Финансисты пояснили, должно ли образовательное учреждение удерживать НДФЛ с выплачиваемой студентам за счет средств стипендиального фонда материальной помощи. Доводы чиновников и порядок отражения в учете выплаченных сумм – в статье.
Решение о выплате единовременной материальной помощи из стипендиального фонда принимается руководителем образовательного учреждения или научной организации на основании личного заявления студента. Именно данная выплата вызывает массу вопросов у бухгалтеров учебных заведений, так как только в этом году чиновники окончательно определились с порядком ее налогообложения.
Однако Минфин России в письме от 6 сентября 2010 г. № 03-04-06/3-201 пояснил, что по указанным выплатам нет оснований для освобождения от налогообложения. Окончательную точку в споре чиновники поставили в письме Минфина России от 1 июля 2011 г. № 03-04-05/3-468, отметив следующее: случаи освобождения от обложения НДФЛ определенных видов доходов предусмотрены статьей 217 Налогового кодекса РФ. При этом в данной статье не содержится оснований для освобождения от обложения НДФЛ сумм единовременной материальной помощи, выплачиваемых из стипендиального фонда в соответствии с Законом № 125-ФЗ. В связи с этим суммы материальной помощи подлежат обложению НДФЛ в общем порядке. В свою очередь чиновники напомнили, что в настоящее время вопрос об освобождении от обложения НДФЛ сумм единовременной материальной помощи, выплачиваемых из стипендиального фонда, рассматривается в рамках поручения председателя Правительства РФ, данного во время встречи с представителями студенческих организаций в г. Сочи 26 февраля 2011 года. Так что скорее всего данная выплата будет освобождена от уплаты налога. Для бухучета позиция Минфина России означает необходимость оформления дополнительных проводок – на сумму удержанного налога.
В соответствии с нормами Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений операции по начислению и выплате подобных пособий отражаются такими записями:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Начислена сумма единовременной материальной помощи |
4 401 20 290 «Прочие расходы» |
4 302 91 730 «Увеличение кредиторской задолженности по прочим расходам» |
Удержан НДФЛ с начисленной суммы материальной помощи |
4 302 91 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по прочим расходам» |
4 303 01 730 «Увеличение кредиторской задолженности по налогу на доходы физических лиц» |
Перечислена сумма НДФЛ в бюджет* |
4 303 01 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на доходы физических лиц» |
4 201 11 610 «Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства» |
Перечислена ранее начисленная сумма материальной помощи на банковскую карточку работника
|
4 302 91 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по прочим расходам» |
4 201 11 610 «Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства» |
У автономных учреждений записи будут аналогичные. За исключением того, что в плане счетов таких учреждений коды поступлений и выбытий не применяются. Однако они вправе вводить в Рабочий план счетов дополнительные аналитические коды счетов, в том числе соответствующие КОСГУ (п. 4 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений).
Важно запомнить
Статья напечатана в журнале "Учет в сфере образования" №9, сентябрь 2011 г.
Начать дискуссию