Бюджетный учет

Госзаказ: нововведения

В Закон о госзакупках внесены очередные поправки. Расскажем о новациях подробно.

В Закон о госзакупках внесены очередные поправки. Расскажем о новациях подробно.

Размещая заказ, обоснуйте начальную цену контракта
Для начала напомним, что корректировки внесены Федеральным законом от 21 апреля 2011 г. № 79 - ФЗ. Одним из самых важных изменений является введение обязанности заказчиков обосновывать начальную (максимальную) цену контракта (договора бюджетного учреждения) при размещении заказов и включать такое обоснование в состав документации о торгах или в извещение о проведении запроса котировок.

Считается, что благодаря данному новшеству эффективность и прозрачность госзакупок будут повышены, так как правильность расчета учреждением начальной (максимальной) цены контракта будут отслеживать контрольно-счетные органы при проведении проверок деятельности заказчика.

Отсутствие обоснования начальной цены контракта в документации о торгах будет считаться нарушением, за которое предусмотрен штраф для лица, утвердившего документацию, в размере 3000 руб. (ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

При этом не конкретизировано, по каким именно правилам или формулам заказчики должны рассчитывать начальную цену. Эти вопросы учреждениям по - прежнему придется решать самостоятельно, в том числе руководствуясь подходами вышестоящих финансовых органов. Если же у вышестоящей организации нет своих требований к подведомственным учебным заведениям, то учреждению придется самостоятельно решать, каким образом рассчитывать данный показатель.

 Методы определения цены контракта
Согласно новой статье 19.1 Закона о госзакупках, для обоснования начальной цены заказчики могут воспользоваться соответствующими источниками информации о ценах.  (Источники, которыми могут воспользоваться заказчики, приведены  ЗДЕСЬ).

При этом следует учесть исходные данные конкретного заказа. К числу таковых можно отнести:

–  состав и объем закупаемой продукции;

–  сроки и место поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг);

–  наличие (отсутствие) аванса;

–  срок и условия оплаты товаров, работ, услуг;

–  наличие (отсутствие) обеспечения исполнения контракта, в том числе обеспечения гарантии поставщика на товар;

–   сложность выполнения работ, новизна и оригинальность разработок, ценность результата работ.

Исходя из сложившихся норм, начальная цена может быть сформирована с использованием различных методов.

Метод запроса цен и предложений
Обычно данный метод используется для определения цены товаров, работ, услуг, для которых есть функционирующий рынок и которые закупаются не по конкретным заявкам заказчика.

Суть его такова. Учреждение запрашивает информацию о ценах (коммерческое предложение) на продукцию при схожих условиях исполнения контракта, как правило, не менее чем у троих поставщиков либо изучает сайты в интернете не менее чем троих поставщиков.

На основе изучения рынка определяется начальная цена как среднее арифметическое число или меньшее из предложенных поставщиками.

Помните: в данном случае в документации о торгах или в извещении о проведении запроса котировок следует указать и источники информации (коммерческие предложения поставщиков, сайты в интернете), а также сам расчет.

Метод определения начальной цены по стоимости аналогов
Этот метод можно использовать при расчете начальной цены на любую продукцию, в том числе на научно - исследовательские работы, ранее закупаемые самим учреждением или иными заказчиками.

Расчет начальной цены в данном случае производится на основе предыдущих аналогичных контрактов с учетом корректировки цен с применением каких - либо коэффициентов или индекса - дефлятора.

Информация об аналогичных контрактах может быть получена с официального сайта госзакупок, из реестра контрактов или данных госстатистики.

Если учреждение рассчитывало цену контракта с использованием указанного метода, то в документации о торгах или в извещении о проведении запроса котировок указываются источник информации (официальный сайт, реестр контрактов и т. д), а также сам расчет.

Метод определения цены контракта путем составления смет
Данный метод обычно используется при закупке строительных работ. Так, согласно части 7.2 статьи 9 Закона о госзакупках, при закупке работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капстроительства начальная цена должна определяться на весь срок выполнения таких работ исходя из их цены в течение соответствующих лет планируемого периода исполнения контракта. Поэтому обычно учреждение готовит сметные расчеты, первоначально составленные в базисных ценах, но пересчитанные в текущие цены на момент размещения заказа, а также увеличенные на прогнозные повышающие коэффициенты инфляции на период планируемых сроков выполнения работ. >|Аналогичное разъяснение было дано Минрегионразвития России в письме от 22 июня 2009 г. № 18981 - ИМ/08. |<

Если учреждение рассчитывало цену с использованием указанного метода, то в документации о торгах или в извещении о проведении запроса котировок указывается, что цена определена путем составления сметного расчета, прилагаемого к документации.

