В Закон о госзакупках внесены очередные поправки. Расскажем о новациях подробно.
Считается, что благодаря данному новшеству эффективность и прозрачность госзакупок будут повышены, так как правильность расчета учреждением начальной (максимальной) цены контракта будут отслеживать контрольно-счетные органы при проведении проверок деятельности заказчика.
Отсутствие обоснования начальной цены контракта в документации о торгах будет считаться нарушением, за которое предусмотрен штраф для лица, утвердившего документацию, в размере 3000 руб. (ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
При этом не конкретизировано, по каким именно правилам или формулам заказчики должны рассчитывать начальную цену. Эти вопросы учреждениям по - прежнему придется решать самостоятельно, в том числе руководствуясь подходами вышестоящих финансовых органов. Если же у вышестоящей организации нет своих требований к подведомственным учебным заведениям, то учреждению придется самостоятельно решать, каким образом рассчитывать данный показатель.
При этом следует учесть исходные данные конкретного заказа. К числу таковых можно отнести:
– состав и объем закупаемой продукции;
– сроки и место поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг);
– наличие (отсутствие) аванса;
– срок и условия оплаты товаров, работ, услуг;
– наличие (отсутствие) обеспечения исполнения контракта, в том числе обеспечения гарантии поставщика на товар;
– сложность выполнения работ, новизна и оригинальность разработок, ценность результата работ.
Исходя из сложившихся норм, начальная цена может быть сформирована с использованием различных методов.
Суть его такова. Учреждение запрашивает информацию о ценах (коммерческое предложение) на продукцию при схожих условиях исполнения контракта, как правило, не менее чем у троих поставщиков либо изучает сайты в интернете не менее чем троих поставщиков.
На основе изучения рынка определяется начальная цена как среднее арифметическое число или меньшее из предложенных поставщиками.
Помните: в данном случае в документации о торгах или в извещении о проведении запроса котировок следует указать и источники информации (коммерческие предложения поставщиков, сайты в интернете), а также сам расчет.
Расчет начальной цены в данном случае производится на основе предыдущих аналогичных контрактов с учетом корректировки цен с применением каких - либо коэффициентов или индекса - дефлятора.
Информация об аналогичных контрактах может быть получена с официального сайта госзакупок, из реестра контрактов или данных госстатистики.
Если учреждение рассчитывало цену контракта с использованием указанного метода, то в документации о торгах или в извещении о проведении запроса котировок указываются источник информации (официальный сайт, реестр контрактов и т. д), а также сам расчет.
Если учреждение рассчитывало цену с использованием указанного метода, то в документации о торгах или в извещении о проведении запроса котировок указывается, что цена определена путем составления сметного расчета, прилагаемого к документации.
Однако учреждение может использовать и иные более сложные методы расчета начальной цены (метод экспертных оценок, параметрический метод и др.).
Кроме того, согласно новым положениям Закона о госзакупках, Правительство РФ вправе установить порядок формирования начальных цен на отдельные виды товаров, работ, услуг, в том числе установить закрытый перечень источников информации о ценах (ч. 4 ст. 19.1 Закона о госзакупках). В этом случае учреждения при расчете начальной цены будут дополнительно ограничены требованиями, установленными Правительством РФ.
Кроме того, в случае закупки машин и оборудования учреждение обязано установить в документации о торгах, извещении о проведении запроса котировок требования:
– к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий качества товара;
– к гарантийному обслуживанию товара;
– к расходам на обслуживание товара в гарантийный срок;
– к осуществлению монтажа и наладки товара в случае, если это предусмотрено технической документацией.
Кроме того, при закупке новых машин и оборудования учреждение должно установить в документации о торгах, извещении о проведении запроса котировок требования о предоставлении гарантии производителя данного товара и к сроку действия такой гарантии. При этом предоставление подобной гарантии осуществ-ляется не в заявке участника, а вместе с товаром. Также учреждение должно установить требования о предоставлении гарантии поставщика на данный товар и к сроку действия такой гарантии. Эта гарантия также предоставляется вместе с товаром.
Срок действия гарантии поставщика должен быть не менее чем срок действия гарантии производителя товара (п. 3 ч. 4 ст. 22, п. 4.1 ст. 43 Закона о госзакупках).
Изменения оформляются дополнительным соглашением и заносятся в реестр контрактов.
Данное новшество связано с тем, что раскрытие информации о таком размещении заказов на общедоступном официальном сайте может поставить под угрозу те ценности, которые выступают объектами закупаемых работ, услуг.
Это нововведение существенно упростит деятельность тех учреждений, которые, с одной стороны, обязаны расходовать все свои средства по Закону о госзакупках, а с другой стороны, став победителями в конкурсе на выполнение НИОКР, должны обеспечить выполнение этих работ надлежащего качества и в установленные сроки, для чего может потребоваться привлечение соисполнителей.
Кроме того, учреждения при выполнении НИОКР за счет средств (за исключением бюджетных средств), полученных ими безвозмездно и безвозвратно от каких - либо граждан или организаций (например, средства гранта), могут проводить закупки без проведения торгов и запросов котировок на проведение конкретных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями (п. 33 ч. 2 ст. 55 Закона о госзакупках).
Из текста части 1 статьи 15 Закона о госзакупках в редакции, которая действовала с 1 января 2011 года, следовало, что размещать заказы у субъектов малого предпринимательства обязаны были только государственные (муниципальные) заказчики, то есть органы власти и казенные учреждения. Бюджетные учреждения в качестве лиц, обязанных проводить указанные торги и запросы котировок, не упоминались.
Данная техническая ошибка теперь устранена.
Анализ новшеств показывает, что в целом новации имеют положительный для заказчиков характер. Они направлены на повышение качества закупаемых товаров, устраняют некоторые пробелы и технические ошибки, а также повышают эффективность и прозрачность размещения заказов.
Статья напечатана в журнале "Учет в сфере образования" №6, июнь 2011 г.
Комментарии
1Исходя из опыта работы с гос. заказами, сделала вывод - государство ОЧЕНЬ неохотно расстается с деньгами. За проделанную работу ждем расчет 2-3 месяца. Самое интересное: заказчик размещает запрос котировок, заключает гос. контракт, а когда работы выполнены и приняты выясняется, что по этой статье не выделены средства! И начинаются так называемые "передвижки" денежных средств, которые длятся месяцами. Когда есть выбор с кем работать, с гос. учреждениями или с коммерческими всегда выбираем последние, т.к. частники отвечают по своим обязательствам. А у заказчиков по гос. закупкам один ответ: "Нашей вины нет, из бюджета не выделяют"