Основные средства

ПБУ 18/02. Отражаем разницы по операциям с материалами

Производственные предприятия, за исключением малых, должны применять ПБУ 18/02, выявлять и отражать в учете постоянные и временные разницы. Часть из них возникает по операциям с материально-производственными запасами. Именно на них мы и обратим внимание в этой статье.

 

 

Производственные предприятия, за исключением малых, должны применять ПБУ 18/02, выявлять и отражать в учете постоянные и временные разницы. Часть из них возникает по операциям с материально-производственными запасами. Именно на них мы и обратим внимание в этой статье.

Изменение лимита стоимости основных средств

В начале текущего года законодатели повысили до 40 000 руб. лимит стоимости объектов, относимых к основным средствам (амортизируемому имуществу). Причем в Налоговый кодекс РФ изменения были внесены с 1 января (п. 1 ст. 256 Налогового кодекса РФ). А вот положения ПБУ 6/01 об установлении предельного размера стоимости объектов, относимых к основным средствам, были скорректированы позже – приказом Минфина России от 24 декабря 2010 г. № 186н  (далее – приказ № 186н). Его опубликовали в конце марта 2011 года и распространили его действие на период с 1 января. И из-за этого возникли проблемы.

В течение первого квартала предприятия не могли применять в бухгалтерском учете новый лимит 40 000 руб. и вынуждены были руководствоваться старыми положениями. То есть объекты стоимостью свыше 20 000 руб., но ниже 40 000 руб., приобретенные в период с января по март 2011 года, приходилось принимать в состав основных средств. В то же время в налоговом учете их стоимость единовременно списывалась в состав материальных расходов – в момент ввода в эксплуатацию (ст. 254 Налогового кодекса РФ).

В результате возникали налогооблагаемые временные разницы и отложенные налоговые обязательства. Ведь в момент приемки объекта в налоговом учете признавались расходы в размере его стоимости, а в бухгалтерском учете затрат еще не было, так как объект включили в состав основных средств.

Затем по мере начисления амортизации в бухгалтерском учете нужно было списывать соответствующую часть отложенного налогового обязательства, поскольку в налоговом учете эти расходы уже не возникали.

После опубликования приказа № 186н бухгалтерам пришлось вносить изменения в учетную политику и корректировать записи, сделанные после 1 января 2011 года до момента изменения включительно.

Хотя на самом деле и здесь были возможны варианты. Ведь установление лимита стоимости основных средств в бухгалтерском учете – это право, а не обязанность организации. То есть в принципе такой лимит можно было и не прописывать – и тогда все объекты, которые используются больше 12 месяцев, считались бы основными средствами вне зависимости от их стоимости и по ним следовало бы начислять амортизацию. Но это могло привести к увеличению количества объектов, в отношении которых возникают временные разницы и формируются ОНО.

К тому же сам лимит может быть установлен в любой сумме, не превышающей указанной в ПБУ 6/01  (в настоящее время – не более 40 000 руб.). Значит, в принципе можно было оставить на 2011 год те же положения, что и в прошлом году. И не менять в начале года учетную политику в части установления лимита стоимости основных средств.

>|Если лимит в учетной политике был записан как 20 000 руб. и его так оставили, то никаких исправительных записей делать не нужно. Но в этом случае возникают временные разницы.|<

Чтобы максимально сблизить бухгалтерский и налоговый учет, а также воспользоваться возможностью снизить налог на имущество (ведь он начисляется только в отношении объектов, которые признаются основными средствами по правилам бухгалтерского учета), лучше, конечно, внести изменения в учетную политику и пересмотреть лимит.

Тогда в отношении объектов, купленных после 1 января 2011 года, нужно проверить, действительно ли они соответствуют новым критериям признания основных средств. Если нет – сделать сторнировочные записи, «отменяющие» как принятие объекта к учету в качестве основного средства (по счетам 08, 01) и начисление амортизации (по счету 02), так и формирование и списание отложенного налогового обязательства (по счетам 77 и 68). А вместо «отмененных» записей нужно принять объект в состав материалов (на счет 10) и списать его единовременно на расходы.

Разницы при приобретении МПЗ
Временные и постоянные разницы могут возникать и при приобретении материально-производственных запасов.

Так, например, согласно ПБУ 5/01, в фактическую себестоимость материалов при их поступлении следует включать в том числе и расходы по страхованию запасов (страхование груза в пути). На уменьшение финансового результата они попадут только «вместе» со стоимостью самих ценностей, израсходованных на производство реализованной продукции, работ, услуг.

А вот в налоговом учете затраты на добровольное страхование запасов, согласно статье 263 Налогового кодекса РФ, единовременно включают в состав прочих расходов.

Следовательно, в момент фактического их осуществления нужно сформировать отложенное налоговое обязательство. Поскольку они уменьшают налогооблагаемую прибыль, но не приводят к снижению бухгалтерской. Так как «оседают» в стоимости МПЗ в балансе.

