Интервью

Реформа должна обрести качественное направление

Интервью с Татьяной Саакян, заместителем директора Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России

Интервью с Татьяной Саакян, заместителем  директора Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России.

Согласно Федеральному закону № 83-ФЗ в 2012 г. заканчивается переходный период, установлен­ный для завершения всех подготовительных ме­роприятий по реформированию бюджетной сферы. Совместно с экспертом попытаемся оценить работу, которая была проведена в рамках совершенствования право­вого положения государственных (муниципальных) учреждений. Можно ли утверждать, что реформа состоялась, и не планиру­ются ли очередные глобальные перемены в бюджетной сфере.

- В процессе реализации Феде­рального закона № 83-ФЗ на местах «всплыло» немало правовых недо­работок. Какие меры приняты по их устранению?

- Проблем, действительно, было много, что неудивительно при таком масштабе участников реализации но­вых норм. Кроме того, очень многое зависит от деятельности конкретных людей, организующих их внедрение. Да, закон установил единые для всех правила, но как они будут работать в повседневной деятельности, зависит от создания простых и ясных механиз­мов через утверждение четких ре­гламентов, соблюдение которых создаст реальные условия для предоставле­ния населению качественных услуг. Фронт работы сейчас переместился именно на этот уровень.

Поэтому так важно, что некоторые федеральные органы государствен­ной власти и субъекты РФ в прошлом году взяли на себя миссию написать подзаконные акты и воплотить их в жизнь. Полученный при этом опыт дорогого стоит. Мы смогли выявить пробелы и противоречия в законода­тельстве и устранить их еще в 2011 г. В первую очередь, речь идет о Законе № 239-ФЗ.

Так, были изменены нормы, касаю­щиеся налога на добавленную стои­мость. Статью 146 Налогового кодекса дополнили операциями, доходы от которых не признаются объектом на­логообложения НДС. К ним, в частно­сти, были отнесены работы и услуги, выполняемые как казенными, так и бюджетными и автономными учреж­дениями в рамках государственного (муниципального) задания, источни­ком финансового обеспечения которо­го является субсидия из соответствую­щего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Прекрасная норма, но, с учетом срока вступления в силу (с 1 января 2012 г.), на бюджетные учреждения, перешедшие на субсидию еще в 2011 г., такая льгота не распространя­лась.

В этой связи Министерством фи­нансов была срочно подготовлена по­правка в ст. 6 Закона № 239-ФЗ, которая распространяет вышеуказанную норму:

  • в части казенных учреждений - на правоотношения, возникшие с 1 ян­варя 2012 г.;
  • в части бюджетных и автономных учреждений, в отношении которых принято решение о предоставле­нии им субсидии из соответствую­щего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответ­ствии с абзацем первым ч. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса, - на правоот­ношения, возникшие с даты предо­ставления им указанной субсидии, но не ранее 1 января 2011 г. Закон № 239-ФЗ позволил решить и другие вопросы, в т. ч.:

   исключение обязательности указа­ния в наименовании учреждения его типа (п. 1 ст. 4 Закона № 174-ФЗ);

  • дополнение возможностью пользоваться лицензией, иными разрешительными документами при изменении типа учреждения (п. 4 ст. 17.1 Закона № 174-ФЗ);
  • создание возможности направлять остатки субсидии на выполнение государственного задания, неиспользованные в отчетном году, для достижения целей, ради которых созданы автономные учреждения и бюджетные учреждения, а не на те же цели (т. е. на государственное задание) (п. 3.15 ст. 2 Закона № 174-ФЗ).

Отмечу изменения, касающиеся лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений. Важная поправка2 внесена в ст. 30 Федерального закона № 83-ФЗ, дополнившая ее новой ч. 12.1. Согласно прежней редакции в случае отсутствия учреждений Центрального банка на территории муниципального образования счета для учета операций со средствами, поступающими муниципальным бюджетным учреждениям, открывались территориальным органам Федерального казначейства,

что автоматически влекло открытие и лицевых счетов бюджетных учреждений таких муниципальных образований в ОФК, а не в финансовых органах.

