Автор: Пиджакова Алена Андреевна, налоговый консультант Юридической компании «ЭНСО»
Так сложилось, что российские предприятия всегда старались уменьшить свои налоговые обязательства, прибегая для этого к различным методам. Для государства это является проблемой, и для пополнения бюджета путем взимания налогов, госорганы применяют дополнительные методы. Для этих целей разработана даже некая усредненная модель деятельности статистической организации!
Эта модель рассчитана государственными органами на основании средних данных по региону о предприятиях различных типов и сфер деятельности. Так же госорганами разработаны поведенческие модели налогоплательщиков с соответствующими экономическими параметрами, которые описывают работу предприятий и организаций.
При резком изменении этих показателей или постоянном несоответствии указанным параметрам компания рискует подвергнуться внеплановой налоговой проверке контролирующих органов, которая может затормозить текущую деятельность организации или сделать ее невозможной.
Компании, использующие «оптимизацию» налогов, как одну из главных частей финансового планирования, безусловно, знают об этом, и используют меры налоговой минимизации дозированно, соблюдая баланс отчислений в бюджет.
Право налогоплательщика принимать меры, направленные на законное уменьшение своих налоговых обязательств, основано на праве защиты своих интересов любыми способами, не запрещенными законом.
Налоговое законодательство предоставляет налогоплательщику несколько возможностей для снижения размера налоговых отчислений. Это могут быть: возможность ежегодно менять учетную политику организации, возможность выбора правовых форм реализации конкретной сделки или проекта – группы сделок, использование налоговых льгот и преференций.
1. Выбор учетной политики организации
С помощью учетной политики организации можно управлять финансовыми ресурсами предприятия, влияя на формирование налоговых обязательств предприятия перед бюджетом и на порядок исчисления налогов. Добровольное изменение учетной политики возможно либо при разработке новых способов ведения бухгалтерского учета, либо в случае существенного изменения условий хозяйственной деятельности.
При этом следует учитывать, что учетная политика должна приниматься в целях обеспечения более достоверного представления фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации, а не наоборот. Если способ ведения бухгалтерского учета отвечает данному критерию, то добровольное изменение учетной политики можно считать обоснованным и претензий со стороны налоговых органов не последует.
2. Выбор правовых форм реализации конкретной сделки
Основная задача разработки «договорных» схем – выбор оптимального варианта совершения сделок с точки зрения минимизации сумм налогов, подлежащих перечислению в бюджет.
Такой способ позволяет при осуществлении конкретной сделки оптимизировать налоговые обязательства с учетом графика поступления и расходования финансовых и товарных потоков.
Например, способом законной отсрочки уплаты НДС с получаемой предоплаты по договорам поставки товара является применение довольно простой схемы с использованием двух договоров - договора займа и договора купли-продажи (поставки).
Договор займа может заменить сделка по купле-продаже векселя или же обеспечить оплату будущих поставок можно путем передачи задатка.
Для успешной реализации данного способа снижения налоговых отчислений, существует несколько довольно простых рекомендаций:
- Во-первых, соглашение о займе (купле-продажи векселя или передаче задатка) должно быть заключено раньше основного договора (поставки, купли-продажи). В этом случае перечисление контрагенту денежных средств по указанному соглашению не будет признано налоговыми органами авансом по основному договору.
- Во-вторых, сумма займа (сумма задатка, стоимость векселя) и стоимость поставляемого товара не должны совпадать. При этом основной договор не может содержать условий о предоплате;
- В-третьих, реализация товара и возврат займа (возврат задатка, обналичивание векселя) должны происходить в разных налоговых периодах.
При соблюдении этих условий, несмотря на распространённость данной схемы и очевидность связи двух договоров, доказать эту связь налоговым органам будет непросто, так как, в целом, не будет ни единого формального повода для признания этих сделок незаконными.
Существует и ряд других способов снижения налоговой нагрузки: заключение договора комиссии, безвозмездная передача имущества в уставный капитал участником общества, использование аффилированных юридических лиц в качестве контрагентов и другие.
