Федеральный закон от 19.07.2011 № 245-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации…» (далее Федеральный закон № 245-ФЗ) внес немало поправок в главу 21 НК РФ «НДС», вступающих в силу в разное время. ФНС в Письме от 07.09.2011 № ЕД-4-3/14566@ разъяснила отдельные вопросы переходного периода (когда и как налогоплательщики должны учитывать данные изменения), согласовав свою позицию с Минфином России.
Место реализации работ (услуг) (статья 148 НК РФ)
«Ретроспективные» поправки
Поправки в статью 148 НК РФ «Место реализации работ (услуг)» уже вступили в силу с 01 октября 2011 года (пункт 1 статьи 4 Федерального закона № 245-ФЗ). Однако некоторые из них (положения подпунктов 4.1 (в части услуг (работ), оказываемых (выполняемых) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями), 4.2, 4.3, 5 пункта 1 и подпункта 5 пункта 1.1 статьи 148 НК РФ в новой редакции) распространяются на правоотношения, возникшие с 01 января 2011 года (пункт 7 статьи 4 Федерального закона № 245-ФЗ), т.е. применяются задним числом. Как разъяснила ФНС, порядок определения места реализации, учитывающий положения Федерального Закона № 245-ФЗ, действует в отношении услуг и работ, оказанных (выполненных) начиная с 01 января 2011 года.
«Ретроспективные» изменения касаются услуг по перевозке и транспортировке и непосредственно связанных с ними услуг, оказываемых российскими организациями или ИП. Так, пункт 1 статьи 148 НК РФ дополнен подпунктом 4.3. Им прямо установлено, что местом реализации услуг по организации транспортировки трубопроводным транспортом природного газа по территории РФ, оказываемых российскими организациями, является территория России. Заметим, что в целях главы 21 «НДС» под такими услугами понимаются услуги, оказываемые собственником магистральных газопроводов на основании отдельного договора, предусматривающего организацию транспортировки природного газа. Правда, это уточнение законодатели поместили в абзац 2 подпункта 2.3 пункта 1 статьи 164 НК РФ, но, как заметила ФНС в Письме, оно так же применяется начиная с 01 января 2011 года (пункт 7 статьи 4 Федерального закона № 245-ФЗ).
В соответствии с новой редакцией подпункта 4.2 пункта 1 статьи 148 НК РФ местом реализации услуг (работ), непосредственно связанных с перевозкой и транспортировкой товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита (за исключением услуг, указанных в подпункте 4.3 пункта 1 статьи 148 НК РФ) при перевозке товаров от места прибытия на территорию Российской Федерации до места убытия с территории Российской Федерации (в старой редакции «от таможенного органа в месте прибытия на территорию РФ до таможенного органа в месте убытия с территории Российской Федерации»), признается территория России, если такие услуги (работы) оказываются российскими налогоплательщиками.
Как и прежде, в соответствии с подпунктом 4.1 пункта 1 статьи 148 НК РФ услуги по перевозке и (или) транспортировке, а также услуги (работы), непосредственно связанные с перевозкой и (или) транспортировкой, оказываются (выполняются) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями в случае, если пункт отправления и (или) пункт назначения находятся на территории Российской Федерации
Но в обновленной редакции данной нормы к таким услугам не относятся услуги (работы), непосредственно связанные с перевозкой и (или) транспортировкой товаров (в старой редакции «импортных товаров»), помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита при перевозке товаров от места прибытия на территорию Российской Федерации до места убытия с территории Российской Федерации (в старой редакции «от таможенного органа в месте прибытия на территорию РФ до таможенного органа в месте убытия с территории Российской Федерации»), и услуги, указанные в подпункте 4.3 пункта 1 статьи 148 НК РФ (транспортировка природного газа).
С 01 октября 2011 года…
Другие нововведения в статью 148 НК РФ, предусмотренные Федеральным Законом № 245-ФЗ (положения подпункта 4 пункта 1, абзаца 1 пункта 1.1, пунктов 2, 2.1 и 3 статьи 148 НК РФ в новой редакции), применяются только в отношении работ и услуг, оказанных (выполненных) начиная с 01 октября 2011 года.
