Учет доходов и расходов у предпринимателя на общем режиме

Глава 23 Налогового кодекса, регулирующая порядок расчета предпринимателями НДФЛ, содержит крайне скудную информацию относительно того, какие доходы и расходы и в какой момент им признавать. Из-за этого у предпринимателей регулярно возникают разногласия с налоговиками на тему "правильно ли посчитана налоговая база". Мы рассмотрим некоторые вопросы наших читателей. Начнем с вопросов по ведению и заполнению Книги учета доходов и расходов, поскольку и с ней у бизнесменов тоже проблем хватает.

Глава 23 Налогового кодекса, регулирующая порядок расчета предпринимателями НДФЛ, содержит крайне скудную информацию относительно того, какие доходы и расходы и в какой момент им признавать. Из-за этого у предпринимателей регулярно возникают разногласия с налоговиками на тему "правильно ли посчитана налоговая база". Мы рассмотрим некоторые вопросы наших читателей. Начнем с вопросов по ведению и заполнению Книги учета доходов и расходов, поскольку и с ней у бизнесменов тоже проблем хватает.

Самостоятельно разработанную Книгу учета надо согласовать с налоговиками

(?) У меня есть только выручка и расходы по аренде, зарплате и канцтоварам. И я решила оставить в Книге учета <1> только те таблицы, для заполнения которых у меня будут данные. Можно ли так сделать?

ИП Г.А. Спиридонова, г. Кострома

Ответ

Можно. Форма Книги учета, утвержденная Минфином <1>, - рекомендованная. Но собственную форму такой Книги вам придется согласовать с налоговиками <2>. Для этого направьте в ИФНС свою форму Книги учета с сопроводительным письмом. Имейте в виду: каждый год вы заверяете Книгу учета в своей ИФНС (бумажную - до начала года, электронную - по окончании года) <3>. И в принципе, если вы до начала года принесете свою бумажную Книгу и налоговики ее заверят, то можно считать, что они одобрили ее форму. А вот заверение электронной Книги учета по итогам года не является ее согласованием с налоговиками. Если форму Книги учета не согласовать, то ответственности не будет. Но налоговики могут посчитать, что эту Книгу вы не ведете.

За неведение Книги учета могут оштрафовать... аж на 200 руб.

(?) Налоговики потребовали у меня Книгу учета, а я ее не веду. Что мне грозит?

ИП Е.В. Пахомова, г. Подольск, Московская обл.

Ответ

Потребовать у вас Книгу учета могут при камеральной проверке (если налоговики выявили какие-либо несоответствия в вашей отчетности) или выездной проверке <4>. И та и другая проверки должны быть по НДФЛ <5>. Вам направят требование о представлении документов <6>. Если вы не представите Книгу в течение 10 рабочих дней со дня получения такого требования <7>, то вам грозит штраф 200 руб. <8> Однако если Книгу учета вы не вели, то, по мнению некоторых судов, налогового штрафа быть не должно <9>. Советуем в такой ситуации в течение рабочего дня, следующего за днем получения требования, письменно уведомить свою инспекцию о невозможности представления Книги по причине ее неведения <7> со ссылкой на судебное решение <9>, которое мы привели.

Выручка - не единственный доход предпринимателя

(?) В конце 2011 г. мне на счет от арендатора поступит аванс за первое полугодие 2012 г. Надо ли будет учесть этот аванс в доходах 2011 г. ?

ИП П.Г. Кожевников, г. Ростов-на-Дону

Ответ

Да, аванс за вычетом НДС <10> нужно учесть в доходах в момент его получения, то есть в 2011 г. <11>
 

С неденежных доходов тоже надо исчислить НДФЛ

(?) Мы с покупателем моего товара договорились, что за него он расплатится не деньгами, а отремонтирует мое складское помещение. Должен ли я в этом случае учитывать стоимость этого товара в доходах?

ИП В.Н. Зубов, г. Тверь

Ответ

Да, должны. Доход - это любая экономическая выгода в денежной или натуральной форме при условии, что эту выгоду можно оценить <12>. То есть кроме денежной выручки и авансов вам надо учитывать и неденежные доходы <13>. В вашем случае - продажную стоимость товара (ту, которую вы указали в накладной). Вместе с тем в расходах вы сможете показать стоимость ремонта помещения, которая будет равна стоимости отгруженных вами товаров.