Безусловно, такая оптимизация налоговых отчислений давно известна. Однако, законность данных сделок часто ставится под сомнение налоговыми органами, поэтому реализовывать их без помощи юриста, сведущего в вопросах налогообложения – неразумно и довольно рискованно.
3. Использование налоговых льгот и преференций
Льготы и преференции – это возможность уплачивать налоги в меньшем размере, либо не уплачивать их совсем. Такое регулирование размера налоговых обязательств рассматривается государством как способ стимулирования деятельности компаний в той или иной экономической сфере.
По федеральным налогам и сборам льготы устанавливает Налоговый кодекс РФ, по региональным налогам - Налоговый кодекс РФ и законы субъектов Российской Федерации, по местным налогам - Налоговый кодекс РФ и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований.
В результате по конкретным налогам в части второй Налогового кодекса РФ определены налоговые льготы, применяемые только к соответствующим налогом и не распространяющиеся на другие налоги и сборы.
Например, вопрос льготного налогообложения касается посредников. При осуществлении предпринимательской деятельности они имеют право на льготы в целях налогообложения НДС в части своего вознаграждения (например, при реализации медицинских товаров (п.2 ст.156 НК РФ).
Что касается региональной льготы: в Свердловской области утвержден закон, дополняющий льготы по налогу на прибыль. Согласно документу, с 1 января 2011 года суммы налога на прибыль организаций, закрепленного за бюджетами субъектов РФ, исчисляются по ставке 13,5% для вновь созданных на территории области производственных кооперативов или некоммерческих организаций, товариществ, обществ или унитарных предприятий, размер уставного капитала которых на момент создания составляет не менее 10 миллионов рублей.
При этом данные ставки применяются в течение пяти последовательных налоговых периодов, считая с 2011 года, либо с налогового периода, в котором создано новое юридическое лицо.
Как правило, для применения льгот и преференций необходимо получение разрешения, что сделать не так просто. Позже, правомерность их применения доказать при налоговых проверках еще сложнее.
Кроме того, Налоговый кодекс РФ устанавливает особенности применения налоговых льгот в виде некоторых ограничений права налогоплательщика отказаться от использования налоговой льготы и обязанности совершить определенные действия. Например, согласно ст. 145 Налогового кодекса РФ налогоплательщик не может отказаться от освобождения от исполнения обязанностей плательщика налога на добавленную стоимость до истечения срока предоставленного освобождения.
Поэтому отказ от льгот, как правило, служит «сигналом» для налоговых органов о возможном нарушении налогоплательщиком законодательства. А такой налогоплательщик автоматически подозревается в «недобросовестности».
Частный случай
Конечно, разрабатывать и внедрять схемы снижения налоговых отчислений за счет планирования финансово-хозяйственной деятельности, представляется более эффективным, если заниматься этим индивидуально.
Например, в случае заключения дилерского договора не лишним будет включить условие, согласно которому продавец будет оставлять за собой право периодически изменять прейскурант цен на товары. Так же необходимо предусмотреть, что в случае если цена может быть изменена на основании маркетинговой программы либо иного соглашения с дилером, то продавец вправе либо аннулировать уже выставленный дилеру счет и выставить новый, либо выставить дилеру авизо, отражающее разницу между новой ценой товара и ценой, указанной в счете.
Тем самым, включение в состав расходов сумм, уплаченных в пользу продавца в виде разницы, образующейся в связи с изменением стоимости товара, будет соответствовать принципу «экономической обоснованности», и исключит претензии налоговых органов.
Заключение
Конечно, в силу индивидуальности каждой схемы оптимизации, довольно трудно давать какие-то общие советы: все хоть сколько-нибудь широко применяемые рецепты давно известны, и специалисты, регулярно работающие в сфере налогового планирования, вряд ли найдут в этой статье для себя что-то новое.
Но, какой бы способ снижения налоговых отчислений ни был бы выбран налогоплательщиком, главное, чтобы при реализации этого способа он выполнял основную задачу «оптимизации» - не допускал неоправданного роста налоговых обязательств.
Комментарии
1ага:)