Новости ФНС

Налоговая инспекция не может отказать в проставлении штампа о принятии налоговой декларации

Индивидуальный предприниматель обратился в ВАС РФ с заявлением о признании недействующим пункта 141 Регламента ФНС России.

 

 

Решение ВАС РФ от 14.07.11 № ВАС-5591/11

Скачать Решение ВАС РФ от 14.07.11 № ВАС-5591/11
 
Суть спора. Индивидуальный предприниматель обратился в ВАС РФ с заявлением о признании недействующим пункта 141 Регламента ФНС России*.

*   Административный регламент Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения (утв. приказом Минфина России от 18.01.08 № 9н).

По мнению налогоплательщика, эта норма не соответствует пункту 4 статьи 80 НК РФ и статье 19 Конституции РФ в том смысле, какой ей придается налоговым ведомством, а именно, что должностное лицо инспекции, ответственное за исполнение государственной функции, не обязано по просьбе налогоплательщика (его представителя) ставить отметку о принятии налоговой декларации (расчета) и дату приема на копии декларации, остающейся у налогоплательщика, если ее оригинал выслан в налоговый орган почтовым отправлением с описью вложения.

В обоснование заявленного требования предприниматель указал, что налоговая инспекция по месту постановки его на налоговый учет как налогоплательщика отказала в проставлении на копии налоговой декларации отметки о ее получении.

Налоговая служба считает, что такую отметку следует делать только в случае сдачи налогоплательщиком налоговой декларации на бумажном носителе лично или через представителя. При направлении декларации почтовым отправлением данная обязанность Налоговым кодексом и Регламентом ФНС России на налоговые органы не возлагается.

Позиция суда. ВАС РФ признал пункт 141 Регламента ФНС России в указанной части противоречащим Налоговому кодексу.

В решении сказано, что на основании пункта 4 статьи 80 НК РФ налоговая декларация может быть подана налогоплательщиком в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Инспекция не вправе отказать в принятии декларации, представленной налогоплательщиком по установленной форме, и обязана проставить по его просьбе на копии декларации отметку о принятии и дату ее получения при ее представлении на бумажном носителе либо передать налогоплательщику квитанцию о приеме этой декларации в электронном виде при ее получении по телекоммуникационным каналам связи.

Таким образом, Налоговый кодекс обязывает налоговый орган сделать на копии налоговой декларации от-метку о получении вне зависимости от способа ее доставки – либо лично или через представителя, либо почтовым отправлением.

Как отражено в пункте 1 Регламента ФНС России, он разработан в целях повышения качества исполнения ФНС России возложенной на нее государственной функции, а также создания комфортных условий для налогоплательщиков и определяет сроки и последовательность действий административных процедур этого государственного органа, его территориальных подразделений и должностных лиц.

В пункте 141 Регламента ФНС России установлено, что при приеме налоговых деклараций на бумажных носителях, поданных налогоплательщиком лично или через представителя, на титульном листе налоговой декларации должностное лицо налогового органа ставит отметку о принятии и дату приема с оттиском штампа «Принято». По просьбе налогоплательщика или его представителя на копии налоговой декларации делается отметка о принятии и указывается дата приема.

Согласно норме пункта 146 Регламента ФНС России, при представлении налоговых деклараций почтовым отправлением должностное лицо налогового органа, ответственное за делопроизводство, проставляет на титульном листе декларации дату ее направления и дату поступления по почтовому штемпелю на конверте, а также свою подпись и не позднее рабочего дня, следующего за днем приема, передает ее в соответствующее структурное подразделение инспекции в программном продукте по ведению делопроизводства.

Само по себе отсутствие в пункте 146 Регламента ФНС России специального указания на возможность проставления налоговым органом упомянутого штампа на копии налоговой декларации, оригинал которой выслан почтовым отправлением, не означает, что налогоплательщик лишен права получить такую отметку. Поэтому отказ инспекции поставить штамп противоречит пункту 4 статьи 80 НК РФ и не соответствует заявленной в пункте 1 Регламента ФНС России цели его принятия.

Суд посчитал, что такое толкование налоговиками указанных положений привело бы к неравному подходу по отношению к налогоплательщикам, направляющим налоговые декларации почтовым отправлением, по сравнению с теми, кто сдает эти декларации лично или через представителя.

Примечание «ДК». До появления рассматриваемого решения ВАС РФ налоговые органы трактовали положения пункта 4 статьи 80 НК РФ таким образом, что обязанность должностного лица налогового органа о проставлении отметки о дате принятия налоговой декларации на ее копии по просьбе налогоплательщика распространяется лишь на случаи представления налоговой декларации лично налогоплательщиком.

Ксения Никитина, юрист группы предприятий «Корпорация Центр», отмечает, что с таким подходом соглашались и эксперты:
 
Подтверждением даты отправки налоговой декларации почтовой связью являются документы, свидетельствующие об отсылке почтового отправления, такие, например, как квитанция об отправке, уведомление о получении, опись вложения и т. п. Наличие этих документов позволяло прекратить любые споры о дате отправки декларации, если таковые возникали. Вопрос о проставлении по просьбе налогоплательщика отметки о дате отправки налоговой декларации на ее копии в случае, когда декларация была отправлена почтовой связью, не относился к числу актуальных.

Возможно, иногда налоговые органы шли навстречу налогоплательщику и делали необходимую отметку, а в каких-то случаях налогоплательщики не считали нужным отстаивать свои права столь принципиально, поскольку имелись иные методы разрешения подобной ситуации.

Тем не менее ВАС РФ высказался по данной теме. По мнению суда, Налоговый кодекс обязывает налоговый орган проставить на копии налоговой декларации отметку о получении этого документа вне зависимости от способа его доставки – либо лично или через представителя, либо почтовым отправлением. В связи с этим пункт 141 Регламента ФНС России признан не соответствующим Налоговому кодексу и недействующим в той мере, в которой содержащееся в нем положение – по смыслу, придаваемому ему налоговыми органами, – препятствует проставлению на копии налоговой декларации отметки о принятии и дате получения.
 

Статья напечатана в журнале "Документы и комментарии" №16, август 2011 г.

Начать дискуссию