Как определить границы полномочий контрольных органов? Что они имеют право делать, а что нет?
Статья 15 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон № 294-ФЗ) устанавливает пределы полномочий контролирующих органов. Государственные (муниципальные) органы, осуществляющие контрольно-надзорные полномочия, не вправе:
проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, если они не относятся к полномочиям органов государственного или муниципального контроля (надзора), от имени которых действуют эти должностные лица;
осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя бюджетного учреждения (существует возможность участия в проверке профессиональных юристов, экономистов, экспертов, которым выдается доверенность на представление интересов учреждения);
требовать предоставления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей и производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к ее предмету, а также изымать оригиналы таких документов;
отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей и производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по форме и в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами;
распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;
превышать установленные сроки проведения проверки;
осуществлять выдачу юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю.
Внимание
Выход контролирующих органов за пределы правомочий, установленных законодательством, является правонарушением и может быть квалифицирован как коррупционные действия с применением различных мер воздействия, направленных на пресечение незаконных инициатив, вплоть до применения уголовного наказания.
Знание своих прав и обязанностей, установленных Законом № 294-ФЗ, позволит руководителю предотвратить возможность незаконного вмешательства в производственно-хозяйственную деятельность учреждения, грамотно составить возражения в отношении акта проверки, обжаловать выданное предписание, отстоять свои права в суде.
На практике нередки ситуации, когда бюджетные учреждения посещают с проведением проверки по одному и тому же поводу (предмету, основанию) разные государственные (муниципальные) органы. Особенно тяжелыми являются посещения органов, осуществляющих контроль в финансово-бюджетной сфере, начиная с ревизионных групп и комиссий учредителя и заканчивая финансовыми органами в лице аудиторов контрольно-счетных палат, служб, осуществляющих государственный финансовый (муниципальный) контроль.
В настоящее время законодатель предусматривает, что указанные органы в соответствующем регламенте должны определить порядок взаимодействия друг с другом для того, чтобы жизнь бюджетного учреждения не превращалась в одну сплошную проверку.
Утверждаться такие административные регламенты взаимодействия могут путем одновременного издания соответствующих приказов всеми органами, которые осуществляют проверку бюджетного учреждения в рамках одного вида государственного (муниципального) контроля.
В административных регламентах проверяющие органы устанавливают сроки и последовательность действий контролирующих органов, а также определяют порядок обмена информацией между ними.
К сведению
На уровне федерального закона сроки разработки и утверждения административных регламентов взаимодействия не установлены. Поэтому говорить об оптимизации контрольно-надзорной деятельности проверяющих органов не приходится.
Законом № 294-ФЗ вменяется в обязанность должностных лиц, осуществляющих контрольные мероприятия, ознакомить руководителя, должностных лиц учреждения или его представителей с административным регламентом (при наличии соответствующей просьбы со стороны указанных лиц).
При начале проверки контролеры обязаны предоставить заверенные печатью копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного (муниципального) контроля (надзора). Документы вручаются под роспись руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю бюджетного учреждения с одновременным предъявлением служебных удостоверений.
Внимание
Важным моментом является включение проверки бюджетного учреждения в ежегодный план проведения плановых проверок, утверждаемый органом, осуществляющим государственный (муниципальный) контроль. Указанный план направляется утвердившим его органом в прокуратуру, которая может внести предложение о совместном проведении плановой проверки.
В случае отсутствия оснований для проведения плановой проверки учреждения, предусмотренных ч. 8 ст. 9 Закона № 294-ФЗ, в отношении учреждения может быть проведена внеплановая проверка.
Опыт осуществления контрольной деятельности органами исполнительной власти, являющимися учредителями бюджетных учреждений, показывает, что требования к порядку проведения внеплановых проверок, установленные ст. 10 Закона № 294-ФЗ, нарушаются повсеместно.
Согласно подп. 1 п. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ одним из оснований для внеплановой проверки является истечение срока исполнения бюджетным учреждением ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Руководитель учреждения должен понимать, что обязанность выносить указанные предписания и проверять их исполнение существует не у всех контролирующих органов. Если это прямо не предусмотрено в положении об органе, он не выносит предписание, а составляет акт по результатам проверки. Существуют специальные органы, созданные для осуществления контрольных мероприятий. Именно их специалисты, обладая более высоким уровнем квалификации, способны дать правовую оценку деятельности учреждения.
Проведение внеплановой проверки необходимо согласовать с органами прокуратуры в порядке, предусмотренном Законом № 294-ФЗ. Если такое согласование не проводилось, проведение проверки, а также ее результаты могут быть обжалованы руководителем путем подачи жалоб в правоохранительные органы, судебных исков в рамках гражданского судопроизводства, а также направлением соответствующих заявлений и обращений в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Начать дискуссию