Автор: Ю.В. Камардина, заместитель начальника отдела методического обеспечения бюджетных полномочий Федерального казначейства по исполнению федерального бюджета
В связи с вступлением в силу с 1 января 2011 г. Закона № 83-ФЗ претерпели изменения положения ряда нормативных правовых актов, регулирующие порядок осуществления операций со средствами от приносящей доход деятельности государственными (муниципальными) учреждениями. О том, как будут исполняться операции с указанными средствами в связи с принятием Закона № 83-ФЗ, пойдет речь в данной статье.
Казенные учреждения
Доходы, полученные казенными учреждениями от приносящей доход деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (п. 3 ст. 161 БК РФ) и согласно положениям ст. 41, 51 БК РФ являются неналоговыми доходами бюджета. В соответствии с п. 7 ст. 33 Закона № 83-ФЗ положения ст. 41 и 51 БК РФ (в части зачисления в федеральный бюджет доходов от оказания федеральными казенными учреждениями платных услуг и осуществления иной приносящей доход деятельности) применяются с 1 января 2012 г.
В течение 2011 г. (переходный период) следует руководствоваться п. 26 ст. 30 Закона № 83-ФЗ, согласно которому с 1 января 2011 г. федеральные казенные учреждения (их обособленные подразделения) вправе использовать остатки средств федерального бюджета и средств, полученных от приносящей доход деятельности, по состоянию на 1 января текущего финансового года, а также доходы, получаемые ими в текущем финансовом году от приносящей доход деятельности, в качестве дополнительного источника финансового обеспечения выполнения функций указанных учреждений сверх бюджетных ассигнований, установленных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
При этом подп. 4 п. 19 ст. 33 Закона № 83-ФЗ установлено, что федеральное бюджетное учреждение, являющееся получателем бюджетных средств, или федеральное казенное учреждение вправе использовать на обеспечение своей деятельности полученные им средства от оказания платных услуг, безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в т. ч. добровольные пожертвования, и средства от иной приносящей доход деятельности на основании документа (генерального разрешения) главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в котором указываются источники образования и направления использования указанных средств и устанавливающие их нормативные правовые акты Российской Федерации, положения устава (учредительного документа) указанного учреждения, а также гражданско-правовые договоры, предусматривающие получение средств с целью возмещения расходов по содержанию имущества.
Перечисленные учреждения осуществляют операции со средствами от приносящей доход деятельности в установленном Минфином России порядке в соответствии со сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности. Смета подлежит представлению в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета учреждения для учета операций с данными средствами. В настоящее время Порядок осуществления федеральными казенными учреждениями операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности, установлен приказом Минфина России от 01.09.2008 № 88н.
По окончании переходного периода счета, открытые органам Федерального казначейства на балансовом счете № 40503 "Счета организаций, находящихся в федеральной собственности. Некоммерческие организации" в учреждениях Банка России, предназначенные для учета средств, полученных федеральными казенными учреждениями от приносящей доход деятельности, подлежат закрытию.
Бюджетные учреждения
Бюджетное учреждение осуществляет деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности, в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, финансовое обеспечение выполнения которого осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета. Пунктом 4 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях предусмотрено, что бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям. Такая деятельность должна быть указана в его учредительных документах.
В соответствии с положениями п. 3 ст. 298 ГК РФ доходы, полученные от приносящей доход деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения. Операции со средствами от приносящей доход деятельности, поступающими федеральным бюджетным учреждениям, учитываются по кодам КОСГУ на лицевом счете бюджетного учреждения, открытом в органе Федерального казначейства, в порядке, установленном Федеральным казначейством. В настоящее время действует Порядок открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами, утвержденный приказом Казначейства РФ от 07.10.2008 № 7н (далее - Порядок № 7н).
Важный нюанс
При наличии заключенного с высшим органом исполнительной власти субъекта РФ (местной администрации муниципального образования) соглашения территориальные органы Федерального казначейства открывают и ведут лицевые счета для учета операций со средствами бюджетных учреждений субъектов РФ (муниципальных бюджетных учреждений) в порядке, установленном Федеральным казначейством.
Операции со средствами от приносящей доход деятельности, поступающими бюджетным учреждениям субъектов РФ (муниципальным бюджетным учреждениям), учитываются на лицевом счете бюджетного учреждения, открытом в финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования) в порядке, установленном финансовым органом субъекта РФ (муниципального образования).
Автономные учреждения
В соответствии с положениями п. 2 ст. 298 ГК РФ автономное учреждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения.
Операции со средствами автономного учреждения могут учитываться на лицевых счетах, открытых автономному учреждению в органе Федерального казначейства, финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования) либо в кредитной организации, в зависимости от решения учредителя автономного учреждения. Открытие и ведение органами Федерального казначейства лицевых счетов для учета операций со средствами автономных учреждений осуществляется в соответствии с Порядком № 7н.
Начать дискуссию