Перед составлением годовой отчетности проводится инвентаризация активов и обязательств, результаты которой отражаются в отчетности (п. 9 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 25 марта 2011 г. № 33н, п. 7 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. № 191н). Инвентаризация – это проверка наличия имущества учреждения и состояния ее финансовых обязательств на определенную дату путем сличения фактических данных с данными бухгалтерского учета. Ее проводят для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности (ст. 12 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»).
Кроме того, инвентаризацию необходимо проводить в следующих случаях:
–при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
–при смене материально ответственных лиц;
–при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
–в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
–при реорганизации или ликвидации организации;
–в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.
За недостоверность данных учета и отчетности учреждение могут оштрафовать (ст. 120 Налогового кодекса РФ, ст. 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях). То есть оштрафовать учреждение именно за то, что оно не провело инвентаризацию, налоговики не могут, ведь законодательство этого не предусматривает. Однако, например, если необходимо списать просроченную задолженность, без инвентаризации задолженности не обойтись.
Инвентаризация расчетов с банками и другими кредитными учреждениями, с бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, другими дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на соответствующих счетах бухучета. Порядок и правила проведения инвентаризации закреплены в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утверждены приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49). Особенности проведения инвентаризации могут отражаться в локальных нормативных актах учреждения.
Результаты инвентаризации по всем расчетам с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами оформляют актом по форме № ИНВ-17 (утверждена постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88). Выявленные по документам остатки сумм, числящиеся на соответствующих счетах, отражаются в справке (приложение к форме № ИНВ-17). Она составляется в разрезе синтетических счетов бухгалтерского учета и служит основанием для составления акта по форме № ИНВ-17 (прикладывается к акту). Акт составляется в двух экземплярах и подписывается ответственными лицами инвентаризационной комиссии. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй – остается в комиссии.
В ходе инвентаризации с контрагентом сверяют данные о задолженности на определенную дату в учете каждой стороны и оформляют актом сверки взаиморасчетов. Этот документ подтверждает долговые обязательства стороны.
Унифицированная форма акта сверки расчетов действующим законодательством не предусмотрена, поэтому он составляется в произвольной форме и утверждается учетной политикой учреждения. >|На практике чаще всего акт сверки взаимных расчетов оформляют по форме, предусмотренной программой, в которой ведется учет.|<
Акт сверки составляется по состоянию на отчетную дату и оформляется по каждому контрагенту в двух экземплярах. В нем указывают:
–период, за который проводится сверка;
–наименование сторон;
–данные договора;
–представителей сторон, которые подписывают акт;
–данные учета каждой стороны (сальдо на начало, суммы по дебету или кредиту счета с указанием даты и документа, обороты за период, сальдо на конец);
–сумму (цифрами и прописью) по учетным данным на дату сверки;
–подписи представителей сторон.
Акты подписываются руководителями и главными бухгалтерами обеих организаций, заверяются печатями.
>|Акт сверки не является первичным документом. Он помогает выявить ошибки в расчетах с контрагентами, а также подтверждает наличие задолженности, возникшей на основании первичных документов.|<
Статья напечатана в журнале "Учет в бюджетных учреждениях" №11, ноябрь 2011 г.
Начать дискуссию