Бюджетный учет

Учетная политика в государственном (муниципальном) учреждении

Одним из основных документов, регламентирую­щих финансовую деятельность учреждения, явля­ется учетная политика.

Одним из основных документов, регламентирую­щих финансовую деятельность учреждения, явля­ется учетная политика. Как правильно ее соста­вить, рассказывает эксперт - Елена Леонтьева.

- Что включает в себя структу­ра учетной политики?

- Типовая структура учетной поли­тики включает общие положения, по­рядок составления и утверждения смет доходов и расходов, план финан­сово-хозяйственной деятельности, ор­ганизацию бухгалтерского (бюджетно­го) учета, порядок и сроки проведения инвентаризации, представления бюд­жетной и иной отчетности и учетную политику в целях налогообложения.

Пунктом 6 Инструкции № 157н определен перечень документов, ко­торые должны утверждаться вместе с учетной политикой. К ним относятся: рабочий план счетов; методы оценки отдельных видов имущества и обяза­тельств; порядок проведения инвента­ризации имущества и обязательств; правила документооборота и техноло­гии обработки учетной информации; порядок и сроки передачи первичных сводных учетных документов; формы первичных учетных документов, при­меняемых для оформления хозяй­ственных операций, по которым зако­нодательством не установлены обязательные формы; порядок орга­низации обеспечения учреждением внутреннего финансового контроля.

- Часто бухгалтерами задается вопрос: обязаны ли все учреждения формировать учетную политику?

- Этот вопрос в основном звучит со стороны автономных учреждений, кото­рые сомневаются в том, что они нарав­не с казенными и бюджетными учрежде­ниями должны организовывать учетную политику.

В пункте 1 Инструкции № 157н пере­числены субъекты учета, которые фор­мируют учетную политику. Это органы государственной власти, органы мест­ного самоуправления, органы управ­ления государственными внебюджет­ными фондами, государственные академии наук, государственные, муни­ципальные учреждения, иные юридиче­ские лица, осуществляющие полномо­чия получателя бюджетных средств, финансовые органы и органы феде­рального казначейства.

Обратите внимание на термин «го­сударственные, муниципальные уч­реждения». К ним относятся все три типа учреждений. А значит, согласно Инструкции № 157н они должны в обязательном порядке формировать учетную политику.

- Обязаны ли учреждения форми­ровать рабочий план счетов бух­галтерского (бюджетного) учета?

- Практика показывает, что ни одно учреждение не применяет весь спектр счетов, утвержденных инструкциями № 162н, 174н 183н. У кого-то нет опера­ций по расчетам по государственному долгу, какое-то учреждение не являет­ся администратором доходов или не осуществляет операций по учету межбюджетных трансфертов. Казен­ные учреждения или органы власти могут не заниматься производством готовой продукции, соответственно не применять счет 109 00. Исходя из это­го, делаем вывод, что каждое учрежде­ние должно в обязательном порядке разработать свой рабочий план счетов учета.

При разработке рабочего плана счетов необходимо учесть ряд поло­жений. Например, казенные учрежде­ния используют бюджетную классифи­кацию Российской Федерации. Будет правильно прописать КБК, КДБ (код доходов бюджета), КРБ (код расходов бюджета), соответствующие операци­ям коды КОСГУ (доходов или расхо­дов), не забывая о порядке включения кода бюджетной классификации при формировании номера счета бюджет­ного учета. Бухгалтерская проводка выстраивается исходя из рабочего плана счетов. От того, насколько гра­мотно эта проводка будет отражена в главной книге, настолько правильно впоследствии будет составлена и от­четность учреждения.

- Имеет ли право учреждение вводить дополнительные анали­тические коды счетов учета?

- Да, имеет. В пункте 1 Инструкции № 157н написано, что субъект учета вправе в порядке, предусмотренном указанной инструкцией, вводить до­полнительные аналитические коды синтетических счетов единого плана счетов. При этом учреждение самосто­ятельно определяет, в каких разделах учета ему необходима детализация аналитики (по основным средствам, материальным запасам, материально ответственным лицам и пр.). Напри­мер, бухгалтер имеет право детализи­ровать удержания из заработной пла­ты по их видам: исполнительные листы, алименты и пр.

