Определение ВАС РФ от 13.11.12 № ВАС-11039/12
Скачать Определение ВАС РФ от 13.11.12 № ВАС-11039/12
Скачать ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА от 16.07.12 № А44-4027/2011
Скачать ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АРБИТРАЖНОГО СУДА ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА от 27.04.12 № А67-4370/2011
Суть спора. Общество представило в инспекцию декларацию по налогу на прибыль, в которой указана сумма начисленных авансовых платежей за налоговый период в размере 106 551 645 руб., сумма налога к доплате в бюджет – 0 руб.
Однако по результатам камеральной проверки этой декларации размер авансовых платежей был определен инспекцией в сумме 17 690 322 руб., поскольку в налоговой декларации за 9 месяцев сумма исчисленного налога составила 17 690 322 руб., авансовые платежи за IV квартал – не заявлены (эти сведения были направлены инспекцией в адрес налогоплательщика).
Общество представило в инспекцию уточненную декларацию по налогу на прибыль, в которой указало сумму начисленных авансовых платежей за налоговый период в размере 17 690 322 руб., сумму налога к доплате в бюджет – 25 245 265 руб.
Причем до подачи уточненной налоговой декларации общество полностью уплатило налог в размере 25 245 265 руб. и пени.
Однако фискалы приняли решение о привлечении общества к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в связи с неуплатой налога в размере 25 245 265 руб. Общество решило оспорить такие действия налоговиков в суде.
Позиция суда. Арбитры заняли сторону налогоплательщика. И вот почему.
Как установлено в пункте 9.1 статьи 88 НК РФ, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщик представил уточненную налоговую декларацию (расчет), то камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная проверка на основе «уточненки».
Причем прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета). При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.
В данном случае, учитывая, что камеральная проверка по первоначально поданной налоговой декларации инспекцией не была завершена на дату представления обществом уточненной налоговой декларации, привлечение общества к ответственности на основании данных, отраженных в первоначальной декларации, неправомерно.
Примечание «ДК». Статья 81 НК РФ предусматривает право налогоплательщика на внесение изменений в основную налоговую декларацию путем подачи уточненной налоговой декларации, а также случаи, когда налогоплательщик освобождается от налоговой ответственности за несвоевременную уплату налогов в бюджет в полном объеме при подаче уточненной налоговой декларации.
В частности, согласно подпункту 1 пункта 4 статьи 81 НК РФ, налогоплательщик освобождается от ответственности, если уточненная декларация представлена:
1) до момента, когда налогоплательщик узнал о том, что налоговый орган выявил, что в декларации не отражены (не полностью отражены) какие-то сведения, а также ошибки, приводящие к занижению суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период;
2) до представления «уточненки» налогоплательщик уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.
Для освобождения от налоговой ответственности оба эти условия должны быть выполнены. Что, в общем-то, и было сделано налогоплательщиком в рассматриваемом деле.
На самом деле подача уточненной налоговой декларации была вызвана получением налогоплательщиком от налогового органа сообщения о выявленных ошибках в налоговой декларации и требования в рамках статьи 88 НК РФ о предоставлении пояснений и внесении исправлений в декларацию. Однако, как указал суд, направление требования в порядке пункта 3 статьи 88 НК РФ является обязанностью налогового органа и предусматривает возможность устранения налогоплательщиком допущенных ошибок и представления пояснений налоговому органу.
При таких обстоятельствах суд признал, что привлечение к ответственности незаконно, так как при подаче уточненной декларации камеральная проверка предыдущей декларации прекращается и начинается новая камеральная проверка.
Начать дискуссию