Источник: журнал «Финансовый справочник бюджетной организации», №5 - 2011
Оказание государственных услуг в области социальной защиты и занятости имеет несколько принципиальных особенностей, главной из которых является высокая степень ориентации на потребителя услуги.
Это требует четкости определения требований к качеству и процедурам оказания государственных услуг и регламентированности законодательства в области соцзащиты. В данной статье рассмотрим основные подходы, которые необходимо соблюдать при формировании перечня госуслуг и оценке объема финансового обеспечения в этих сферах деятельности.
Госуслуги в сфере социальной защиты
Формирование перечня услуг
До настоящего времени единые подходы к разделению государственных (муниципальных) услуг в области социальной защиты не сформированы, поэтому государственные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления могут самостоятельно выбирать наиболее подходящий вариант (табл. 1).
Факторы, которые влияют на качество государственных (муниципальных) услуг в сфере социальной защиты, будут отличаться в зависимости от избранного варианта формирования перечня госуслуг. В число основных факторов входят:
· условия размещения учреждений;
· укомплектованность учреждения специалистами и их квалификация;
· специальное и табельное техническое оснащение учреждения (оборудование, приборы, аппаратура и т. д.);
· состояние информации об учреждении, порядке и правилах предоставления услуг клиентам.
Показатели качества и количества, требования к процедурам оказания государственных услуг в сфере социальной защиты населения разрабатываются с учетом основополагающих нормативных правовых актов:
· федеральные законы от 10.12.1995 № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", от 02.08.1995 № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах";
· постановления Правительства РФ от 15.04.1995 № 338 "О развитии сети специальных домов-интернатов для престарелых и инвалидов", от 25.05.1994 № 522 "О мерах по обеспечению психиатрической помощью и социальной защите лиц, страдающих психическими расстройствами" и т. д.;
· региональные нормативные акты (например, приказ Департамента труда и социального развития Воронежской области от 22.06.2010 № 1673/ОД «Об утверждении стандарта качества государственной (бюджетной) услуги "Социальное обслуживание в домах-интернатах для престарелых и инвалидов"»).
Исходя из установленной нормативной правовой базы, в учреждениях социальной защиты в зависимости от их типа используются следующие показатели качества и количества оказания государственных (муниципальных) услуг:
· средний срок ожидания планового помещения в госучреждении;
· удельный вес инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации, от числа нуждающихся;
· число мероприятий досугового характера, проведенных в социальных учреждениях;
· доля клиентов, удовлетворенных условиями и качеством обслуживания (оценка по результатам опросов и (или) анкетирования);
· количество зарегистрированных и обоснованных жалоб на действия персонала в расчете на одного клиента;
· удельный вес предоставленных обслуживаемым гражданам гарантированных государством социальных услуг к утвержденному перечню социальных услуг;
· количество нарушений законодательства Российской Федерации, стандартов социального обслуживания, выявленных при проведении проверок контролирующими органами и учреждениями.
Важный нюанс
Основаниями для отказа от оказания государственных услуг являются:
· личное заявление обслуживаемого (или его законного представителя);
· истечение срока обслуживания потребителя;
· выявление медицинских противопоказаний к социальному обслуживанию в соответствии с законодательством.
Начать дискуссию