Налоги, взносы, пошлины

Что стали делать налоговики для того, чтобы доначислять больше налогов

Вебинар А. А. Родионова посвящен тенденциям, которые наметились в работе налоговиков. Фактически будут рассмотрены способы, которыми пользуются инспекторы для того, чтобы доначислять больше налогов. Выводы будут подкреплены, во-первых, опытом проверок, а во-вторых, судебными решениями.

Лектор семинара: А. А. Родионов

План вебинара:
ТЕНДЕНЦИЯ № 1. Особое внимание к показаниям налогоплательщика.
ТЕНДЕНЦИЯ № 2. Ужесточение проверок холдингов.
ТЕНДЕНЦИЯ № 3. Контроль за аутсорсингом.
ТЕНДЕНЦИЯ № 4. Использование неслаженной работы бухгалтерии, кадровиков и юристов.

Вебинар я посвящу тому, что расскажу о тенденциях, которые наметились в работе налоговиков. Фактически мы рассмотрим способы, которыми пользуются инспекторы для того, чтобы доначислять больше налогов. Свои выводы я буду подкреплять, во-первых, опытом проверок, а во-вторых, судебными решениями.

ТЕНДЕНЦИЯ № 1. Особое внимание к показаниям налогоплательщика

Сейчас ведущий лозунг компаний в вопросе работы с инспекциями: «Не навреди». Главный враг налогоплательщика – сам налогоплательщик. Соответственно, первая тенденция в налоговых проверках, которую я выделяю, – это то, что инспекторы все больше борются с налогоплательщиком при помощи его собственных показаний.

Часто показаниями, которые предопределяют успех налоговиков, становятся непродуманные ответы генеральных директоров или руководителей другого звена. Налоговики продолжают придираться к способу отбора контрагентов. Особенно вероятны претензии, если партнеров компания ищет через Интернет. В настоящее время судебные разбирательства с инспекциями по этому вопросу очень распространены.

Я отобрал одно показательное решение. Это постановление ФАС Уральского округа от 1 апреля 2011 г. № Ф09-1519/11-С3. Кстати, все судебные дела, на которые я сегодня буду ссылаться, можно найти в картотеке арбитражных дел kad.arbitr.ru в Интернете. Там достаточно удобная система поиска: можно искать по номеру дела, участникам, датам и даже судьям.

Так вот, в рассматриваемом деле фабула сводилась к тому, что, по выводам инспекции, налогоплательщик не проявил должную осмотрительность. В компанию пришла выездная проверка. В ходе ревизии коммерческому директору задали вопрос, как он нашел одного из контрагентов. Он, по мнению налоговиков, является недобросовестным. Сами понимаете, генеральный директор, равно как и коммерческий, на практике редко занимается поиском контрагентов. И видимо, особо не задумываясь о последствиях, коммерческий директор сказал, что контрагент сам нашел их через Интернет. Инспекторы заявили, что налогоплательщик не проявил налоговой осмотрительности, раз лично не встречался с представителями контрагента. В итоге только по НДС претензии инспекции превысили 1 300 000 руб.

Есть шансы отстоять свою правоту, если контрагент еще ведет деятельность. А если он уже пропал – то очень и очень сложно. Особенно жестко по отношению к налогоплательщикам сейчас складывается судебная практика в Московском, Восточно-Сибирском и Уральском округах. Налоговики открыто стали заявлять, что компания ответственна за действия контрагента. Если нет никаких документов, которые показывают, как компания нашла контрагента, то при неуплате им налогов шансы отстоять доначисления по проверке меньше 50 процентов.

Что отвечать директору или главбуху на вопрос налоговых инспекторов о способе выбора контрагента? Все просто: «Простите, но поиск контрагентов – это не моя задача. У нас есть служба снабжения, отдел продаж и другие подразделения, в прямые задачи которых и входит такая работа. Сотрудников этих отделов и спрашивайте». А если эти сотрудники уже уволились, то их поиск – проблема налоговой инспекции.

Есть положительная для компаний судебная практика. Мнение судей сейчас сводится к тому, что если компания хоть как-то позаботилась о проверке контрагента, то она не виновата в налоговых грехах контрагента. Для примера приведу постановление ФАС Московского округа от 21 марта 2011 г. № КА-А40/1454-11.

