данного вида страхования. Все они принимаются в соответствии с вышеназванным законом. В частности, это федеральный закон, который устанавливает страховые тарифы (ставки взноса) по классам профессионального риска. На основании ст. 21 Федерального закона № 125-ФЗ такой закон принимается ежегодно и на плановый период. Тарифы страховых взносов установлены в Федеральном законе от 22.12.2005 № 179-ФЗ. Перечень содержит 32 наименования, а размер тарифа зависит от класса риска основной деятельности компании. На 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов страховые тарифы установлены Федеральным законом от 08.12.2010 № 331-ФЗ.
Процедура подтверждения основного вида деятельности прописана в Порядке, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития РФ № 55 . Если у организации есть обособленные подразделения, то необходимые документы подаются головной организацией и на обособленные подразделения, по местонахождению которых страхователь зарегистрирован. В пункте 3 Порядка приведены формы необходимых документов:
– заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности;
– справка-подтверждение основного вида экономической деятельности;
– копия пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за 2010 год. Копия пояснительной записки не представляется страхователями – субъектами малого предпринимательства.
Если страхователь ведет деятельность, которая подлежит обязательному лицензированию, то необходима копия лицензии. Для обособленных подразделений дополнительно представляется заявление по форме, приведенной в приложении 3 к Порядку, а также копия положения о подразделении и выписка из учетной политики. Документы страхователя, представленные в территориальное отделение фонда, направляются в Федеральный ФСС, где на их рассмотрение установлен месячный срок (п. 9 Порядка). После получения ответа из ФСС территориальный фонд в двухнедельный срок направляет страхователю уведомление об установленных размерах страхового тарифа.
Обратите внимание: До подтверждения основного вида деятельности страхователь и его подразделения относятся к тому виду деятельности, который был подтвержден в предыдущем году как основной (п. 11 Порядка). Напомним, что на 2010 год страховые тарифы были установлены Федеральным законом от 28.11.2009 № 297-ФЗ.
Уведомление о размере страхового тарифа, соответствующего классу профессионального риска страхователя, территориальное отделение ФСС направляет страхователям в срок до 1 мая. Так как 1 и 2 мая 2011 года – выходные дни, срок переносится на 3 мая включительно. Если фонд направ-ляет уведомление по почте, то оно считается полученным компанией по истечении шести календарных дней с момента отправления. Следует отметить, что штрафы за непредставление документов в ФСС не предусмотрены. Однако если страхователь не подаст сведения в ФСС, то фонд вправе самостоятельно присвоить тариф по тому виду деятельности организации, которому соответствует наиболее высокий класс профессионального риска. В 2011 году возможно рассмотрение вопроса о скидках и надбавках на 2012 год. Правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.09.2001 № 652 .
Представление сведений о среднесписочной численности работников
Все организации, независимо от среднесписочной численности работников, должны представ-лять в налоговый орган сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год не позднее 20 января текущего года, а в случае создания (реорганизации) организации – не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана или реорганизована (письма ФНС РФ от 09.07.2007 № 25 3 05/512, Минфина РФ от 25.07.2008 № 07 05 10/52, от 15.07.2008 № 03 02 07/1-285).
Форма сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий кален-дарный год (форма по КНД 1110018) утверждена Приказом ФНС РФ от 29.03.2007 № ММ-3-25/174@. В данной форме указано, что в случае представления сведений о среднесписочной численности работников при создании (реорганизации) организации отражается 1-е число месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована).
Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, численность работников которых превышает указанный предел, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по установленным форматам в электронном виде, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством РФ (абз. 2, 3 п. 3 ст. 80 НК РФ).
Комментарии
18спасибо! очень своевременно!!
Господа, ну ведь отчетность за 2 квартал не за горами, все пригодится. А это статья из бумажного журнала, естественно её сразу никто забесплатно в интернет не отдаст, на что тогда журналы жить будут? ))
Т.е. Вы предлагаете вообще такие статьи не брать, так что ли? Никто все равно не даст статьи по отчетности сразу. Причину я Вам уже написала.
При этом кому-то статья может и помочь, поскольку не все сдали отчетность вовремя. Да и не все формы будут менять. Кому не надо, тот ведь может не читать, правда?