Особое внимание ФНС обратила на изменение порядка определения места реализации услуг, поименованных в подпункте 4.1 пункта 1 статьи 148 НК РФ, оказываемых иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков. Начиная с четвертого квартала 2011 года услуги по перевозке и (или) транспортировке, а также услуги (работы), непосредственно связанные с перевозкой и (или) транспортировкой (за исключением услуг (работ), непосредственно связанных с перевозкой и (или) транспортировкой товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита при перевозке товаров от места прибытия на территорию Российской Федерации до места убытия с территории Российской Федерации, и услуг, указанных в подпункте 4.3 пункта 1 статьи 148 НК РФ), в случае если пункты отправления и назначения находятся на территории Российской Федерации (за исключением услуг по перевозке пассажиров и багажа, оказываемых иностранными лицами не через постоянное представительство этого иностранного лица), признаются оказанными на территории РФ.
На практике это означает, что российский налогоплательщик, заключивший с иностранным перевозчиком договор перевозки грузов по территории РФ, например от Москвы до Рязани, должен исполнить обязанности налогового агента по НДС, т.е. удержать НДС при перечислении денежных средств иностранному партнеру и уплатить его в бюджет (пункты 1, 2 статьи 161 и пункт 4 статьи 174 НК РФ), если такие услуги оказаны 01 октября 2011 года и позднее. При этом не важно, когда именно был заключен такой договор.
К сведению! В отношении белорусских и казахских налогоплательщиков (в том числе перевозчиков) нормы статьи 148 НК РФ не применяются. Место реализации услуг (работ) определяется в соответствии с Соглашением о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25.01.2008.
Напомним, какие еще поправки в статью 148 НК РФ применяются с 1 октября 2011 года.
— Уточнено, что место реализации аудиторских услуг определяется по месту осуществления деятельности покупателя (месту его регистрации) (подпункт 4 пункта 1 статьи 148 НК РФ). Заметим, что ранее Минфин России давал аналогичные разъяснения (Письма Минфина РФ от 08.04.2009 № 03-07-08/85, от 24.08.2005 № 03-04-08/224), однако налоговая служба была с этим не согласна (Письмо УФНС РФ по г. Москве от 18.06.2009 № 16-15/61584).
— Место реализации передачи единиц сокращения выбросов (прав на единицы сокращения выбросов), полученных в рамках реализации проектов, направленных на сокращение антропогенных выбросов или на увеличение абсорбции поглотителями парниковых газов, в соответствии со статьей 6 Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата также определяется «по покупателю» (последний абзац подпункта 4 пункта 1 статьи 148 НК РФ).
— В соответствии с новым пунктом 2.1 статьи 148 НК РФ в целях главы 21 «НДС» местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если выполнение работ, оказание услуг осуществляется в целях геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья на участках недр, расположенных полностью или частично на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Положения этого пункта распространяются на конкретные виды работ (услуг), указанные в нем.
— Обновленная редакция пункта 2 статьи 148 НК РФ установила, что в целях исчисления НДС местом осуществления деятельности организации или индивидуального предпринимателя, которые предоставляют в пользование воздушные суда, морские суда или суда внутреннего плавания по договору аренды (фрахтования на время) с экипажем, не признается территория Российской Федерации, если указанные суда используются за пределами территории Российской Федерации для добычи (вылова) водных биологических ресурсов и (или) научно-исследовательских целей либо перевозок между пунктами, находящимися за пределами территории Российской Федерации. Прежняя редакция данной нормы не относила к «российским операциям» только услуги по перевозке.
— Уточнено, что местом реализации вспомогательных работ (услуг) признается место реализации основных работ (услуг), только если организация или ИП выполняет (оказывает) несколько видов работ (услуг) и реализация одних работ (услуг) носит вспомогательный характер по отношению к реализации других работ (услуг) (пункт 3 статьи 148 НК РФ).