ТЕНДЕНЦИЯ № 2. Ужесточение проверок холдингов

Вторая тенденция связана со снятием инспекторами так называемых «чужих» расходов в компаниях холдинга. К холдингам налоговики в последнее время предъявляют все больше претензий. Инспекторы даже заявляют при проверках, что в налоговом законодательстве нет понятия «холдинг».

Возьмем банальную ситуацию: в холдинге работают две компании. Одна производит продукт, другая его покупает оптом и распространяет через магазины. Оптовик оплачивает расходы по приобретению тары для упаковки товара, по сертификации продукции, по аренде производственных цехов. Подчеркиваю, что все это на самом деле должны быть расходы производителя.

Когда я проверяю холдинги, я часто замечаю, что там есть путаница в расходах. Задача главного бухгалтера холдинга в том, чтобы сделать разбивку по группам затрат в каждой из компаний холдинга. И важно выделить в этих организациях сотрудников, ответственных за эти сгруппированные затраты. Они должны следить за тем, чтобы расходы его компании не пересекались с затратами другой организации холдинга. Сейчас налоговики очень внимательно отслеживают защитные системы холдинга: насколько он платит налоги за себя и насколько за компании, в него входящие.

Рассмотрю еще одно любопытное судебное дело: постановление ФАС Московского округа от 10 июня 2011 г. № КА-А40/4733-11. Это дело ООО «Дымовское колбасное производство» и крупной торговой сети. То есть речь не о холдинге, но смысл претензий инспекции аналогичен.

Суть спора касается всех, кто занимается поставкой товаров в торговые сети. Каждая сеть взимает платежи за сопровождение сделок с поставщиками. В частности, за рекламу, логистику, размещение товара на полках.

«Дымов» поставлял в торговую сеть продукцию крупными партиями. Проверка каждого колбасного изделия на предмет скрытых недостатков производилась перед выкладкой на полку уже силами торговой сети. За это по договору торговая сеть получала плату. Производитель заказал эти услуги, потому что на его предприятии осуществляется выборочный контроль качества, а в торговых сетях – сплошной. В конечном счете, как подчеркивал производитель, такие затраты окупаются. Реализация только качественной продукции формирует у потребителя спрос на нее.

С точки зрения налоговиков, такие затраты производителя экономически необоснованны. Расходы произведены уже после поставки товара в сеть. Товар в тот момент уже не принадлежал «Дымову», соответственно, все расходы должна была нести торговая сеть.

Защищаясь в подобных ситуациях, налогоплательщик может оперировать тремя группами аргументов.

Первая группа аргументов должна показать налоговикам, что реализация товаров в эту торговую сеть приносит определенный доход. Объясню простыми словами. Издается приказ генерального директора о том, что главный бухгалтер должен обращаться в отдел снабжения с требованием предоставить информацию о выгоде поставки именно этой торговой сети. Эта информация должна быть предоставлена в X-дневный срок. Этот срок не должен превышать пяти рабочих дней – минимальный срок предоставления информации в налоговую инспекцию. В отчете отдела снабжения будет показано, что сотрудничество с торговой сетью экономически выгодно. И что компания несет экономически обоснованные расходы, предусмотренные статьями 252 и 264 НК РФ.

Вторая группа аргументов строится на обращении к закону о торговле. Юридический отдел должен посмотреть, соответствует ли договор с торговой сетью нормам Федерального закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ». В нем говорится, что все расходы, которые несет оптовик или производитель на оплату услуг торговой сети, должны быть прописаны в отдельном договоре.

Налоговая инспекция может заявить, что раз договор противоречит закону о торговле, то он противоречит и Налоговому кодексу РФ. В корне неправильный вывод. В Налоговом кодексе нет связки между этим законом и правилами списания расходов. Это нужно доказать налоговикам.

Третья группа аргументов связана с подтверждением реальности несения расходов. Необходима детальная разбивка расходов: какой товар был поставлен, в чем производился контроль со стороны сети и так далее.

ТЕНДЕНЦИЯ № 3. Контроль за аутсорсингом

Следующая проблема – пристальный поиск налоговиками схем снижения налогов с помощью «однодневок», компаний, работающих с обществами инвалидов, и так далее. Аутсорсинговые схемы также по-прежнему очень внимательно отслеживаются инспекциями. Борьба инспекторов в этом направлении доходит порою до полнейшего абсурда. Но бывают ситуации, когда все-таки неправы налогоплательщики. Для примера на сегодня я приготовил два судебных дела.