Теперь при заключении органом Федерального казначейства с администрацией муниципального образования соглашения лицевые счета могут быть открыты в соответствующем финансовом органе в установленном им порядке.

Уточнены положения постановле­ния Правительства РФ № 671, устано­вившие:

  • что при внесении изменений в го­сударственное (муниципальное) за­дание составляется новое задание;
  • возможность использования нор­мативных методов планирования при выполнении работ;
  • право при формировании задания устанавливать возможные откло­нения от плановых показателей, в пределах которых оно считается выполненным.

Теперь поговорим о перечне услуг В настоящее время Бюджетный ко­декс РФ не требует обязательности применения субъектами РФ и муни­ципальными образованиями такого инструмента выполнения государ­ственного (муниципального) задания, как перечень государственных и му­ниципальных услуг (работ). Такое тре­бование установлено только на феде­ральном уровне (постановление Правительства РФ № 671), хотя созда­ние базовых и отраслевых перечней услуг является первым шагом на пути публичности и прозрачности их ока­зания. Эти услуги предоставляются населению на бесплатной основе и га­рантируются законодательством.

Опыт показал, что сформировать эти перечни четко и однозначно с универсальной степенью детализа­ции для одноименных услуг, а главное, с определением ожидаемого резуль­тата, который может быть применим для реализации политики в соответ­ствующей сфере, непросто. Однако развивать этот инструмент необходи­мо каждому публично-правовому об­разованию.

В целях установления единых под­ходов к формированию перечней госу­дарственных и муниципальных услуг, показателей их объема и качества, унифицированной формы, необходимой для размещения перечней на едином сайте в сети Интернет, подготовлена поправка в ст. 692 Бюджетного кодек­са РФ, устанавливающая, что государ­ственное (муниципальное) задание формируется на основе ведомствен­ного перечня государственных (муни­ципальных) услуг (работ), утвержден­ного органом государственной власти (государственным органом), органом местного самоуправления, осущест­вляющим функции и полномочия учре­дителя бюджетного или автономного учреждения, либо главным распоряди­телем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреж­дение. То есть перечень услуг стано­вится обязательным инструментом для формирования задания.

Вводится еще более важная нор­ма - ведомственный перечень должен формироваться на основании базово­го (отраслевого) перечня, утвержден­ного федеральным органом испол­нительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфе­ре деятельности.

Таким образом, федеральное мини­стерство должно сформировать базо­вый перечень услуг, на основании ко­торого органы государственной власти и местного самоуправления будут утверждать ведомственные перечни, они, в свою очередь, послужат осно­вой для установления государствен­ного или муниципального задания для учреждения.

- На какие еще документы учреж­дениям стоит обратить внима­ние?

- Несомненный интерес представ­ляет письмо Минфина России от 26.12.2011 № 02-11-00/5959 о порядке оплаты получателями бюджетных средств и бюджетными учреждения­ми обязательств по контрактам при неисполнении или ненадлежащем ис­полнении исполнителем своих обяза­тельств.

Положениями ч. 10 и 11 ст. 9 Закона № 94-ФЗ введены такие способы обе­спечения исполнения обязательств, как неустойка (штраф, пени) за каж­дый день просрочки исполнения обя­зательства, предусмотренного кон­трактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного срока. Размер такой неустойки (штра­фа, пеней) составляет не менее одной трехсотой действующей на день упла­ты ставки рефинансирования Цен­трального банка.

В случае неисполнения или ненад­лежащего исполнения контракта, за­ключенного по итогам размещения заказа, может быть предусмотрена уплата неустойки (штрафа, пеней) в объеме, установленном контрактом, но не ниже размера, предусмотрен­ного Законом № 94-ФЗ.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона № 94-ФЗ государственные (муници­пальные) контракты заключаются го­сударственными (муниципальными) за­казчиками для нужд Российской Федерации, субъектов РФ, муници­пальных образований. Бюджетные учреждения заключают гражданско-правовые договоры для собственных нужд.

