Тарифы для населения
Информационное письмо ФСТ РФ от 08.08.2011 № СН-6273/5
Данное письмо является реакцией на Постановление Президиума ВАС РФ от 22.02.2011 № 12552/20, о котором мы рассказали в № 6, 2011. Согласно этому постановлению при расчетах организаций коммунального комплекса с исполнителями коммунальных услуг за питьевую воду и сброшенные сточные воды должен применяться тариф, используемый для расчета размера платы гражданами, устанавливаемый с учетом включения в него НДС.
Однако в данный момент повсеместно применяются тарифы, установленные без учета этого налога, что весьма неблагоприятно для РСО. Выводы Президиума ВАС фактически подтверждают правоту тех управляющих организаций и ТСЖ, которые не перевыставляют и не уплачивают сумму НДС, предъявленную поставщиком коммунальных ресурсов сверх установленного тарифа.
Именно поэтому ФСТ проинформировала всех заинтересованных лиц о том, что в настоящее время ею подготовлены соответствующие изменения к Приказу ФСТ РФ от 08.04.2005 № 130‑э «Об утверждении Регламента рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности)».
При этом ФСТ считает возможным оформить действующие решения органов исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования цен (тарифов) об установлении тарифов на тепловую энергию, водоснабжение, водоотведение с учетом выделения категории «население» и отражения для указанной категории потребителей предусмотренных тарифов на тепловую энергию, водоснабжение, водоотведение с включением НДС.
Применение льготы по НДС и структура установленного тарифа
Письмо Минфина РФ от 02.09.2011 № 03‑07‑14/89
Согласно данному разъяснению управляющие компании, применяющие освобождение от обложения НДС при оказании населению коммунальных услуг и услуг по содержанию и ремонту общего имущества, не вправе исключать из тарифов на данные услуги сумму НДС.
В соответствии с пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ УК, ТСЖ, ЖСК, жилищные и иные специализированные потребительские кооперативы освобождаются от обложения НДС в части операций по реализации коммунальных услуг при условии их приобретения у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций.
Льгота по НДС предоставляется только перечисленным лицам и не применяется в отношении поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций.
Аналогичный порядок действует и при использовании освобождения от обложения НДС работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в МКД в соответствии с пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ.
Модернизация коммунальной инфраструктуры за счет субсидий: налог на прибыль
Письмо Минфина РФ от 19.08.2011 № 03‑03‑06/4/103
В письме речь идет об обложении налогом на прибыль бюджетных средств, выделенных унитарному предприятию в порядке финансирования реконструкции, технического перевооружения котельных, перевода мазутных котельных на работу на угле и других энергосберегающих мероприятий.
В соответствии с пп. 26 п. 1 ст. 251 НК РФ не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль доходы в виде средств и иного имущества, которые получены унитарным предприятием от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа. Минфин предупреждает, что данная норма применяется только в том случае, если указанные средства и имущество предоставляются унитарным предприятиям на безвозмездной основе. Если денежные средства и иное имущество передаются унитарному предприятию в оплату стоимости выполненных работ, оказанных услуг, данные доходы подлежат включению в состав доходов от реализации.
Порядок предоставления бюджетных инвестиций в объекты государственной и муниципальной собственности предусмотрен ст. 79 БК РФ.
В соответствии с п. 1 указанной статьи бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности РФ, субъектов РФ, муниципальной собственности в форме капитальных вложений в основные средства унитарных предприятий предусматриваются в соответствии с долгосрочными целевыми программами, а также согласно нормативным правовым актам Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации либо в установленном указанными органами порядке решениям главных распорядителей бюджетных средств соответствующих бюджетов.
Согласно п. 5 ст. 79 БК РФ предоставление бюджетных инвестиций унитарному предприятию, основанному на праве хозяйственного ведения, влечет соответствующее увеличение его уставного фонда.
На основании перечисленных положений БК РФ денежные средства в виде бюджетных инвестиций на реконструкцию объектов капитального строительства государственной собственности выделяются унитарному предприятию не в рамках исполнения государственных контрактов на выполнение работ (оказание услуг), а для возмещения вышеуказанных затрат предприятия на безвозмездной основе. Значит, указанные средства не увеличивают облагаемую базу по налогу на прибыль.