В соответствии с Инструкцией № 157н структура счета состоит из 26 знаков, аналитические коды могут быть зашифрованы в 27-29-м знаках. В таблице структуры счетов, которую составляет бухгалтер, необходимо сде­лать дополнительные колонки «Анали­тические коды счетов». И закрепить это в учетной политике.

- Может ли учреждение самосто­ятельно утвердить корреспонден­цию счетов в учетной политике?

- Инструкции № 162н, 174н, 183н со­держат далеко не все варианты кор­респонденции счетов, отражающих раз­личные хозяйственные операции учреждения. Однако каждая опера­ция должна быть отражена на счетах бухгалтерского (бюджетного) учета.

Учреждение не имеет права само­стоятельно устанавливать корреспон­денцию счетов. Но может разработать ее и согласовать с главным распоря­дителем бюджетных средств (учреди­телем) или органом, осуществляющим кассовое обслуживание, финансовым органом. Дело в том, что главный распорядитель (учредитель) формирует сводную отчетность и несет полную ответственность за показатели, кото­рые каждое подведомственное ему учреждение отражает у себя в учете и соответственно в отчетности.

На уровне федерального бюджета ситуация с внесением «своей» коррес­понденции счетов встречается до­вольно часто. Главные распорядители средств федерального бюджета обра­щаются в Минфин за разъяснением отражения в учете тех или иных опе­раций. Минфин направляет разъясни­тельные письма по корреспонденции счетов. Затем в учетной политике ут­верждаются необходимые бухгалтер­ские проводки, в т. ч. и на основании полученных разъяснений.

- В Инструкции № 157н появилось новое понятие - «комиссия по по­ступлению и выбытию активов». Что оно в себя включает?

- В числе функций комиссии - оприходование объектов, имущества, которые выявлены в процессе инвен­таризации либо получены в результате безвозмездной передачи. Под безвоз­мездной передачей понимается даре­ние (с оформлением договора) либо благотворительная акция. Действия ко­миссии в этом случае регламентируют­ся пп. 25, 34 Инструкции № 157н.

В учетной политике обязательно должен быть закреплен состав членов комиссии, которая будет работать во всех направлениях, касающихся по­ступлений и выбытия нефинансовых активов. Например, по договору даре­ния учреждению передали компью­тер. Цена - неизвестна (в договоре да­рения стоимость не оговаривается). Поэтому бухгалтеру необходимо по­лучить экспертное заключение по ней. Он может почерпнуть сведения о стоимости объекта (проанализиро­вав аналогичные товары) из любых ис­точников: Интернета, печатных СМИ, от торгующей организации и пр. Да­лее собирается комиссия, которая вы­носит решение о принятии объекта к учету по определенной стоимости. Бухгалтер ставит объект на баланс в соответствии с этим решением.

Выбытие материальных запасов может осуществляться либо по их фактической стоимости, либо по сред­ней фактической стоимости, либо по стоимости первого или последнего приобретения. Инструкция № 157н предусматривает различные способы для разных групп или видов матзапа-сов. Этот способ должен быть закреп­лен в учетной политике и непрерывно применяться в течение всего финан­сового года.

- Изменился ли порядок проведе­ния инвентаризации имущества и обязательств?

- В Федеральном законе от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», в Инструкции № 157н, в Ин­струкциях № 191н и 33н закреплено обязательное требование проведе­ния инвентаризации перед составле­нием годовой отчетности. Однако со­гласно Методическим указаниям по инвентаризации имущества и финан­совых обязательств, утвержденным приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49, учреждениям разре­шается  проводить инвентаризациюосновных средств 1 раз в 3 года. По­этому принятая в учреждении перио­дичность проведения инвентариза­ции должна быть обязательно закреплена в учетной политике.

- Каковы рекомендации по фор­мированию графика документо­оборота и учетных документов?

- Насколько полный вы составите график документооборота, настолько четче разделятся полномочия между структурными подразделениями уч­реждения. Особых требований к со­ставу и структуре графика Инструк­ция № 157н не предусматривает.