В постановлении ФАС Уральского округа от 8 сентября 2008 г. № Ф09-6350/08-С2 речь идет о компании, которая привлекала сотрудников из организаций на «упрощенке». Компании, которые работают по такому сценарию, обычно ищут три вида выгоды. Первый: раньше экономился ЕСН, сейчас – страховые взносы. Второй: на сумму вознаграждений аутсорсинговой компании уменьшают базу по налогу на прибыль. Иногда бывает и третья выгода: компаниям на «упрощенке» передается имущество, с которого не платится налог на имущество.

Компания получила налоговую выгоду, в принципе, по закону (подробнее см. статью «Практикум по налоговой безопасности. Приемы, которые уберегут от претензий инспекции», опубликована в журнале «Семинар для бухгалтера» № 11, 2011. – Примеч. ред.). Но в этой ситуации инспекторы сумели доказать, что схема набора персонала была создана специально для получения деловых выгод.

Налоговые инспекторы проводили многочисленные опросы сотрудников компании. Работников спрашивали, куда они устраивались на работу изначально: в аутсорсинговую организацию или к налогоплательщику, который попал под подозрение инспекторов. Что понятно, все опрошенные отвечали, что с самого начала рассчитывали на получение места в компании-налогоплательщике.

Кроме этого, инспекторы спрашивали сотрудников, как проходили собеседования. Ответы сводились к тому, что интервью проходили в офисе налогоплательщика. Учитывая, что кадровые документы велись в этой же компании, у налоговиков не оставалось сомнений в том, что используется аутсорсинговая схема. С этим согласился и суд. Были достаточно серьезные доначисления.

Какие советы во избежание налоговых претензий я могу дать компаниям, которые пользуются услугами организаций по предоставлению персонала. Важно, чтобы нигде в документах компании не фигурировали имена сотрудников, нанятых по аутсорсингу. Взаимодействие с ними – будь то распоряжения, поощрения, взыскания – должны проходить через организацию-аутсорсера. Если наемный работник опоздал, то не надо издавать приказ о дисциплинарном взыскании. Эта мера предусмотрена Трудовым кодексом, то есть предполагает наличие трудовых отношений с работником. Надо, чтобы кадровая служба написала в аутсорсинговую компанию, сообщая о проступке сотрудника. И уже аутсорсер будет принимать меры воздействия.

Кадровики должны четко понимать, что никаких документов по работникам на аутсорсинге приносить на подпись генеральному директору ни в коем случае нельзя. В особенности никакие приказы об увольнении или о приеме таких сотрудников. Единственное, что может подписать гендир компании – это письмо в аутсорсинговую компанию с какой-либо информацией о работе нанятого персонала.

ТЕНДЕНЦИЯ № 4. Использование неслаженной работы бухгалтерии, кадровиков и юристов

Налоговики активно используют себе на руку ситуации, когда в компаниях плохо налажено информационное взаимодействие между бухгалтерией, юристами и кадровой службой. Особенно такие проблемы актуальны в крупных компаниях. Хотя, по сути, они имеют все возможности для того, чтобы организовать обратную связь между бухгалтерами и другими подразделениями на должном уровне. Это должно входить в одну из приоритетных задач руководства компании.

В этой теме показательно постановление ФАС Северо-Западного округа от 1 декабря 2010 г. № А56-95584/2009. Оно доказывает опасность разночтений в работе бухгалтерии и кадровой службы.

Работники одного крупного банка постоянно задерживались после работы. Это понятно: многим из них нужно провести платежки после операционного дня. Общественный транспорт к моменту их ухода из офиса уже не работал. Компания шла сотрудникам навстречу и оплачивала проезд от офиса до дома на такси. Со стоимости проезда компания не удерживала НДФЛ. Бухгалтерия руководствовалась при этом пунктом 3 статьи 217 НК РФ. Оплату такси компания расценивала не иначе, как компенсацию, связанную с выполнением трудовых обязанностей.

Кадровая служба компании, в свою очередь, в табель учета рабочего времени этим работникам ставила обычный рабочий день. Никакой информации о превышении рабочего времени кадровики не отмечали. Из-за этого налоговики и предъявили компании свои претензии.

В итоге инспекция потребовала перечислить НДФЛ. Оплата за такси может не облагаться налогом, если общественный транспорт не работает во время, которое считается рабочим для сотрудника. То есть об этом работодатель должен внести соответствующие отметки в табеле учета рабочего времени. Более того, переработки должны быть оплачены.