Относительно расходов, возникающих при проведении реконструкции и технического перевооружения имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения, финансисты отметили следующее. Налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на сумму произведенных обоснованных и документально подтвержденных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). В свою очередь, ст. 270 НК РФ не содержит запрета на учет для целей налогообложения расходов, осуществленных за счет средств собственников имущества унитарных предприятий, полученных на безвозмездной основе. Следовательно, расходы унитарного предприятия, произведенные за счет субсидий, учитываются в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль при условии их соответствия критериям ст. 252 НК РФ и в порядке, установленном гл. 25 НК РФ.
Так, если речь идет о реконструкции амортизируемого имущества, унитарному предприятию необходимо соблюдать положения ст. 256 – 259.3 НК РФ, то есть относить расходы на реконструкцию на увеличение первоначальной стоимости реконструируемых объектов и списывать их для целей налогообложения посредством механизма амортизации. Каких‑либо особенностей в отношении признания данных расходов унитарных предприятий, произведенных за счет бюджетных инвестиций, полученных по основаниям, преду-смотренным ст. 79 БК РФ, положениями вышеуказанных статей НК РФ не установлено.
Модернизация коммунальной инфраструктуры
за счет субсидий: НДС
Письмо Минфина РФ от 12.01.2011 № 03‑07‑11/06
В соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), используемых для осуществления операций, признаваемых объектом обложения НДС. Согласно п. 1 и 5 ст. 172 НК РФ суммы НДС, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями при проведении ими капитального строительства, подлежат вычетам на основании счетов-фактур после принятия на учет работ, выполненных подрядными организациями, и при наличии соответствующих первичных документов.
Вышеуказанный порядок применения вычетов налога действует и в отношении сумм НДС, предъявленных унитарному предприятию подрядной организацией по работам по реконструкции, оплаченным за счет средств бюджета, относимых на увеличение уставного фонда предприятия в соответствии с долгосрочной целевой программой.
Установка и ремонт сантехники в квартире и уплата ЕНВД
Письмо Минфина РФ от 18.08.2011 № 03‑11‑06/3/94
Вопрос о правомерности перевода на уплату ЕНВД деятельности по ремонту сантехники поступил в Минфин от аварийно-диспетчерской службы. Характер деятельности организации таков, что в рамках исполнения договоров по устранению аварийных ситуаций на инженерных сетях МКД, заключенных с УК и ТСЖ, принимаются заявки от населения. Их выполнение, как правило, предполагает устранение аварийных ситуаций на системах водоснабжения, водоотведения и отопления внутри квартир, обслуживаемых МКД (ликвидацию засоров канализации, замену смесителей, сифонов кранов, гибких шлангов, деталей смывных бачков и т. д.). При этом работы, выполняемые на общем имуществе, оплачиваются УК и ТСЖ, а работы, которые проводятся внутри квартир, – населением с помощью внесения наличных денежных средств в кассу.
Согласно пп. 1 п. 2 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД вводится в отношении деятельности в сфере оказания бытовых услуг, которые распознаются в качестве таковых в соответствии с ОКУН (утвержден Постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 № 163). В свою очередь, с 01.04.2011 Приказом Росстандарта от 23.12.2010 № 1072‑ст внесен ряд изменений и поправок, в частности, в раздел 010000 «Бытовые услуги» ОКУН. Так, указанный раздел дополнен новым видом услуг – «Услуги по установке и ремонту сантехнического оборудования» (код 016317). При этом согласно разъяснению Росстандарта в данную группировку включаются внутриквартирные услуги по установке, ремонту и обслуживанию конкретного сантехнического оборудования (ванн, раковин, моек, умывальников и др.).
Признаками того, что аварийно-диспетчерская служба в описанной ситуации оказывает именно бытовые услуги населению, являются:
– заказ этих услуг со стороны граждан исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
– оплата услуг за счет граждан, а не УК и ТСЖ.
Данное положение вещей полностью соответствует нормам ст. 730 ГК РФ о бытовом подряде и Правилам бытового обслуживания населения в РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 № 1025.
Учитывая изложенное, предпринимательская деятельность, связанная с оказанием услуг физическим лицам по установке, ремонту и обслуживанию сантехнического оборудования (ванн, раковин, моек, умывальников и др.), осуществляемая на основе договоров бытового подряда, может быть отнесена к предпринимательской деятельности в сфере оказания бытовых услуг и переведена на уплату ЕНВД, причем только с 01.07.2011. Дело в том, что поправки, внесенные в ОКУН, привели к изменению налоговых обязательств по ЕНВД. Следовательно, согласно ст. 5 НК РФ они вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1‑го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Приказ Росстандарта № 1072‑ст был опубликован в ИУС «Национальные стандарты» в марте 2011 года. Получается, что организации и предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания «новых» бытовых услуг, обязаны перейти на уплату ЕНВД с III квартала 2011 года.