Принимая во внимание положения ст. 125, 126 Гражданского кодекса РФ в случае неисполнения или ненадлежа­щего исполнения исполнителем обяза­тельств, возникающих из государствен­ных (муниципальных) контрактов, кредитором в таких обязательствах является Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образо­вания. Кредитором в обязательствах, возникающих из гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений, заключенных по итогам размещения заказа, являются бюджетные учреж­дения.

Бюджетное учреждение при оплате контракта вправе руководствоваться положениями ст. 308 Гражданского кодекса РФ, предусматривающими воз­можность прекратить обязательство зачетом встречного однородного тре­бования, срок которого наступил.

В отношении уплаты неустойки кредитору - публично-правовому об­разованию необходимо иметь ввиду, что согласно положениям ст. 41 Бюд­жетного кодекса РФ средства от при­менения мер гражданско-правовой ответственности относятся к ненало­говым доходам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

При этом платежи, являющиеся ис­точниками формирования доходов, согласно нормам ст. 40 Бюджетного кодекса РФ зачисляются на счета ОФК для их распределения этими органа­ми в соответствии с установленными нормативами между бюджетами бюд­жетной системы Российской Федера­ции.

Учитывая вышеуказанные нормы, по мнению Минфина России, в целях оплаты денежного обязательства го­сударственного (муниципального) за­казчика - получателя бюджетных средств в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения исполни­телем своих обязательств, условиями контракта на основании ст. 313 Граж­данского кодекса РФ может быть предусмотрено, что исполнение обязательства исполнителя по перечис­лению неустойки (штрафа, пеней) в доход бюджетов бюджетной системы Российской Федерации возложено на государственного (муниципального) заказчика.

Начисление по исполнению денеж­ного обязательства по контракту про­изводится на основании акта о прием­ке товаров, работ, услуг, содержащего сведения об исполнении обязательства исполнителем, о принятых результатах исполнения контракта, включая сумму неустойки (пеней, штрафов).

Оплата контракта может быть осу­ществлена путем выплаты исполните­лю суммы, уменьшенной на сумму не­устойки (пеней, штрафов) при условии перечисления в установлен­ном порядке неустойки (штрафа, пе­ней) в доход соответствующего бюдже­та бюджетной системы Российской Федерации на основании платежного документа, оформленного получате­лем бюджетных средств, с указанием исполнителя, за которого осущест­вляется перечисление неустойки (пе­ней, штрафов).

В соответствии с пп. 2 и 3 ст. 1601 Бюджетного кодекса РФ учет начис­ления и поступления в доход бюдже­та суммы неустойки (пеней, штрафов) по контракту на основании вышеука­занных актов приемки осуществляют подведомственные главному админи­стратору доходов администраторы доходов.

- Можно ли сказать, что в ре­зультате реформы повысилось ка­чество государственных (муници­пальных) услуг и эффективность деятельности бюджетных (авто­номных) учреждений?

- Как уже отмечалось, говорить о результатах пока рано, но с уверенно­стью можно сказать, что ответствен­ность учреждений в отношении каче­ства услуг (работ) выросла. Ведь по старой системе контроль осущест­влялся в основном за расходованием средств. А сейчас, в рамках госзада­ний, оценивается своевременность и качество оказания услуг, их соответ­ствие стандартам и другим установ­ленным требованиям.

При таком подходе санкциониро­вание расходов, источником которых является субсидия на выполнение госзадания, стало намного либераль­нее. Можно сказать, что оно стало нести организационный характер (платежка должна соответствовать установленным форматам и быть подписана уполномоченными на это лицами, средств на лицевом счете должно быть достаточно для плате­жа, код классификации (три знака!) должен соответствовать тексту на­значения платежа, не требуется представления договоров, счетов, накладных и других подтверждаю­щих документов). Таким образом, фи­нансовая самостоятельность учреж­дения расширилась.

