Предложения по приобретению имущества обанкротившихся предприятий бывают достаточно заманчивыми. Вместе с тем, чтобы не стать заложником ситуации, помимо характеристик самого объекта надо учесть налоговые риски, которые сопровождают любую сделку по приобретению имущества у таких лиц.
В качестве иллюстрации приведем нетривиальный спор с налоговой инспекцией, который стал ярким примером того, как налогоплательщик может попасть без вины в ловушку неоднозначности законодательства.
Предпосылки спора следующие. В течение последних нескольких лет отсутствует единый подход законодателя, налоговых органов и арбитражного суда к решению вопроса о порядке уплаты НДС при приобретении на торгах имущества у предприятия-банкрота в ходе конкурсного производства. Учитывая, что обязательства по уплате налогов удовлетворяются в последнюю очередь, продажа предприятием-банкротом своего имущества зачастую фактически освобождется от налогообложения налогом на добавленную стоимость, поскольку на уплату налогов денег, как правило, не остается.
Но такая ситуация не устраивает Министерство финансов и Налоговую службу, которые отстаивают публичный интерес.
Проблема, наверное, осталась бы скрыта от взоров предпринимателей, если бы не намерения этих самых предпринимателей - покупателей имущества использовать налоговый вычет по НДС при приобретении этого имущества. Налоговые органы весьма регулярно отказывают в таком вычете со ссылкой на отсутствие в бюджете источника возмещения НДС (так как банкрот, с большой долей вероятности, НДС не уплачивает).
Несмотря на сложившуюся практику рассмотрения таких споров в арбитражных судах в пользу налогоплательщиков - покупателей, вопрос решается только в судебном порядке. Соблюдение всей процедуры обжалования занимает около 1,5 лет и определенное количество финансовых ресурсов налогоплательщика.
В июле 2011 года в НК РФ были внесены изменения, в соответствии с которыми на покупателей (организации и ИП) имущества предприятий - банкротов были возложены обязанности налогового агента по НДС. Иными словами, покупатели обязаны перечислять сумму по договору не полностью, а за вычетом НДС. НДС при этом поступал бы в бюджет полностью, минуя банкрота. Эти изменения вступили в силу с 01 октября 2011 года.
Теперь возвратимся к той спорной ситуации, которая спустя полтора года после этих изменений была разрешена в отношении конкретного налогоплательщика.
Организация по результатам торгов приобрела имущество у предприятия-банкрота. При этом надо учитывать, что торги проводятся в соответствии со строгой хронологией обязательных этапов. Поэтому покупатель не в силах существенно влиять на сроки окончания торгов и дату получения имущества.
По результатам всех необходимых процедур наш клиент получил право заключить договор купли-продажи. Договор был подписан 01 августа 2011 года и возлагал на покупателя обязанность перечислить всю сумму по договору в течение 30 календарных дней.
Однако акт приема-передачи имущества, постановка его на учет и регистрация права собственности произошли в 4 квартале 2011 года, когда действовал новый порядок и обязанности налогового агента по НДС при реализации имущества банкротами были возложены на покупателей этого имущества.
Таким образом, в момент фактического перечисления денежных средств у покупателя не было обязанности налогового агента (удержание НДС было бы прямым нарушением договора купли-продажи недвижимого имущества), а в момент возникновения такой обязанности - в его распоряжении не было денежных средств предприятия - банкрота.
Схематично ситуацию можно изобразить следующим образом.
Переходных и разъясняющих положений закон не содержал, что стало поводом для налогового органа предъявить претензии налогоплательщику: ему было отказано в налоговом вычете по НДС и предписано исполнить обязанности налогового агента. Налоговый орган не смущало то, что в распоряжении налогоплательщика не было денежных средств банкрота.
Таким образом, налогоплательщик не только лишился налогового вычета по НДС, но и стал обязанным еще раз перечислить сумму НДС - теперь уже в бюджет.
Суды первой и апелляционной инстанции поддержали налогоплательщика, указав, что у него отсутствовала обязанность налогового агента в момент перечисления денежных средств, а неуплата НДС банкротом не может служить основанием для отказа добросовестному покупателю в применении налогового вычета (1).
Подчеркнем, что сейчас ситуация усугубляется дальнейшим перетягиванием одеяла между налоговыми органами и арбитражными судами, которые отстаивают интересы крупных залоговых кредиторов в делах о банкротстве (прежде всего, это банки и лизинговые компании). В Постановлении Пленума от 25 января 2013 года Высший Арбитражный Суд РФ (2), не принимая во внимание нормы НК РФ, указал, что покупатели имущества должны перечислить денежные средства за имущество полностью, без удержания НДС!
Таким образом, заложниками ситуации оказались покупатели имущества у организаций, признанных банкротами:
- С одной стороны, они обязаны перечислить должнику или организатору торгов полную сумму по договору о приобретении имущества, включая НДС, на что особо обращено внимание в Постановлении Пленума РФ;
- С другой стороны, они гарантировано получат претензии от налоговиков, не исполнив обязанности налогового агента при приобретении имущества, то есть не удержав и не перечислив в бюджет сумму НДС (в нарушение п.4.1 ст.161 НК РФ).
Иными словами, стоимость имущества фактически будет увеличена на 18 % - величину НДС, который должен быть уплачен дважды - сначала в составе покупной цены, а потом в бюджет - в ходе исполнения обязанностей налогового агента.
Конечно, в судебном порядке претензии налоговых органов с высокой долей вероятности будут признаны необоснованными. Но только в суде!
Последствия такой неоднозначной ситуации могут ощутить и сами организации - банкроты, поскольку количество желающих приобрести имущество в комплекте с гарантированными претензиями налоговых органов на сумму НДС (18 %) скорей всего сократится.
Поэтому при принятии решения об участии в приобретении имущества у предприятий - банкротов рекомендуем оценивать не только привлекательность цены имущества, но и возможные претензии со стороны налоговых органов, поскольку отстаивать правоту прийдется в суде.
Начать дискуссию