К нормативным актам, регламенти­рующим применение первичных учет­ных документов, относятся приказ №173н, постановление Госкомстата от 05.01.2004 № 1, постановление Гос­комстата от 11.11.1999 № 100 и др. Если первичный учетный документ утверж­ден одним из этих актов, то учрежде­ние обязано оформлять его согласно принятой форме (без структурных из­менений!). Например, форма авансо­вого отчета утверждена приказом № 173н. Учреждение имеет право рас­ширить колонки, распечатать данную форму на листе формата А4 или A3. Но менять состав информации, содер­жащейся в документе, удалять часть реквизитов - запрещается. А вот если учреждение применяет документ, ко­торый не унифицирован, то его форму следует закрепить в учетной политике, не забывая об обязательных реквизи­тах (п. 7 Инструкции № 157н): наимено­вание и дата составления, наименова­ние участника и содержание хозяйственной операции, измерители в натуральном и денежном выраже­нии, наименование должностей и лич­ные подписи указанных лиц.

- Каким образом должна выстраиваться система внутреннего финансового контроля учреждения?

- Положение о контроле является одним из определяющих документов. Внутренний контроль - это процесс управления деятельностью учрежде­ния, ориентированный на обеспече­ние ее эффективности. Контроль состо­ит из трех направлений: наблюдение за работой учреждения, выявление допу­щенных отклонений и нарушений, при­нятие мер по предупреждению и устра­нению нарушений. Выделяют виды контроля: предварительный, текущий и последующий.

Четких указаний, каким должно быть Положение о внутреннем финан­совом контроле, Инструкция № 157н не содержит. Необходимо составить доку­мент, где будет описан порядок осу­ществления контроля в учреждении, все мероприятия контрольного ха­рактера. Например, в январе осу­ществляется проверка целевого на­правления платежей или расходов по контрактам. В апреле - полнота начис­ления зарплаты. В июле при формиро­вании полугодовой отчетности - про­верка форм отчетности, соблюдения контрольных соотношений взаимо­увязанных отчетных форм и т. д.

Не следует забывать и непосред­ственно об отчетности. В текстовой ча­сти пояснительной записки (ф. 0503760), есть приложение 5, в нем также долж­ны быть отражены мероприятия внут­реннего финансового контроля.

Источник: журнал "Госуслуги: планирование, учет, налоги".  Единственный журнал для бюджетных и автономных учреждений для работы в новых условиях. Планирование, учет, налогообложение госуслуг в одном издании.

В сентябре специалисты Минфина России отвечают на вопросы подписчиков журнала на бесплатных online-семинарах!

Начать дискуссию

Маркетплейсы

Продавцам стало проще сотрудничать с Wildberries. Не без помощи ФАС

Теперь продавцы на Wildberries смогут зафиксировать стоимость логистики и хранения товаров на 60 или 90 дней, им не придется платить штрафы «За другие нарушения».

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Российский суд арестовал активы Deutsche Bank, Commerzbank и UniCredit

Иски подала «дочка» «Газпрома».

ФНС: 95% льгот по налогам на имущество предоставляют без заявлений

Больше 5 лет ФНС применяет проактивный он же беззаявительный порядок предоставления налоговых льгот по налогам на имущество физических лиц.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Общество

СФР отчитался о бесплатных проездных билетах до места лечения

Социальный фонд предоставляет право бесплатного проезда до места лечения. Электронные проездные получили уже 41,1 тысяч человек.

Каким бизнесом лучше всего заниматься?

Как вы выбираете бизнес-нишу? Много лет работая с разными бизнесменами и опираясь на свой предпринимательский опыт, я пришел к таким выводам.

НДФЛ

Не получится полностью получить компенсацию за утечку персданных

Операторы персональных данных, которые допустили их утечку и компенсируют ущерб пострадавшим, обязаны исчислить, удержать и уплатить НДФЛ с таких выплат.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

🔥 Акция «Жаркие скидки в любую погоду»! Самые горячие онлайн-курсы «Клерка» за 4 290 рублей до 20 мая

Мы предлагаем самые выгодные цены на онлайн-курсы по учету на маркетплейсах, УСН, ВЭД, финмоделированию, ФСБУ и бухгалтерии с нуля. Только до 20 мая их можно купить за 4 290 рублей!