Однако учреждение может использовать и иные более сложные методы расчета начальной цены (метод экспертных оценок, параметрический метод и др.).

Кроме того, согласно новым положениям Закона о госзакупках, Правительство РФ вправе установить порядок формирования начальных цен на отдельные виды товаров, работ, услуг, в том числе установить закрытый перечень источников информации о ценах (ч. 4 ст. 19.1 Закона о госзакупках). В этом случае учреждения при расчете начальной цены будут дополнительно ограничены требованиями, установленными Правительством РФ.

Расширены полномочия отдельных заказчиков
Другим важным изменением стало расширение полномочий Правительства РФ в сфере размещения заказов для федеральных нужд. Так, в соответствии с новой статьей 55.3 Закона о госзакупках Правительство РФ вправе установить единые дополнительные требования, в том числе квалификационные, к участникам размещения заказов. Но только при размещении заказов за счет федеральных бюджетных средств (ч. 2.2 ст. 11 Закона о госзакупках). В случае установления таких требований федеральные учреждения смогут применить их в своей документации в целях дополнительной защиты от недобросовестных, неквалифицированных поставщиков (исполнителей).
 
Уточнены требования к поставляемым товарам
Согласно изменениям, поставляемый товар по общему правилу должен быть новым (не быть в употреблении, не подвергаться ремонту, в том числе восстановлению, замене составных частей, восстановлению потребительских свойств). Если учреждение в конкретном случае планирует закупить товар, бывший в употреблении, такую возможность следует прямо прописать в документации о торгах или в извещении о проведении запроса котировок (ч. 2 ст. 22, ч. 2 ст. 34, п. 3 ст. 44 Закона о госзакупках).
 
Закупка «оригинальных» запчастей и «расходников»
Если в имеющейся у учреждения технической документации на машины и оборудование указано, что необходимо использовать «оригинальные» запчасти и расходные материалы или что использование «неоригинальных» запчастей или расходных материалов может привести к поломке активов, то в этом случае учреждение при закупке запчастей и «расходников» к таким основным средствам не обязано в документации о торгах или в извещении о проведении запроса котировок указывать слова «или эквивалент» после соответствующего товарного знака (ч. 3 ст. 22, ч. 3 ст. 34, ч. 2 ст. 45 Закона о госзакупках).
 
Конкретизированы требования к обязательствам поставщика
Теперь учреждения помимо привычных требований к товарам вправе дополнительно установить требования об обязательности проведения поставщиком монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих его использование.

Кроме того, в случае закупки машин и оборудования учреждение обязано установить в документации о торгах, извещении о проведении запроса котировок требования:

–  к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий качества товара;

–  к гарантийному обслуживанию товара;

–  к расходам на обслуживание товара в гарантийный срок;

–  к осуществлению монтажа и наладки товара в случае, если это предусмотрено технической документацией.

Кроме того, при закупке новых машин и оборудования учреждение должно установить в документации о торгах, извещении о проведении запроса котировок требования о предоставлении гарантии производителя данного товара и к сроку действия такой гарантии. При этом предоставление подобной гарантии осуществ-ляется не в заявке участника, а вместе с товаром. Также учреждение должно установить требования о предоставлении гарантии поставщика на данный товар и к сроку действия такой гарантии. Эта гарантия также предоставляется вместе с товаром.

Срок действия гарантии поставщика должен быть не менее чем срок действия гарантии производителя товара (п. 3 ч. 4 ст. 22, п. 4.1 ст. 43 Закона о госзакупках).
 
Требования к обеспечению исполнения контракта
При поставках новых машин и оборудования, начальная цена на которые составляет 50 млн руб. и более, а также при поставках медоборудования независимо от цены контракта учреждение обязано определить обязательства по такому контракту. Размер обязательств колеблется в диапазоне 2 – 10 процентов от начальной цены. То есть помимо основного обеспечения исполнения контракта, которое победитель предоставляет учреждению при заключении контракта, вводится дополнительное обеспечение гарантийных обязательств. Данное обеспечение в отличие от общего правила предоставляется поставщиком не перед заключением контракта, а при поставке товара вместе с товаром (п. 15.2 ч. 4 ст. 22, п. 9 ч. 4 ст. 34, п. 11 ч. 3 ст. 41.6 Закона о госзакупках).
 
