НДФЛ

Минфин пытается пополнить бюджет за счет простых граждан

Не так давно было издано письмо Минфина РФ №АС-4-3/13/13626 от 19.08.2011, в котором был рассмотрен случай получения физическим лицом-клиентом банка товаров в качестве бонуса за совершение им расходных операций со счета посредством банковских карт, эмитированных обслуживающим банком.

Источник: Центр структурирования бизнеса и налоговой безопасности taxCOACH

Не так давно было издано письмо Минфина РФ №АС-4-3/13/13626 от 19.08.2011, в котором был рассмотрен случай получения физическим лицом-клиентом банка товаров в качестве бонуса за совершение им расходных операций со счета посредством банковских карт, эмитированных обслуживающим банком.

Контролирующий орган сделал вывод о том, что в этом случае у физического лица возникает доход в натуральной форме, а у банка, как у источника этого дохода, - обязанность удержать соответствующую сумму НДФЛ или, в случае невозможности удержания, сообщить об этом налогоплательщику и налоговому органу.

Вместе с тем, логика контролирующего ведомства не так безупречна, как это может показаться на первый взгляд. Объясним, почему.

Во-первых, полученный клиентом банка бонусный товар не может быть признан доходом в НАТУРАЛЬНОЙ форме.
Для признания его таковым в соответствии со ст. 211 НК РФ необходимо наличие следующих условий в совокупности: а) транзакция должна быть совершена между банком и его клиентом, б) предметом транзакции должен быть товар, в) такая передача должна быть безвозмездной.

В рассматриваемой же ситуации одновременно указанные условия не выполняются. Иначе бы это означало для банка необходимость уплаты в бюджет НДС со стоимости безвозмездно переданного им своему клиенту бонусного товара (подп. 1 п. ст. 146, п. 1 ст. 39 НК РФ). Кроме того, как прямо указано в условии, товар физическое лицо получает не от банка, а от торгово-сервисного предприятия. От банка же клиент получает денежные средства, на которые затем приобретается бонусный товар, пусть даже физическое лицо не самостоятельно платит за него напрямую торговой организации, а при помощи банка.

Во-вторых, денежные средства, которые банк в целях погашения своей кредиторской задолженности перед клиентом перечисляет в счет оплаты бонусного товара для этого клиента, не является ДОХОДОМ физического лица.

Как следует из ст. 41 НК РФ, ключевым для признания любого блага, получаемого лицом, его доходом является возникновение у этого лица экономической выгоды. В рассматриваемой же ситуации у клиента банка такой выгоды не возникает.

В анализируемом случае, банком введена система бонусов в виде начисления физическим лицам при осуществлении ими расходных операций с использованием банковских карт баллов, трансформируемых в денежный эквивалент (отражается как кредиторская задолженность банка перед клиентом), на который можно получить бонусный товар.

Этот маркетинговый ход стимулирует клиента к выполнение изложенный условий лишь постольку, поскольку он знает, что, за те денежные средства, которые он расходует на приобретение товаров/работ/услуг по банковской карте, он получает не только те товары/работы/услуги, которые он непосредственно оплатил в настоящий момент, но и возможность в будущем получить возврат части израсходованных денег посредством приобретения на них бонусного товара.

Экономический эффект от этого схож с системой скидок: при осуществлении оплаты товара по банковской карте товар приобретается с условной ретро-скидкой, равной той сумме денежных средств, на которую позже будет получен бонусный товар. 

Таким образом, денежные средства, начисляемые банком клиенту для последующего приобретения бонусного товара, - это вернувшаяся физическому лицу часть его же собственных денег, израсходованных ранее. Каких-либо дополнительных экономических выгод у клиента банка в этом случае не возникает.

Начать дискуссию