Разницы при списании МПЗ
Временные разницы – и как следствие отложенные налоговые активы и обязательства – могут возникать и в тех случаях, когда МПЗ при их списании оценивают в бухгалтерском и налоговом учете разными способами.

Например, согласно пункту 8 статьи 254 Налогового кодекса РФ, для целей налогообложения можно использовать метод ЛИФО, который уже четвертый год запрещен в бухгалтерском учете (с 1 января 2008 года). Он позволяет увеличить сумму материальных расходов в ситуации, когда цены на запасы постоянно растут. Ведь при ЛИФО сначала списывают стоимость последних поставок, а остаток материалов оценивают по цене самых ранних закупок.

Однако, как правило, организации стремятся к максимальному сближению бухгалтерского и налогового учета. Поэтому чаще используют метод ФИФО, или средней стоимости. И если применяются одинаковые способы оценки при списании, разниц не возникает.

Если формируется резерв на счете 14
Также возможны разницы, когда наблюдается устойчивое снижение стоимости МПЗ и организация формирует соответствующий резерв. Ведь в налоговом законодательстве его создание не предусмотрено. А в бухгалтерском учете – это не вопрос выбора или личных предпочтений, а обязательное требование нормативных актов.

Так, согласно пункту 25 ПБУ 5/01, материально-производственные запасы, текущая рыночная стоимость (стоимость продажи) которых снизилась, отражают в бухгалтерском балансе на конец отчетного года за вычетом резерва под снижение стоимости материальных ценностей. Резерв образуется за счет финансовых результатов организации, исходя из величины разницы между текущей рыночной стоимостью и фактической себестоимостью материально-производственных запасов, если последняя выше.

Более подробные разъяснения о порядке его формирования приведены в пункте 20 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н  . Согласно данной норме, организация исчисляет текущую рыночную стоимость МПЗ на основе информации, доступной до даты подписания бухгалтерской отчетности. При расчете она принимает во внимание:

– изменение цены или фактической себестоимости, непосредственно связанное с событиями после отчетной даты, подтверждающими существовавшие на отчетную дату хозяйственные условия, в которых организация вела свою деятельность;

– назначение материально-производственных запасов;

– текущую рыночную стоимость готовой продукции, при производстве которой используются сырье, материалы и другие материально-производственные запасы. >|Резерв под снижение стоимости не создается по сырью, материалам и другим МПЗ, используемым при производстве готовой продукции, если на отчетную дату текущая рыночная стоимость этой продукции соответствует или превышает ее фактическую себестоимость.|<

Заметьте, организация должна обеспечить подтверждение расчета текущей рыночной стоимости материально-производственных запасов.

Начисление резерва отражают в бухгалтерском учете записью по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей». А по мере списания запасов, в отношении которых был создан резерв, или при повышении рыночных цен (в связи с чем отпадает необходимость в резерве) делают обратную проводку.

Итак, поскольку в бухгалтерском учете в связи с образованием такого резерва формируются прочие расходы, а в налоговом – такие операции вообще не отражают, возникают постоянные разницы:

– при его создании – постоянное налоговое обязательство;

– при списании (на прочие доходы) – постоянный налоговый актив.

Разницы в учете спецодежды
Ну и наконец, отметим еще один нюанс, касающийся спецодежды как разновидности МПЗ.

Дело в том, что при организации бухгалтерского учета данных объектов нужно руководствоваться особыми правилами. Они изложены в Методических указаниях по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды (утверждены приказом Минфина России от 26 декабря 2002 г. № 135н).

А именно: единовременно списать стоимость спецодежды на расходы можно лишь в том случае, если срок ее эксплуатации не превышает 12 месяцев. Если же она предназначена для использования в течение более длительного периода, например теплую спецодежду можно носить три года, ее стоимость следует списывать линейным методом равномерно в течение срока эксплуатации. Для этих целей предусмотрен специальный механизм учета: в момент передачи спецодежды в эксплуатацию ее стоимость переносится «внутри» счета 10 «Материалы».

С кредита субсчета «Специальная оснастка и специальная одежда на складе» в дебет субсчета «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации». А затем ежемесячно равными долями списывается в дебет соответствующих счетов учета затрат (например, счета 20 «Основное производство» или 25 «Общепроизводственные расходы»).

В налоговом учете стоимость спецодежды единовременно включают в состав материальных расходов в момент ее передачи в эксплуатацию вне зависимости от срока использования (ст. 254 Налогового кодекса РФ).

Поэтому опять-таки возникает налогооблагаемая временная разница и бухгалтер должен сформировать отложенное налоговое обязательство и впоследствии его списывать.

Важно запомнить
При учете материально-производственных запасов могут возникнуть разницы, связанные с формированием их первоначальной стоимости, использованием разных методов оценки при списании, формированием резерва под снижение стоимости, а также по спецодежде.
М

Статья напечатана в журнале "Учет в производстве" №9, сентябрь 2011 г.

Начать дискуссию