Нулевая ставка НДС
«Новые» услуги и работы
Как разъяснила ФНС, поправки, внесенные в статью 164 НК РФ Федеральным Законом № 245-ФЗ (пункты 3.1, 9.1 и 11 и подпункты 2.1, 2.3 и 2.7 пункта 1 статьи 164 НК РФ), вступили в силу с четвертого квартала 2011 года. Поэтому нулевая ставка НДС по «новым» видам услуг и работ, включенным в статью 164 НК РФ, применяется, если они оказаны (выполнены) начиная с 01 октября 2011 года.
Напомним, что перечень услуг и работ, облагаемых по ставке 0%, дополнен. К ним отнесена реализация товаров (работ, услуг) для официального использования международными организациями и их представительствами, осуществляющими деятельность на территории Российской Федерации при соблюдении условий, предусмотренных подпунктом 11 пункта 1 статьи 164 НК РФ. Большая часть других нововведений в основном касается услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров, транспортной экспедиции, транспортировке и перевозке товаров.
Так, нулевая ставка НДС распространяется на услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для осуществления международных перевозок, а также транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции или при организации и осуществлении перевозок железнодорожным транспортом от места прибытия товаров на территорию РФ (от портов или пограничных станций, расположенных на территории России) до станции назначения товаров, расположенной на территории РФ (последний абзац подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ).
Обратите внимание, что с 01 октября 2011 года уточненное определение транспортно-экспедиционных услуг, данное в подпункте 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ, применяется в целях всей статьи 164, а не только этого пункта.
В соответствии с обновленным подпунктом 2.7 пункта 1 статьи 164 НК РФ в операции, облагаемые по нулевой ставке, включены транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые российскими организациями или индивидуальными предпринимателями, владеющими железнодорожным подвижным составом и (или) контейнерами на праве собственности или на праве аренды (в том числе финансовой аренды (лизинга)), для осуществления перевозки или транспортировки железнодорожным транспортом экспортируемых товаров или продуктов переработки при условии, что пункт отправления и пункт назначения находятся на территории Российской Федерации.
Согласно подпункту 3.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ к операциям, облагаемым по ставке 0% также отнесены:
— услуги по предоставлению принадлежащего на праве собственности или на праве аренды (в том числе финансовой аренды (лизинга)) железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для осуществления услуг по перевозке или транспортировке железнодорожным транспортом товаров, перемещаемых через территорию Российской Федерации с территории иностранного государства, не являющегося членом Таможенного союза, в том числе через территорию государства – члена Таможенного союза, или с территории государства – члена Таможенного союза на территорию другого иностранного государства, в том числе являющегося членом Таможенного союза;
— транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основе договора транспортной экспедиции при организации услуг по перевозке или транспортировке железнодорожным транспортом товаров, перемещаемых через территорию Российской Федерации с территории иностранного государства, не являющегося членом Таможенного союза, в том числе через территорию государства – члена Таможенного союза, или с территории государства – члена Таможенного союза на территорию другого иностранного государства, в том числе являющегося членом Таможенного союза.
Реализация вышеперечисленных услуг облагается НДС по нулевой ставке у организаций и индивидуальных предпринимателей, не являющихся российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте.
У железнодорожных перевозчиков согласно введенному с 01 октября 2011 года в пункт 1 статьи 164 НК РФ подпункту 9.1 по нулевой ставке облагаются работы (услуги) по перевозке или транспортировке товаров:
— вывозимых с территории Российской Федерации на территорию государства – члена Таможенного союза;
— перемещаемых через территорию Российской Федерации с территории иностранного государства, не являющегося членом Таможенного союза, в том числе через территорию государства – члена Таможенного союза, или с территории государства – члена Таможенного союза на территорию другого иностранного государства, в том числе являющегося членом Таможенного союза.
Также по нулевой ставке облагается реализация работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой вышеуказанных товаров. Обязательное условие для применения нулевой ставки российскими железнодорожными перевозчиками — стоимость услуг должна быть указана в перевозочных документах на перевозку товаров.