Налогообложение аналогичной деятельности в рамках оказания
услуг организациям должно осуществляться в соответствии с общим или упрощенным режимом налогообложения.
Услуги, связанные с устранением аварийных ситуаций на инженерных сетях МКД (в частности, услуги по устранению аварийных ситуаций на системах водоснабжения, водоотведения и отопления), следует относить к услугам, предусмотренным разделом 040000 «Жилищно-коммунальные услуги» ОКУН, которые не включаются в состав бытовых услуг и не подлежат переводу на спецрежим в виде ЕНВД.
Взыскание долга и момент признания дохода
Письмо Минфина РФ от 16.08.2011 № 03‑03‑06/1/490
Организация обращается в арбитражный суд с иском о взыскании с контрагента сумм неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами. Правовые нюансы данного вопроса мы рассмотрели в прошлом номере журнала (см. статью М. О. Денисовой «Долг перед РСО: пределы ответственности абонента», стр. 25). В указанном письме речь идет о признании в целях начисления налога на прибыль присужденных судом к взысканию сумм. Согласно позиции чиновников компаниям, в пользу которых взыскиваются суммы неосновательного обогащения и соответствующие проценты, следует руководствоваться п. 3 ст. 250 НК РФ, согласно которому в составе внереализационных доходов отражаются доходы в виде признанных или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба. Если организация применяет метод начисления, в соответствии с пп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ дата получения доходов в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также в виде сумм возмещения убытков (ущерба) определяется как дата признания указанных сумм должником либо дата вступления в законную силу решения суда.
На основании перечисленных норм финансисты сделали вывод, что именно на дату вступления в законную силу решения суда налогоплательщик обязан отразить в составе внереализационных доходов сумму неосновательного обогащения, присужденную судом к взысканию с ответчика.
Редакция журнала предостерегает от применения данного разъяснения в полном объеме, поскольку полагает, что в отношении признания сумм неосновательного обогащения подобное утверждение некорректно. Так, из содержания ст. 1102 ГК РФ можно сделать вывод, что неосновательным обогащением считается имущество, приобретенное или сбереженное без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований. Таким образом, если допустить, что организация взыскивает в судебном порядке с контрагента задолженность, возникшую в результате, например, оказания ему коммунальных услуг, совершенно очевидно, что при применении метода начисления для целей налогообложения прибыли у организации возникает доход, причем в периоде реализации услуг. Тот факт, что их стоимость впоследствии взыскивается с должника согласно решению суда, на порядок налогообложения не влияет.
Земля под бывшим общежитием
Письмо Минэкономразвития РФ от 06.07.2011 № Д23-2856
Правовой режим имущества, находящегося в общем пользовании собственников помещений, расположенных в подобных жилых домах, действующим законодательством прямо не урегулирован. Мин-экономразвития, проанализировав положения гражданского и жилищного законодательства, посчитало возможным применить к правоотношениям, связанным с оформлением прав на земельные участки, занятые домами, с которых снят статус общежитий, положения действующего законодательства, установленные для правоотношений, связанных с оформлением прав на земельные участки, занятые МКД (по аналогии).
Во-первых, в силу ст. 16 ЖК РФ комната отнесена к жилым помещениям, являющимся частью жилого дома или квартиры.
Во-вторых, ст. 42 ЖК РФ предусмотрено возникновение права общей долевой собственности на общее имущество в МКД у собственника комнаты в коммунальной квартире, находящейся в данном доме.
В-третьих, согласно п. 1 ст. 6 ГК РФ, если отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
Книга учета доходов и расходов не заверена в налоговом органе
Письмо ФНС РФ от 16.08.2011 № АС-4-3/13352@
Согласно разъяснению ФНС данное деяние не наказуемо, поскольку нарушение обязанности заверения в установленном порядке книги в налоговом органе не может приравниваться к отсутствию регистра налогового учета и, следовательно, не образует состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 120 НК РФ. В целом виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение определены гл. 16 НК РФ. Так вот, нарушение срока заверения в налоговом органе книги не образует объективную сторону состава налоговых правонарушений, приведенных в указанной главе.
Начать дискуссию