24 ноября 2011 г. Минюст зарегистрировал новый документ, подготовленный ЦБ РФ Положение «О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации» , номер документа 373-П от 12 октября 2011 года. Регистрационный номер в Минюсте 22394, опубликовано Положение в журнале Вестник Банка России 30 ноября 2011 года.
Этот документ заменяет с 1 января 2012 года старый Порядок кассовых операций, утвержденный в далеком 1993 году.
Что же нового подготовил для нас Центробанк?
Для организаций
Прежде всего, замечательная новость для организаций – они больше не обязаны оборудовать кассовые комнаты, и, значит, их не будут штрафовать за отсутствие таковых. Этот пережиток прошлого, наконец, убрали. И за сохранностью денег будут следить те, кому и положено – собственники этих денег.
Вторая хорошая новость – лимит кассы будут устанавливать сами организации (порядок расчета лимита кассы приведен в приложении). При этом можно учитывать в расчете периодичность сдачи денег в банк. Фактически ЦБ разрешил сдавать выручку один раз в 7 дней (а в некоторых случаях и 14 дней). И накопление денег сверх лимита допускается не только в дни выплаты зарплаты, как раньше, но и в выходные (праздничные) дни, если в этот день организация осуществляет кассовые операции. Кроме того, выплата заработной платы теперь может осуществляться в течение пяти рабочих дней, а не трех, как было раньше.
К нововведениям также относятся:
- внесение особых требований к платежным агентам. Они обязаны вести отдельную кассовую книгу по средствам, полученным в рамках деятельности платежного агента и формировать отдельные ПКО на эти средства. Эти деньги не учитываются при расчете лимита кассы и должны полностью сдаваться в банк. Т.е. получается, что средства, полученные платежным агентом должны сдаваться в банк в день их получения, иначе они будут расцениваться как сверхлимитные со всеми вытекающими последствиями;
- подробное описание взаимоотношений между кассирами и старшим кассиром. Наконец нашлось осмысленное применение форме КО-5 (Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств);
- кассир, выдающий наличные деньги, обязан иметь образцы подписей должностных лиц, уполномоченных подписывать кассовые документы;
- обособленные подразделения, имеющие расчетные счета в банках, ведут обособленно кассовые операции и устанавливают отдельный лимит кассы;
ЦБ РФ не забыл и о технической стороне. В Положении подробно расписан порядок ведения кассовых операций с использованием технических средств.
Однако не обошлось и без странностей. Например, в п.2.3 указано, что кассир снабжается печатью (штампом), содержащей (содержащим) реквизиты, подтверждающие проведение кассовой операции).Эта печать (штамп) ставится на корешок приходного ордера. Что такое «реквизиты, подтверждающие проведение кассовой операции», ЦБ не расшифровывает. И зачем эти реквизиты на печати нужны — непонятно, поскольку сам факт кассовой операции и подтверждается самим ПКО. Скорее всего, имелась ввиду печать с реквизитами организации как и было раньше.
Но, несмотря на некоторые недочеты, документ в целом положительный для организаций, хотя по-прежнему ЦБ заставляет хранить деньги в банке. Т.е., по сути, решает за собственников как им распоряжаться своим имуществом.
Для индивидуальных предпринимателей
Новый Порядок ЦБ РФ распространил на ИП. Причем в проекте были еще и другие лица, занимающиеся частной практикой (нотариусы, адвокаты и т.п.), однако их «пощадили» и в окончательный вариант не включили.
Попытки Центробанка распространить прежний Порядок на ИП производились неоднократно, очень банки хотят получить контроль над деньгами предпринимателей.
Первый проект нового Порядка был опубликован на сайте ЦБ еще летом 2010 года, и про него мною была написана статья. За прошедшие полтора года создатели документа так и не привели его в соответствие хотя бы со здравым смыслом, не говоря уже о законодательстве.
После прочтения документа остаются одни вопросы:
- ИП обязаны соблюдать Порядок кассовых операций и устанавливать лимит кассы. Что такое «касса у ИП», совершенно не ясно. В какой момент деньги, которые ИП хранит в кармане, превращаются в «деньги в кассе», и в какой момент «деньги в кассе» перестают быть таковыми, когда ИП кладет их в карман? Как рассчитывать лимит кассы, если у ИП все деньги личные (ну исключая платежных агентов, но речь не о них)?
- Если ИП не имеет счета в банке (а он не обязан его иметь, и Порядок кассовых операций не может обязать физлицо открывать счета в банках), куда ИП должен сдавать сверхлимитную выручку?
- Для кого предприниматель, не имеющий кассовых и бухгалтерских работников, издает распорядительный документ о лимите кассы, упомянутый в п.1.2? Самому себе?
- Кто может у ИП, не имеющего кассовых и бухгалтерских работников, вести учет кассовых операций? В п.1.6 упомянуты только кассиры и иные работники или руководитель. ИП не является работником и не является руководителем. Значит, вести учет просто некому? ИП к руководителю в данном Порядке никто не приравнивал, более того, из смысла пункта 1.5 можно сделать вывод, что при упоминании слова «руководитель» во всем этом документе имеется ввиду именно руководитель юридического лица.
- Каким образом ИП будет забирать свои личные деньги из кассы? Ну, даже если не обращать внимание на то, что он не может выписать ни одного кассового документа (см.предыдущий пункт), наличную выручку согласно Указанию ЦБ РФ от 20.06.2007 № 1843-У можно тратить на строго определенные цели и укладывание собственных денег ИП в свой карман там не упомянуто. Т.е. ИП обязан все свои деньги сдать сначала в банк (заплатив комиссию банку), потом получить их обратно в кассу (опять заплатив комиссию) и… дальше что? Зарплату выдать он себе не может, он у себя не работает. Подотчет самому себе — полный абсурд, да и что прикладывать к отчету? Чеки из магазина на хлеб и молоко? Квитанции на оплату квартиры?
Подобные вопросы возникают практические по каждому пункту нового Порядка. Но хотелось бы получить ответ хотя бы на один вопрос от работников ЦБ – зачем и кому было нужно распространять Порядок кассовых операций на ИП? Ну, кроме самих банков, которые будут получать деньги за свои услуги, навязанные предпринимателям.
А также есть вопрос к Минюсту. Как он мог зарегистрировать документ, в котором упоминается «вновь созданный индивидуальный предприниматель»?
Комментарии
90А также есть вопрос к Минюсту. Как он мог зарегистрировать документ, в котором упоминается «вновь созданный индивидуальный предприниматель»?
Складывается впечатление, что в Минюсте вообще не читают, что регистрируют.
Что, опять? В очередной заход будет длинная судебная телега на предмет нахождения здравого смысла в документе, который к ИП не должен иметь никакого отношения? А в процессе будет куча пострадавших -- банки, которые попытаются проверять индивидуальных предпринимателей и получат на выходе полный бред, ИП, которые должны будут этот бред писать, налоговая, которая будет увязать в тяжбах...
Я думаю, вопрос чуть раньше - новое положение по БУ обязывает упрощенцев вести бухУчет. И, если ИП на упрощенке, значит и он будет его вести. Правда там по срокам 2013г. Ну ничего - это заранее. пока суды и тяжбы, глядишь, и закон созреет ))