Случаи изменения условий контракта в ходе его исполнения
Согласно внесенным изменениям, по согласованию заказчика с поставщиком допускается поставка товара, качество и характеристики которого являются улучшенными по сравнению с тем, что было установлено в контракте (ч. 6.7 ст. 9 Закона о госзакупках). Нововведение касается, например, таких ситуаций, когда товар, предусмотренный в контракте, снят с производства или выпущена обновленная модель оборудования, в связи с чем поставщик предлагает аналогичный товар, но с лучшими характеристиками.

Изменения оформляются дополнительным соглашением и заносятся в реестр контрактов.
 
Порядок проведения закрытых торгов
Помимо размещения заказа на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), сведения о которых составляют государственную тайну, закрытые торги теперь также проводятся в случаях размещения заказа на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение и передаваемых заказчиками во временное владение и пользование либо во временное пользование физическим и юридическим лицам, в том числе в связи с проведением выставок на территории РФ и (или) территориях иностранных государств (ч. 2 ст. 20, ч. 2 ст. 32 Закона о госзакупках).

Данное новшество связано с тем, что раскрытие информации о таком размещении заказов на общедоступном официальном сайте может поставить под угрозу те ценности, которые выступают объектами закупаемых работ, услуг.
 
Случаи размещения заказов у единственного поставщика
Так, бюджетное учреждение, являющееся исполнителем по контракту на выполнение НИОКР, теперь вправе привлекать соисполнителей для выполнения данных работ, в том числе оплачивать их услуги на любые суммы без проведения торгов и запросов котировок (п. 32 ч. 2 ст. 55 Закона о госзакупках).

Это нововведение существенно упростит деятельность тех учреждений, которые, с одной стороны, обязаны расходовать все свои средства по Закону о госзакупках, а с другой стороны, став победителями в конкурсе на выполнение НИОКР, должны обеспечить выполнение этих работ надлежащего качества и в установленные сроки, для чего может потребоваться привлечение соисполнителей.

Кроме того, учреждения при выполнении НИОКР за счет средств (за исключением бюджетных средств), полученных ими безвозмездно и безвозвратно от каких - либо граждан или организаций (например, средства гранта), могут проводить закупки без проведения торгов и запросов котировок на проведение конкретных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями (п. 33 ч. 2 ст. 55 Закона о госзакупках).
 
Сроки обжалования положений документации о торгах
Теперь жалоба на положения конкурсной документации, документации об аукционе или извещения о проведении запроса котировок может быть подана участником размещения заказа только до окончания срока подачи соответственно заявок на участие в конкурсе, заявок на участие в аукционе, котировочных заявок (ч. 2 ст. 57 Закона о госзакупках). Цель такого ограничения – исключить случаи злоупотребления участниками размещения заказов своим правом на обжалование, когда жалоба на содержание документации подается проигравшим участником после объявления итогов процедуры.
 
Правки в рамках бюджетной реформы
Новшествами устранена неопределенность в отношении обязанности бюджетных учреждений (нового типа) размещать заказы среди субъектов малого предпринимательства.

Из текста части 1 статьи 15 Закона о госзакупках в редакции, которая действовала с 1 января 2011 года, следовало, что размещать заказы у субъектов малого предпринимательства обязаны были только государственные (муниципальные) заказчики, то есть органы власти и казенные учреждения. Бюджетные учреждения в качестве лиц, обязанных проводить указанные торги и запросы котировок, не упоминались.

Данная техническая ошибка теперь устранена.
 
Важно запомнить

Анализ новшеств показывает, что в целом новации имеют положительный для заказчиков характер. Они направлены на повышение качества закупаемых товаров, устраняют некоторые пробелы и технические ошибки, а также повышают эффективность и прозрачность размещения заказов.
 

Статья напечатана в журнале "Учет в сфере образования" №6, июнь 2011 г.

Комментарии

1
  • Ольга

    Исходя из опыта работы с гос. заказами, сделала вывод - государство ОЧЕНЬ неохотно расстается с деньгами. За проделанную работу ждем расчет 2-3 месяца. Самое интересное:  заказчик размещает запрос котировок, заключает гос. контракт, а когда работы выполнены и приняты выясняется, что по этой статье не выделены средства! И начинаются так называемые "передвижки" денежных средств, которые длятся месяцами. Когда есть выбор с кем работать, с гос. учреждениями или с коммерческими всегда выбираем последние, т.к. частники отвечают по своим обязательствам. А у заказчиков по гос. закупкам один ответ: "Нашей вины нет, из бюджета не выделяют"