Подобные затраты являются капитальными. Их списывают на увеличение стоимости основного средства, которое подверглось достройке, дооборудованию, реконструкции или модернизации.
Достройка - это сооружение новых частей к основному средству (обычно к объектам недвижимости). Причем новые части должны быть неотделимы от самого основного средства без нанесения последнему ущерба. Дооборудование - дополнение основного средства новыми, ранее отсутствовавшими частями. Как правило, оно приводит к появлению у имущества новых качеств и свойств (например установка на компьютер DVD-дисковода). Под реконструкцией и модернизацией понимают переоборудование ОС, которое приводит к изменению их основных технико-экономических показателей (например установка на ЭВМ жесткой или оперативной памяти большего объема).
Данные работы нужно четко отделять от работ по капитальному, среднему и текущему ремонту. Расходы по ним отражают на счетах учета затрат. На первоначальную стоимость основных средств они не влияют.
Эксперты Клерка изучили стандарты и составили понятный курс про восемь главных ФСБУ: Аренда, НМА, ОС, Капвложения, Документооборот, Запасы, Инвентаризация, Отчетность, с которым вы легко сможете вести отчетность в 2025 году.
По итогам обучения вы научитесь понимать сложные формулировки официальных документов, будете работать без ошибок и сдадите годовую отчетность по новым правилам стандарта, получите удостоверение ФИС ФРДО на 150 акад.часа. Сейчас стоимость курса 24400 5900 руб.
Для этого Минфин России рекомендует пользоваться следующими документами (*):
- Положением о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000 (**);
- Положением об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (***);
- письмом Минфина СССР "Об определении понятий нового строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий" (****).
Помимо этих документов для более четкого разграничения понятий реконструкции (модернизации, дооборудования) и ремонта вы можете использовать:
- Градостроительный кодекс;
- письмо "О порядке планирования и учета работ и затрат, относящихся к реконструкции и осуществляемых по проектам на расширение действующих предприятий" (*****);
- Методику определения стоимости строительной продукции на территории РФ (МДС 81-35.2004) (******);
- экспертные заключения о состоянии основных средств до и после окончания работе ними.
(*) письмо Минфина России от 23.11.2006 N 03-03-04/1/794.
(**) утв. пост. Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279.
(***) утв. приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312.
(****) письмо Минфина СССР от 29.05.1984 N 80.
(*****) письмо Госплана СССР, Госстроя СССР, Стройбанка СССР и ЦСУ СССР от 25.10.1985 N ЛБ-52-Д/68-Д/342/6-14.
(******) утв. пост. Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1.
По этим документам ремонт - это комплекс технических мероприятий, направленных на поддержание или восстановление первоначальных эксплуатационных качеств как самого основного средства, так и его отдельных частей. То есть он связан с профилактическими мероприятиями, устранением повреждений и неисправностей, заменой изношенных конструкций и деталей. Такое мероприятие не сопряжено с изменением важнейших технико-экономических показателей основного средства. Хотя в ходе ремонта отдельные детали ОС могут быть заменены на более современные и долговечные.
Мнение специалиста
Расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию объекта основных средств отражаются в бухгалтерском учете по дебету счета 08 "Вложения во внеоборотные активы"; на субсчете 08-3 "Строительство объектов основных средств" учитываются затраты по возведению зданий и сооружений, монтажу оборудования, стоимость переданного в монтаж оборудования и другие расходы, предусмотренные сметами, сметно-финансовыми расчетами и титульными списками на капитальное строительство" (независимо от того, осуществляется это строительство подрядным или хозяйственным способом); на субсчете 08-4 "Приобретение отдельных объектов основных средств" учитываются затраты по приобретению оборудования, машин, инструмента, инвентаря и других объектов основных средств, не требующих монтажа. Поэтому, чтобы обособить затраты на установку дополнительного оборудования к объекту основных средств, к счету 08 "Вложения во внеоборотные активы" целесообразно открыть дополнительный субсчет. При этом его необходимо утвердить в рабочем плане счетов.
В. Сергеева, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, член Палаты налоговых консультантов, профессиональный бухгалтер
Ю. Волкова, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ, профессиональный бухгалтер
Таким образом, затраты на капитальные вложения, связанные с реконструкцией (модернизацией и т.д.), предварительно собирают на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы" на отдельном субсчете (например 9 "Реконструкция, модернизация и дооборудование основных средств"). По окончании всех работ их списывают на увеличение стоимости основного средства, подвергшегося доработке (то есть в дебет счета 01 "Основные средства").
Пример
Компания решила дооборудовать и модернизировать системный блок персонального компьютера. Он отражен в качестве основного средства. Для этого были приобретены:
- DVD-дисковод, который ранее отсутствовал, стоимостью 3540 руб. (в том числе НДС - 540 руб.);
- дополнительные блоки оперативной памяти стоимостью 10 620 руб. (в том числе НДС - 1620 руб.);
- дополнительные сетевые платы стоимостью 5900 руб. (в том числе НДС - 900 руб.).
Расходы на заработную плату специалиста, занятого сборкой этих частей системного блока, составили 4675 руб. (в том числе взносы по обязательному социальному страхованию).
