Подпунктом 33.1 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ установлено, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде средств, полученных от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций. При этом согласно пункту 3 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ, казенное учреждение может вести приносящую доходы деятельность (если такое право предусмотрено в его учредительном документе). Такие доходы поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ. Причем в силу статьи 62 Бюджетного кодекса РФ доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, относятся к неналоговым доходам местных бюджетов.
Получается, чтобы решить вопрос о налогообложении доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности и переданного учреждению в оперативное управление, надо определить, признается ли сдача в аренду указанного имущества муниципальной услугой или нет.
В соответствии с поручением Правительства РФ от 16 октября 2010 г. № СС-П16-7135 разработаны Комплексные рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ (далее – Рекомендации).
В пункте 2 Рекомендаций указано, что в связи с использованием в законодательстве близких терминов и понятий в рамках Рекомендаций целесообразно разделить понятия услуг, оказываемых в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ, и услуг, оказываемых в контексте Закона № 83-ФЗ.
Закон № 210-ФЗ регламентирует предоставление государственных (муниципальных) услуг органами власти в ходе реализации ими своих функций при реализации возложенных на них или переданных с другого уровня полномочий (например, выдача разрешения на строительство, предоставление выписки из реестра недвижимого имущества).
А положения Закона № 83-ФЗ применяются к услугам, которые оказывают не органы власти, а подведомственные им учреждения в рамках определенных для этих учреждений заданий (например, реализация образовательных программ, оказание первичной медицинской помощи, хранение архивных документов).
В Приложении 4 к Рекомендациям приведены отраслевые рекомендованные в перечне услуги, разработанные соответствующими федеральными органами исполнительной власти для использования органами власти. По сути, это реализация образовательных, медицинских и т. п. программ, оказание медицинской, социальной, консультационной и иной помощи, другие подобные мероприятия.
Нормы подпункта 33.1 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ применяются именно к средствам, полученным казенными учреждениями от оказания государственных (муниципальных) услуг, то есть, следуя Рекомендациям, в рамках определенных для этих учреждений заданий и согласно перечню услуг. А сдача в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении у казенного учреждения, не признается государственной (муниципальной) услугой, а является деятельностью, приносящей доход. Поэтому такие поступления облагаются налогом на прибыль в общем порядке. >|Разъяснения, приведенные налоговиками в письме от 21 сентября 2011 г. № ЕД-4-3/15432@, согласованы с Минфином России.|<
Важно запомнить
Статья напечатана в журнале "Учет в бюджетных учреждениях" №11, ноябрь 2011 г.
Начать дискуссию