Бюджетный учет

Сдача имущества в аренду: налоговые последствия

Доходы учреждения от сдачи в аренду имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления, облагаются налогом на прибыль и НДС. Причем исчислить и уплатить НДС должно само учреждение, а не арендатор (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 17 октября 2011 г. № А11-8374/2010).
Доходы учреждения от сдачи в аренду имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления, облагаются налогом на прибыль и НДС. Причем исчислить и уплатить НДС должно само учреждение, а не арендатор (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 17 октября 2011 г. № А11-8374/2010).

Суть спора

Инспекция провела выездную проверку федерального бюджетного учреждения здравоохранения за 2007–2009 годы. В ходе проверки было выявлено, что учреждение не учитывало при определении базы по налогу на прибыль доходы от сдачи в аренду федерального имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления. Кроме того, с арендной платы учреждение не исчислило и не уплатило налог на добавленную стоимость. Поэтому контролеры доначислили налог на прибыль, НДС и пени и штрафы по этим налогам.

Учреждение с решением налоговиков не согласилось. Ведь до 2009 года не был прописан механизм уплаты налога на прибыль от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении. Что касается НДС с арендной платы, его исчисляли и уплачивали арендаторы имущества (что было зафиксировано в договоре аренды). Для разрешения спора учреждение обратилось в суд, однако арбитры поддержали инспекцию.
 

Решение суда

Судьи рассуждали так. Бюджетные учреждения вправе вести коммерческую деятельность. В этом случае в целях налогообложения прибыли они обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников. Доходами от коммерческой деятельности учреждений признаются, в частности, внереализационные доходы, к числу которых отнесены доходы от сдачи имущества в аренду (п. 4 ст. 250, п. 1 ст. 321.1 Налогового кодекса РФ (в редакции, действующей в проверяемый период)).


Бюджетный кодекс РФ квалифицирует средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества, как доходы бюджетов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Они признаются неналоговым доходом бюджета после уплаты установленных налогов и сборов (п. 3 ст. 41 Бюджетного кодекса РФ в редакции, действующей в проверяемый период). Это также говорит об обязанности бюджетного учреждения уплачивать налог на прибыль с таких доходов.

НДС облагается реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, а также передача имущественных прав (п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ). Необлагаемые операции перечислены в пункте 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ. Реализация услуг по передаче в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности, в этом перечне не поименована. Значит, выручка, полученная по договорам аренды, облагается НДС. При этом суды отклонили довод учреждения об отсутствии у него обязанности по уплате НДС, так как его уплачивали арендаторы, поскольку согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Исключение из этого правила предусмотрено пунктом 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ, который к рассматриваемой ситуации не применим. Судьи отметили, что аналогичная позиция изложена в определении Конституционного суда РФ от 2 октября 2003 г. № 384-О.
 
Выводы

Доходы бюджетного учреждения от сдачи в аренду федерального имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления, включаются в базу по налогу на прибыль как внереализационные доходы. Такие доходы облагаются НДС. И налогоплательщиком в данном случае будет учреждение.  >|Если федеральное имущество сдает в аренду казенное учреждение, распоряжаясь им на праве оперативного управления, плательщиком НДС будет налоговый агент – арендатор этого имущества (п. 3 ст. 161 Налогового кодекса РФ, письмо Минфина России от 24 мая 2011 г. № 03-07-11/142).|<

Статья напечатана в журнале "Учет в бюджетных учреждениях" №12, декабрь 2011 г.


Начать дискуссию