Уточнено, что услуги по организации транспортировки трубопроводным транспортом природного газа, вывозимого за пределы территории Российской Федерации (ввозимого на территорию Российской Федерации), в том числе помещенного под таможенную процедуру таможенного транзита (подпункт 2.3 пункта 1 статьи 164 НК РФ) также облагаются НДС по ставке 0%.
Пакет документов для подтверждения ставки 0%
Еще раз повторим, что поправки в части применения нулевой ставки НДС действуют в отношении работ и услуг, выполненных (оказанных) начиная с 01 октября 2011 года. Соответствующие изменения внесены и в статью 165 НК РФ. Они определяют и уточняют перечень документов, подтверждающих право на нулевую ставку НДС. Заметим, что, по мнению ФНС, все изменения в статью 165 НК РФ, внесенные Федеральным законом № 245-ФЗ, применяются в отношении товаров, отгруженных (переданных), работ (услуг), выполненных (оказанных) начиная с 1 октября 2011 года.
Хотим обратить внимание, что помимо уточнения пакета документов в отношении «новых услуг и работ» с 01 октября 2011 года законодатели поправили и «старые» пакеты документов. Выписка банка, подтверждающая зачисление выручки на расчетный счет налогоплательщика, с этой даты исключена из перечня документов, необходимых для подтверждения ставки 0%. Если следовать разъяснениям ФНС России, то по отгрузкам, произведенным до 01 октября 2011 года, налогоплательщик должен собрать прежний пакет документов, в том числе и выписку банка. Обойтись без этого документа налогоплательщики смогут, если товары отгружены, работы (услуги) выполнены (оказаны) начиная с 01 октября 2011 года.
Например, если товары были отгружены налогоплательщиком на экспорт (помещены под таможенную процедуру экспорта) в третьем квартале 2011 года, а пакет документов организация соберет в четвертом квартале 2011 года или позднее, то для подтверждения нулевой ставки НДС ему будет необходима выписка банка, подтверждающая зачисление выручки на расчетный счет.
Точка зрения ФНС не бесспорна, поскольку в Федеральном Законе № 245-ФЗ нет уточнения, что изменения должны применяться к операциям, совершенным начиная с даты вступления в силу поправок, как это, например, оговаривалось в Федеральном Законе от 27.11.2010 № 309-ФЗ (См. пункт 2 статьи 3 ), внесшем изменения в статью 164 НК РФ с 01 января 2011 года. Однако отстаивать право на применение нулевой ставки в отсутствие выписки банка по товарам, работам или услугам, отгруженным до четвертого квартала 2011 года, придется в судебном порядке. Чью сторону займут арбитры, предсказать трудно.
Изменения 2012 года
В отношении поправок в статью 176.1 НК РФ, определяющую заявительный порядок возмещения НДС, ФНС берет за точку отсчета дату представления заявления о применении заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость.
С 01 января 2012 года в статье 176.1 НК РФ будет установлен срок представления в налоговый орган банковской гарантии при применении налогоплательщиками заявительного порядка возмещения НДС (не позднее 5-ти рабочих дней со дня подачи декларации), а также предусмотрена обязанность налогового органа при отсутствии выявленных камеральной налоговой проверкой нарушений законодательства о налогах и сборах направить в банк, выдавший банковскую гарантию, письменное заявление об освобождении банка от обязательств по этой банковской гарантии (пункт 4 статьи 4 Федерального закона № 245-ФЗ).
Как разъяснила ФНС, вышеперечисленные поправки применяются при подаче налогоплательщиком начиная с 1 января 2012 года заявления о применении заявительного порядка возмещения НДС.
Итак, ФНС разъяснила, с какого периода следует применять поправки по НДС, в основном касающиеся внешнеэкономической деятельности налогоплательщиков. Надеемся, что в скором времени мы узнаем точку зрения налоговой службы и по другим изменениям, внесенным в главу 21 Федеральным законом № 245-ФЗ.
Начать дискуссию