Как бы то ни было, но в этой ситуации формально права именно налоговая инспекция. А ведь доначислений можно было избежать достаточно просто: если бы кадровики и бухгалтерия согласовывали между собой вопросы выплат и учета рабочего времени.

Если сотрудникам выплачиваются суммы, с которых компания не удерживает НДФЛ, надо обязательно доносить это до других подразделений. Задача бухгалтерии – подготовить служебную записку о том, что планируются выплаты, не облагаемые НДФЛ. В какой форме готовить записку – не важно. Можно просто электронное письмо разослать. Главное, чтобы информацию получила кадровая и, что еще очень желательно, юридическая служба компании.

Мы говорили про НДФЛ, теперь хочу остановиться на налоге на прибыль. Я взял для сравнения два дела, которые тоже показывают важность взаимодействия бухгалтерии и кадровой службы.

Первое – это постановление ФАС Поволжского округа от 12 августа 2010 г. № А72-15625/2009. Из-за ошибок кадровой службы предприятие не смогло доказать законность начисления повышенной амортизации по основным средствам. Она начислялась из-за повышенной сменности. Когда пришла налоговая инспекция с проверкой, то заявила, что сотрудник, за которым закреплено основное средство, по табелю работает не более восьми часов в день. Соответственно, о повышенной сменности и соответствующей амортизации говорить нельзя. Инспекция доначислила налог на прибыль. Судьи согласились с доводами налоговиков.

Второе судебное решение, наоборот, вынесено в пользу налогоплательщика. Это постановление ФАС Московского округа от 1 июля 2010 г. № КА-А40/6436-10. Ситуация была схожа с той, что рассматривал суд в предыдущем решении. Основное средство было закреплено за тремя сотрудниками компании. Один работает, например, с 12 ночи до 8 утра, второй с 8.00 до 16.00 и третий – с 16.00 до 00.00 часов. Круглосуточный режим работы обеспечен, значит, компания имеет право на льготу. Претензии налоговиков в этом случае не имеют под собой законных оснований.

Кратко расскажу по спорам об амортизации арендуемого имущества. Возьмем достаточно распространенную ситуацию. Предположим, компания выполнила реконструкцию арендованного имущества. Начисляла амортизацию по этой реконструкции. Договор аренды заключен на срок с 2009 по 2010 год. Заканчивается 2010 год. Директор решает продолжить аренду имущества. Значит, юрист компании должен либо пролонгировать первоначальный договор, либо расторгнуть его и заключить новый.

Тут надо быть осторожными. Дело в том, что начислять амортизацию по капитальным вложениям в арендованный объект можно только в период действия одного договора. Если в день его расторжения составить другой, даже пусть абсолютно такой же, начислять амортизацию больше нельзя. Таково мнение Минфина России, которое он изложил в письме от 3 мая 2011 г. № 03-03-06/2/75.

Задача юриста в том, чтобы максимум 31 декабря составить дополнительное соглашение к договору. Содержание примерно следующее: «Если стороны не заявили о расторжении договора в срок до 31 декабря включительно, он считается автоматически продленным с 1 января следующего года». Благодаря этой оговорке можно спокойно начислять амортизацию. Претензий налоговиков с большой долей вероятности удастся избежать.

Статья напечатана в журнале "Семинар для бухгалтера" № 12, 2011

Начать дискуссию

Бесплатно с Трудовые отношения

Сверхурочные в 2024 году: как оплачивать по новым правилам

Порядок оплаты сверхурочных работ закреплен в обновленной ст. 152 ТК во исполнение поручения, которое дал законодателям КС в постановлении от 27.06.2023 № 35-П. Теперь при оплате сверхурочной работы необходим принимать во внимание все компенсационные и стимулирующие выплаты.

Сверхурочные в 2024 году: как оплачивать по новым правилам

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Бесплатно с Налоговые проверки

Продажа авто учредителю по цене ниже рыночной: сколько доначислят налоговики

Если организация продает самортизированные активы по низкой цене взаимозависимым лицам, ей доначислят налоги. Разбираем судебную практику.