При расчете налоговой базы по НДФЛ вам нужно признавать и другие неденежные доходы, например стоимость безвозмездно полученного имущества <14>, излишков товаров, выявленных при инвентаризации <15>.

Затраты текущего года можно учесть и в следующем году

(?) В этом году я продам только часть товара, который недавно получила и оплатила. Оставшаяся часть будет продана в 2012 г. Когда мне учесть в расходах стоимость этого товара: полностью в 2011 г. или частями - в 2011 г. и в 2012 г. ?

ИП З.И. Богачева, г. Москва

Ответ

Глава 23 НК РФ по исчислению НДФЛ не регламентирует, как признавать расходы в виде покупной стоимости товаров. И не раскрывает, как же применять кассовый метод признания расходов в этом случае. В ГК, 2011, N 2, с. 67, мы подробно рассказывали, какие из-за этого возникают споры с налоговиками и как они решаются. Поэтому сейчас мы не будем все это повторять, а лишь скажем, что законодательство не запрещает учесть стоимость приобретенного товара в расходах как полностью в 2011 г., так и частями в 2011 г. и в 2012 г. <16>

Более того, Налоговый кодекс позволяет исправлять ошибки, допущенные при исчислении налоговой базы и не приведшие к занижению налога, в текущем периоде <17>. Но, правда, при условии, что прошло не более 3 лет с момента, когда допущена ошибка. А это означает, что расходы в виде покупной стоимости товаров, приобретенных в этом году, вы можете учесть или в 2011 г., или в 2012 г., или в 2013-2014 гг. Ведь вы банально могли забыть учесть их ранее.

Почему мы сейчас заговорили об этой норме? А вот почему. При выборе периода учета исходите из следующего. Если, включив всю стоимость товара в расходы 2011 г., по итогам года вы получите убыток, то этот убыток вы не сможете перенести на 2012 г. <18> То есть часть стоимости товара так никогда и не уменьшит налоговую базу по НДФЛ. Соответственно, НДФЛ за 2012 г. вам придется платить со всей выручки от реализации оставшейся части товара. Не исключено, что вам будет выгоднее признавать расход частями - по мере признания дохода от продажи этого товара.

Амортизируется то, что стоит более 40 тыс. руб.

(?) В минфиновском Порядке учета написано, что амортизируемое имущество - это имущество стоимостью свыше 10 тыс. руб., а в гл. 25 по налогу на прибыль Налогового кодекса - свыше 40 тыс. руб. На какую из этих сумм ориентироваться?

ИП Е.В. Аристова, г. Казань

Ответ

Ориентируйтесь на Налоговый кодекс РФ <19>. Ведь при исчислении НДФЛ состав расходов предпринимателя определяется в порядке, установленном гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ <20>. То есть амортизировать надо имущество, сумма затрат на приобретение которого превысила 40 тыс. руб. <21>

Предприниматель вправе применить амортизационную премию

(?) Можно ли мне сразу списать на налоговые расходы 50% первоначальной стоимости имущества со сроком использования более 3 лет? Я слышала, что субъектам малого предпринимательства это разрешено.

ИП Е.И. Сафонова, г. Уфа

Ответ

Норма о списании 50% первоначальной стоимости имущества предусмотрена только для организаций и касается только бухгалтерского учета <22>. Но вы можете единовременно учесть в расходах при вводе в эксплуатацию объекта амортизационную премию в размере <23>:

- 30% первоначальной стоимости имущества со сроком полезного использования свыше 3 лет и до 20 лет включительно. Этот срок определяется согласно Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы <24>;

- 10% - по всему остальному имуществу.

20%-й вычет выгоден, только если документально подтвержденные расходы меньше

(?) Могу ли я при исчислении НДФЛ учесть в расходах 20% от дохода, если у меня нет половины документов, подтверждающих мои расходы?

ИП А.Н. Смирнова, г. Пермь

Ответ

Можете. Тот факт, что документы на часть расходов у вас есть, не препятствует применению 20%-го вычета <25>. Но чтобы это было выгодно, сначала посчитайте общую сумму документально подтвержденных расходов. Если она составляет менее 20% доходов, применяйте фиксированный вычет <26>. Если более, то лучше учтите при расчете базы документально подтвержденные расходы.