Криптовалюта

Лучшие платформы в спб для обмена наличных на USDT

Москва и Санкт-Петербург – города, где можно без проблем обменять USDT. Причем, многие обменники принимают как наличные рубли, доллары и евро, так и крипту*! Все лучшие криптообменники в СПБ имеют свои офисы и обслуживают клиентов в индивидуальном порядке – при личной встрече. Где находятся эти офисы, и как через них совершать крипто-сделки?

Лучшие платформы в спб для обмена наличных на USDT
Маркетплейсы

На Авито появляется новый функционал для продавцов, который ранее был у покупателей

Пока функция отзывов продавцов на покупателей работала в тестовом режиме, но до конца мая такая возможность появится у всех пользователей в категории «Товары».

Госзакупки

Расширят административную ответственность за предоставление недостоверных сведений в закупках

ФАС продолжает работу над инициативой введения в КоАП административной ответственности за предоставление недостоверных сведений в закупках.

Инвестиции

Бан микроквартир в Москве, годовой хай индекса, крипта растёт. Дивиденды, новые облигации, IPO и другие новости. Воскресный инвестдайджест

На бирже намечается реальная движуха, и я не про IPO Светофора. Доллар вплотную приблизился к желающим купить его по 90, индекс Мосбиржи обновил годовой максимум, а бедным московским инвесторам придётся богатеть, чтобы инвестировать в бетон. Квартиры меньше 28 метров под запретом!

Бан микроквартир в Москве, годовой хай индекса, крипта растёт. Дивиденды, новые облигации, IPO и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Офис Клерка номинирован на премию Best Office Awards 2024

Объявлены проекты-номинанты премии Best Office Awards 2024. Награждение победителей премии состоится 31 мая в MTC Live Hall финале форума

Офис Клерка номинирован на премию Best Office Awards 2024
3
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Алексей Иванов рассказал как блог на Клерке помог компании «Мое дело» выйти из кризиса. В костюме фирмы Adidas

Стратегии монетизации контента на платформе «Клерк» с использованием вебинаров, рассылок и лит-магнитов.

2
Банки

Покупка жилья в кредит станет более быстрой

Чтобы застройщики быстрее получали финансирование, а участники долевого строительства тратили меньше времени на посещение банков, депутаты предложили разрешить при покупке жилья открывать эскроу-счета удаленно.

Инвестиции

Инвестиции в недвижимость: новый ЗПИФ Рентал ПРО от создателей ПНК-Рентал. IPO в конце мая – начале июня

«Можем повторить!» — сказали ребята из «А класс капитал» и решили, что пора выводить на биржу новый фонд. С названием долго не думали. Был ПНК-Рентал для всех, а будет Рентал ПРО для квалифицированных инвесторов. Был фонд с пассивным управлением, а будет фонд с активным управлением. Собрал известную информацию и свои мысли по новому фонду.

Инвестиции в недвижимость: новый ЗПИФ Рентал ПРО от создателей ПНК-Рентал. IPO в конце мая – начале июня
Мошенничество

В сервис заказа такси встроили азартные игры

Злоумышленники использовали агрегатор такси и проводили через него незаконные операции, связанные с выигрышами на ставках и в онлайн-казино.

Криптовалюта

Как и где купить криптовалюту пошаговая инструкция

Биткоин, Эфир, USDT и другие криптовалюты – отличный способ инвестировать в 2024 году. Сегодня ими пользуются не только крипотрейдеры, но и новички. Многие считают, что купить криптовалюту сложно и непонятно, поэтому отказываются от вложений. К счастью, это не так, и сегодня купить криптовалюту в России так же просто, как обменять рубли на доллары или евро!

Как и где купить криптовалюту пошаговая инструкция
Трудовое право

Роструд назвал основные правовые особенности сезонной работы

По Трудовому кодексу есть особенности регулирования труда работников, занятых на сезонных работах.

Банки

Исламский банкинг будет интересен 90 тысячам компаний

По оценкам Сбера, к 2030 году 30% населения будут составлять мусульмане. Услуги банка, которые не противоречат нормам шариата, заинтересуют 5 млн человек.

Интересные материалы

Вопросы официального трудоустройства иностранных специалистов. Общая методичка

В рамках указанной статьи вы сможете узнать об основных этапах и нюансах, связанных с официальным трудоустройством иностранных специалистов.