Расходы учреждения зависят от плана финансово-хозяйственной дея­тельности, от того, насколько грамот­но он составлен. Теперь это главный финансовый документ бюджетного и автономного учреждения.

Много вопросов связано с контро­лем органа, осуществляющего функ­ции и полномочия учредителя учреж­дения. Ответственность учредителя увеличилась по сравнению с той, что была ранее. Установить задание недо­статочно. Нужно продумать, насколь­ко эффективно будет оказана та или иная услуга?

Серьезно изменилась ответствен­ность учредителя по распоряжению имуществом. Учреждение не вправе отчуждать либо иным способом рас­поряжаться имуществом без согласия собственника, за исключением:

  • недвижимого имущества, приобре­тенного за счет доходов от платной деятельности, а также движимого имущества, не отнесенного к особо ценному, у автономного учреждения;
  • движимого имущества, не отнесен­ного к особо ценному, у бюджетно­го учреждения.

При согласовании сделок, напри­мер, по реализации имущества, на учредителе лежит серьезнейшая от­ветственность, поэтому данный во­прос, скорее всего, потребует допол­нительного регулирования.

- Что еще нового готовит для учреждений Минфин России? Не за­тевается ли очередная реформа?

- Нельзя затевать новое, не реали­зовав ранее начатое. Реформа еще не закончена, она только подготовлена. Думается, что 2012 г. будет очень сложным: в России огромная армия государственных и муниципальных учреждений, в них работает большое количество людей, поэтому реализа­ция одних и тех же норм будет окра­шена разной спецификой возможных ситуаций, которые необходимо будет решить и урегулировать. Так что впе­реди у нас много работы.

Начать дискуссию

Маркетплейсы

Продавцам стало проще сотрудничать с Wildberries. Не без помощи ФАС

Теперь продавцы на Wildberries смогут зафиксировать стоимость логистики и хранения товаров на 60 или 90 дней, им не придется платить штрафы «За другие нарушения».

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Российский суд арестовал активы Deutsche Bank, Commerzbank и UniCredit

Иски подала «дочка» «Газпрома».

ФНС: 95% льгот по налогам на имущество предоставляют без заявлений

Больше 5 лет ФНС применяет проактивный он же беззаявительный порядок предоставления налоговых льгот по налогам на имущество физических лиц.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Общество

СФР отчитался о бесплатных проездных билетах до места лечения

Социальный фонд предоставляет право бесплатного проезда до места лечения. Электронные проездные получили уже 41,1 тысяч человек.

Каким бизнесом лучше всего заниматься?

Как вы выбираете бизнес-нишу? Много лет работая с разными бизнесменами и опираясь на свой предпринимательский опыт, я пришел к таким выводам.

НДФЛ

Не получится полностью получить компенсацию за утечку персданных

Операторы персональных данных, которые допустили их утечку и компенсируют ущерб пострадавшим, обязаны исчислить, удержать и уплатить НДФЛ с таких выплат.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

🔥 Акция «Жаркие скидки в любую погоду»! Самые горячие онлайн-курсы «Клерка» за 4 290 рублей до 20 мая

Мы предлагаем самые выгодные цены на онлайн-курсы по учету на маркетплейсах, УСН, ВЭД, финмоделированию, ФСБУ и бухгалтерии с нуля. Только до 20 мая их можно купить за 4 290 рублей!

Криптовалюта

Лучшие платформы в спб для обмена наличных на USDT

Москва и Санкт-Петербург – города, где можно без проблем обменять USDT. Причем, многие обменники принимают как наличные рубли, доллары и евро, так и крипту*! Все лучшие криптообменники в СПБ имеют свои офисы и обслуживают клиентов в индивидуальном порядке – при личной встрече. Где находятся эти офисы, и как через них совершать крипто-сделки?