Но не забудьте, что нельзя одновременно показать и документально подтвержденные расходы, и фиксированный 20%-й вычет <27>.

Вычет входного НДС можно заявить и по неоплаченным товарам

(?) Я приобрел товары для перепродажи. Но поставщику их еще не оплатил и в Книге учета не отразил. Могу ли я заявить к вычету НДС по этим товарам? Не скажут ли мне потом налоговики, что раз я не отразил стоимость товаров в Книге учета, значит, я их не принял к учету, а поэтому не имею права на вычет?

ИП С.А. Долгов, г. Санкт-Петербург

Ответ

Книга учета не является главным документом, подтверждающим факт принятия на учет приобретенных товаров для целей применения вычетов по НДС. Право на вычет обусловлено наличием у вас документов, определенных статьями 171 и 172 НК РФ. То есть основанием для получения вычета являются первичные документы, свидетельствующие о приобретении товара. Суды также никак не связывают вычет с отражением товаров (работ, услуг) в Книге учета <28>. Поэтому с таким подходом была вынуждена согласиться и ФНС <29>.

Но следите, чтобы у вас были <30>:

- первичные документы, подтверждающие приобретение товаров (например, товарные накладные по форме N ТОРГ-12 <31>);

- счета-фактуры, которые вы должны зарегистрировать в Книге покупок <32>.

-------------------------------

<1> утв. Приказом Минфина России N 86н, МНС России N БГ-3-04/430 от 13.08.2002

<2> п. 7 Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утв. Приказом Минфина России N 86н, МНС России N БГ-3-04/430 от 13.08.2002 (далее - Порядок учета)

<3> п. 8 Порядка учета

<4> статьи 88, 89 НК РФ

<5> Постановление Второго ААС от 17.05.2011 N А82-6967/2010

<6> приложение N 5 к Приказу ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@

<7> п. 3 ст. 93, п. 6 ст. 6.1 НК РФ

<8> п. 4 ст. 93, п. 1 ст. 126 НК РФ

<9> Постановление ФАС СЗО от 21.08.2007 N А42-8386/2006

<10> Письмо Минфина России от 01.07.2010 N 03-04-05/8-369; Постановление Президиума ВАС РФ от 18.11.2008 N 7185/08

<11> подп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ; Письмо Минфина России от 08.07.2010 N 03-11-11/189; Письмо ФНС России от 20.04.2006 N 04-2-03/85; Постановление Президиума ВАС РФ от 16.06.2009 N 1660/09

<12> ст. 41 НК РФ

<13> п. 1 ст. 210 НК РФ

<14> п. 14 Порядка учета

<15> Письмо Минфина России от 08.12.2009 N 03-04-05-01/887

<16> Письмо Минфина России от 09.02.2011 N 03-04-08/8-23; Решение ВАС РФ от 08.10.2010 N ВАС-9939/10

<17> п. 1 ст. 54 НК РФ

<18> п. 3 ст. 210, п. 4 ст. 227 НК РФ

<19> Письмо УФНС России по г. Москве от 20.10.2008 N 28-10/099058

<20> п. 1 ст. 221 НК РФ; Постановление ФАС ЗСО от 27.02.2006 N Ф04-8776/2005(17629-А45-33)

<21> п. 1 ст. 256 НК РФ

<22> п. 10 Типовых рекомендаций по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утв. Приказом Минфина России от 21.12.98 N 64н

<23> пп. 3, 9 ст. 258 НК РФ; Письмо Минфина России от 17.09.2010 N 03-04-05/3-557

<24> утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1

<25> п. 1 ст. 221 НК РФ; Постановление Президиума ВАС РФ от 16.02.2010 N 13158/09

<26> п. 1 ст. 221 НК РФ

<27> абз. 4 п. 3 ст. 221 НК РФ

<28> Постановления ФАС ЦО от 15.02.2011 N А68-896/10; ФАС ВСО от 25.02.2010 N А74-3115/2009; ФАС УО от 07.05.2010 N Ф09-3207/10-С2

<29> Письмо ФНС России от 03.09.2010 N ШС-37-3/10621

<30> статьи 169, 172 НК РФ

<31> утв. Постановлением Госкомстата России от 25.12.98 N 132

<32> приложения N 1, 2 к Правилам ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок... утв. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914

Полный текст статьи читайте в журнале "Главная книга" N17, 2011

Начать дискуссию