Вступает в силу: 1 января 2012 года (за исключением отдельных положений).
Документ: Федеральный закон от 16 ноября 2011 г. № 321-Ф3.
Со следующего года некоторые «родственные» компании смогут объединяться в консолидированные группы для того, чтобы совместно платить налог на прибыль. Подписав договор о создании такой группы как минимум на два отчетных периода, для расчета налога необходимо будет суммировать прибыль и убытки всех участников.
Условия, при которых компании могут объединяться, законодатели прописали в новой главе 3.1 Налогового кодекса РФ. Так, одна из организаций-участников должна владеть как минимум 90 процентами в уставном капитале остальных. А вообще каждый участник должен отвечать определенным требованиям. В частности: совокупная сумма уплаченных за год налогов (НДС, акцизов, налога на прибыль, НДПИ) — не менее 10 млрд руб.; суммарный объем выручки — не менее 100 млрд руб., а совокупная стоимость активов — не менее 300 млрд руб.
Вступать в консолидированную группу не могут вовсе, в частности, резиденты ОЭЗ, компании на спецрежимах, субъекты игорного бизнеса, клиринговые компании. Банки, страховые компании и некоторые другие финансовые организации вправе объединяться лишь между собой.
Важная деталь
Создать консолидированную группу удастся, только если доля участия одной из компаний в каждой другой составляет не менее 90 процентов.
Кто непосредственно платит налог за группу? Ее ответственный участник. Именно он исчисляет налоговую базу и рассчитывается с бюджетом. Он же в первую очередь отвечает за промахи. Так, к примеру, возникшую недоимку по налогу на прибыль инспекторы погасят сначала за счет денежных средств на счетах ответственного участника. И если таковых окажется недостаточно, начнут взыскивать уже с остальных участников группы. В той последовательности, которую сами для себя определят ревизоры.
Статья напечатана в журнале "Главбух" № 24, 2011
Начать дискуссию