Продажа авто учредителю по цене ниже рыночной: сколько доначислят налоговики

Что будет с интернетом, мобильной связью, Почтой России, электронными услугами, ИТ: заявления Минцифры

Максут Шадаев перед утверждением на должность министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ назвал основные направления работы и какие вызовы стоят перед Минцифры.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Новое приложение «Ситидрайва» удалили из App Store

Уже установленные приложения будут работать на iOS. Пользователям рекомендуют отключить функцию «Сгружать неиспользуемые».

Платись, платись большая и маленькая: независимо от размера зарплату нужно платить два раза в месяц! 💰«Ночной бухгалтер» № 1684

Даже если ваш сотрудник на неполной ставке получает зарплату размером в несколько тысяч рублей, ее нельзя платить один раз. Даже сотрудник просит. Так Роструд сказал.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Расценки на техобслуживание газового оборудования, возможно, будет устанавливать государство

Регионы предлагают ввести государственное регулирование стоимости услуг по техобслуживанию газового оборудования.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Обменники крипты: как выбрать подходящий

Сегодня купить и продать криптовалюту* в России можно несколькими способами: через криптовалютные биржи, P2P-сервисы, криптоматы и обменники, работающие онлайн и офлайн. Последний вариант позволяет проводить сделки анонимно – без отправки своих персональных данных и платежных реквизитов.

Обменники крипты: как выбрать подходящий

Можно ли выдать за раз маленькую зарплату, как оплачивать переработку в командировке, на ГПД положен стандартный вычет. 3 важных разъяснения для бухгалтеров по зарплате

Собрали полезные разъяснения Роструда и Минфина по расчетам с работниками.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Приобретение лицом из недружественного государства доли (акций) в российской компании (ООО или АО) в 2024 году

Необходимо ли получать разрешение подкомиссии, если лицо из недружественного государства хочет стать участником (акционером) российской компании (ООО или АО). Какие требования предъявляются к данным сделкам (операциям).

Зарплата

Выделено финансирование на увеличенные выплаты педагогам

Правительство направит более 8 млрд рублей на увеличенные выплаты классным руководителям и кураторам.

IT-компании

Нидерландская компания Yandex сменит свое название до 31 июля

До 31 июля иностранная организация продаст остаток акций, перестанет использовать бренды российской компании «Яндекс» и сменит название.

Проверки ФАС

ФАС рассказала, как, где и на что контролирует цены

Контроль ценообразования на социально значимых рынках остается для Федеральной антимонопольной службы приоритетной задачей.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

В России нашли фейковый магазин приложений Play Market

Специалисты по изучению киберпреступлений предупредили об опасном магазине приложений для смартфона. В файлах содержатся вирусы, которые могут украсть личные данные и деньги.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: искусственный интеллект защитит смартфон от кражи, в Петербурге будут следить за курильщиками, а в TikTok появятся часовые видео

Подготовили обзор главных событий дня — 17 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Малый бизнес получил 130 млрд рублей по программе «1764»

По льготной ставке 13,4% годовых финансирование привлекли представители МСП из сферы гостиничных услуг, обрабатывающих производств, сельского хозяйства, а также транспортные компании и склады.

С 2025 года социальный заказ будет работать во всех регионах

Экспериментальный механизм социального заказа оказался успешным, поэтому Минфин утвердит его на постоянной основе. К участию присоединятся все регионы РФ.

Модульбанк запустил оценку юридического риск-профиля клиентов

Модульбанк запустил новый сервис по оценке юридического риск-профиля бизнеса на базе направления Модульюрист. Сервис подойдет для продавцов на маркетплейсах, производственных компаний и других типов бизнеса.

Экономика России

Росимуществу передали две рыбопромышленные компании

Суд национализировал две компании из Владивостока по добыче рыбы. Их договоры с Росрыболовством признали недействительными.

Когда сотрудник не хочет уходить: как уволить скандального работника

Увольняя сотрудника за прогулы, хамство и пьянство, вы всегда рискуете. Он может добиться возвращения по суду, и вам придется выплатить штраф — а сотрудник и дальше будет вести себя так же. Разбираемся, как обосновать увольнение и правильно оформить документы.

Когда сотрудник не хочет уходить: как уволить скандального работника

Интересные материалы

😏 КС РФ: затянувшаяся налоговая проверка не продлит срок взыскания. Но есть неприятный нюанс, поясняет налоговый юрист

Если налоговые инспекторы нарушили сроки проведения проверок, то это не изменит порядок исчисления сроков на взыскание налогов, пеней и штрафов.