Данные операции отражают в учете записями:
Дебет 19 Кредит 60
- 540 руб. - учтен НДС по дисководу;
Дебет 10 Кредит 60
- 3000 руб. (3540 - 540) - оприходован дисковод;
Дебет 19 Кредит 60
- 1620 руб. - учтен НДС по оперативной памяти;
Дебет 10 Кредит 60
- 9000 руб. (10 620 - 1620) - оприходована оперативная память;
Дебет 19 Кредит 60
- 900 руб. - учтен НДС по сетевым платам;
Дебет 10 Кредит 60
- 5000 руб. (5900 - 900) - оприходованы сетевые платы;
Дебет 68 Кредит 19
- 3060 руб. (540 + 1620 + 900) - принят к вычету НДС по ценностям, необходимым для дооборудования и модернизации сервера;
Дебет 08-9 Кредит 10
- 17 000 руб. (3000 + 9000 + 5000) - списана стоимость частей, использованных при дооборудовании и модернизации сервера;
Дебет 08-9 Кредит 70 (69)
- 4675 руб. - начислены заработная плата специалисту, занятому в дооборудовании и модернизации сервера, и соцвзносы с нее;
Дебет 01 Кредит 08-9
- 21 675 руб. (17 000 + 4675) - расходы на дооборудование и модернизацию сервера включены в его первоначальную стоимость.
К капитальным затратам относят и расходы на обеспечение зданий необходимыми коммуникациями, например механическим, электрическим, санитарно-техническим и другим оборудованием, которое находится за пределами или внутри помещений и предназначено для их обслуживания. Поскольку без них функционирование здания невозможно, подобные затраты включают в первоначальную стоимость недвижимости. Эти ценности являются общим со зданием имуществом (*).
(*) п. 2 пост. Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 64.
Поэтому не только электрические, водо-, газо- и теплосети следует рассматривать как составную часть здания. В его состав также включают кабельные или оптоволоконные сети, установленные в здании, которые служат для его эффективной эксплуатации. Эти системы нельзя рассматривать в качестве отдельных объектов недвижимости. Они являются частью сложной вещи (здания) и не могут быть самостоятельными объектами.
Это положение подтверждает и Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ). Он предусматривает, что в состав зданий входят коммуникации внутри него, необходимые для эксплуатации, в том числе система отопления, вентиляционные устройства общесанитарного назначения и т.д.
Пример
Компания приняла решение дооборудовать здание, которое находится в ее собственности, и установить в нем оптоволоконные сети. Стоимость необходимого оборудования составила 708 000 руб. (в том числе НДС - 108 000 руб.). Затраты на установку сетей, их пробный запуск и проверку работоспособности составили 118 000 руб. (в том числе НДС - 18 000 руб.).
Указанные расходы бухгалтер должен отразить записями:
Дебет 19 Кредит 60
- 108 000 руб. - учтен НДС по оборудованию;
Дебет 07 Кредит 60
- 600 000 руб. (708 000 - 108 000) - оприходовано оборудование, требующее установки;
Дебет 08-9 Кредит 07
- 600 000 руб. - оборудование передано в монтаж;
Дебет 19 Кредит 60
- 18 000 руб. - учтен НДС по расходам на установку и запуск оборудования;
Дебет 08-9 Кредит 60
- 100 000 руб. (118 000 - 18 000) - отражены затраты на установку и запуск оборудования;
Дебет 68 Кредит 19
- 126 000 руб. (108 000 + 18 000) - принят к вычету НДС по оборудованию и расходам на его установку;
Дебет 01 Кредит 08-9
- 700 000 руб. (600 000 + 100 000) - расходы на установку оптоволоконных сетей включены в первоначальную стоимость здания.
В то же время те или иные объекты, не требующие монтажа или демонтаж которых не причиняет несоразмерного ущерба их назначению, могут быть учтены как отдельные инвентарные объекты. К ним, например, относят системы видеонаблюдения, вентиляции, кондиционирования или кабельные системы. Но для подобного их учета должны соблюдаться следующие нормы:
- в отношении того или иного объекта есть принципиальная возможность его использования вне здания;
- при демонтаже объекта ущерб зданию не будет нанесен;
- объект можно использовать по прямому назначению после его демонтажа (то есть он не будет поврежден в ходе таких работ);
- функциональное предназначение объекта не является неотъемлемой частью функционирования здания как единого обособленного комплекса.
Еще одним аргументом в пользу такого способа учета являются положения пункта 6 ПБУ 6/01. Так, при наличии у одного основного средства нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно различаются, каждая такая часть может учитываться как самостоятельный инвентарный объект. При этом в большинстве случаев сроки полезного использования здания и упомянутых систем различаются.
Пример
Компания устанавливает в собственном здании систему видеонаблюдения. Она функционально отделима от здания без нанесения ущерба для ее назначения. Стоимость системы - 472 000 руб. (в том числе НДС - 72 000 руб.). Расходы на ее установку и наладку составили 35 400 руб. (в том числе НДС - 5400 руб.).
При установке системы бухгалтер сделал записи:
Дебет 19 Кредит 60
- 72 000 руб. - учтен НДС по системе;
Дебет 08-4 Кредит 60
- 400 000 руб. (472 000 - 72 000) - отражены расходы на приобретение системы;
Дебет 19 Кредит 60
- 5400 руб. - учтен НДС по затратам на установку и запуск системы;
Дебет 08-4 Кредит 60
- 30 000 руб. (35 400 - 5400) - учтены расходы на установку и запуск системы;
Дебет 68 Кредит 19
- 77 400 руб. (72 000 + 5400) - принят к вычету НДС по системе;
Дебет 01 Кредит 08-4
- 430 000 руб. (400 000 + 30 000) - система видеонаблюдения учтена как отдельный инвентарный объект.
Внимание! При увеличении стоимости основного средства в результате реконструкции или модернизации, а также при изменении срока его полезного использования годовая сумма амортизации также подлежит пересчету.
По материалам книги-справочника "Годовой отчет" под общ. редакцией В.Верещаки
Начать дискуссию