Лучшие платформы в спб для обмена наличных на USDT
Маркетплейсы

На Авито появляется новый функционал для продавцов, который ранее был у покупателей

Пока функция отзывов продавцов на покупателей работала в тестовом режиме, но до конца мая такая возможность появится у всех пользователей в категории «Товары».

Госзакупки

Расширят административную ответственность за предоставление недостоверных сведений в закупках

ФАС продолжает работу над инициативой введения в КоАП административной ответственности за предоставление недостоверных сведений в закупках.

Инвестиции

Бан микроквартир в Москве, годовой хай индекса, крипта растёт. Дивиденды, новые облигации, IPO и другие новости. Воскресный инвестдайджест

На бирже намечается реальная движуха, и я не про IPO Светофора. Доллар вплотную приблизился к желающим купить его по 90, индекс Мосбиржи обновил годовой максимум, а бедным московским инвесторам придётся богатеть, чтобы инвестировать в бетон. Квартиры меньше 28 метров под запретом!

Бан микроквартир в Москве, годовой хай индекса, крипта растёт. Дивиденды, новые облигации, IPO и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Офис Клерка номинирован на премию Best Office Awards 2024

Объявлены проекты-номинанты премии Best Office Awards 2024. Награждение победителей премии состоится 31 мая в MTC Live Hall финале форума

Офис Клерка номинирован на премию Best Office Awards 2024
3
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Алексей Иванов рассказал как блог на Клерке помог компании «Мое дело» выйти из кризиса. В костюме фирмы Adidas

Стратегии монетизации контента на платформе «Клерк» с использованием вебинаров, рассылок и лит-магнитов.

2
Банки

Покупка жилья в кредит станет более быстрой

Чтобы застройщики быстрее получали финансирование, а участники долевого строительства тратили меньше времени на посещение банков, депутаты предложили разрешить при покупке жилья открывать эскроу-счета удаленно.

Инвестиции

Инвестиции в недвижимость: новый ЗПИФ Рентал ПРО от создателей ПНК-Рентал. IPO в конце мая – начале июня

«Можем повторить!» — сказали ребята из «А класс капитал» и решили, что пора выводить на биржу новый фонд. С названием долго не думали. Был ПНК-Рентал для всех, а будет Рентал ПРО для квалифицированных инвесторов. Был фонд с пассивным управлением, а будет фонд с активным управлением. Собрал известную информацию и свои мысли по новому фонду.

Инвестиции в недвижимость: новый ЗПИФ Рентал ПРО от создателей ПНК-Рентал. IPO в конце мая – начале июня
Мошенничество

В сервис заказа такси встроили азартные игры

Злоумышленники использовали агрегатор такси и проводили через него незаконные операции, связанные с выигрышами на ставках и в онлайн-казино.

Криптовалюта

Как и где купить криптовалюту пошаговая инструкция

Биткоин, Эфир, USDT и другие криптовалюты – отличный способ инвестировать в 2024 году. Сегодня ими пользуются не только крипотрейдеры, но и новички. Многие считают, что купить криптовалюту сложно и непонятно, поэтому отказываются от вложений. К счастью, это не так, и сегодня купить криптовалюту в России так же просто, как обменять рубли на доллары или евро!

Как и где купить криптовалюту пошаговая инструкция
Трудовое право

Роструд назвал основные правовые особенности сезонной работы

По Трудовому кодексу есть особенности регулирования труда работников, занятых на сезонных работах.

Банки

Исламский банкинг будет интересен 90 тысячам компаний

По оценкам Сбера, к 2030 году 30% населения будут составлять мусульмане. Услуги банка, которые не противоречат нормам шариата, заинтересуют 5 млн человек.

Интересные материалы

Вопросы официального трудоустройства иностранных специалистов. Общая методичка

В рамках указанной статьи вы сможете узнать об основных этапах и нюансах, связанных с официальным трудоустройством иностранных специалистов.