Бухгалтерия

Уточнено, на какую дату признать неустойку за нарушение договорных обязательств в доходах (расходах)

Налоговые органы нередко расширительно толкуют нормы Налогового кодекса РФ, связанные со штрафными санкциями по хозяйственным договорам, и пытаются на этом основании доначислить налог на прибыль. Минфин России разъяснил порядок учета и уточнил даты признания соответствующих доходов и расходов. (ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РФ от 25.04.13 № 03-03-06/1/14557)

Налоговые органы нередко расширительно толкуют нормы Налогового кодекса РФ, связанные со штрафными санкциями по хозяйственным договорам, и пытаются на этом основании доначислить налог на прибыль. Минфин России разъяснил порядок учета и уточнил даты признания соответствующих доходов и расходов. (ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РФ от 25.04.13 № 03-03-06/1/14557)

Скачать ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РФ от 25.04.13 № 03-03-06/1/14557

Правила учета одинаковы

Специалисты финансового ведомст­ва рассказали, в каком порядке учитываются штрафы, пени, не­­­устойки за нарушение контрагентами договорных обязательств при налого­обложении прибыли и в бухучете.

Неустойкой (штрафом, пенями) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности при просрочке исполне­ния (п. 1 ст. 330 Гражданского кодекса РФ).

Статьей 331 ГК РФ предусмот­рено, что соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства.

В налоговом учете такие суммы включаются во внереализационные доходы либо во внереализационные расходы (п. 3 ст. 250, подп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ). У получателя средств возникает доход, у винов­­­ной стороны, уплачивающей санкции, со­­ответст­венно расход в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обя­зательств, а также расходы на возмещение причиненного ущерба.

В комментируемом письме уточнено, что датой получения (осуществления) указанных доходов (расходов) будет дата признания должником сумм штрафов, пеней и (или) иных санкций либо дата вступления в законную силу решения суда. Основанием для этого служат положения подпункта 4 пункта 4 статьи 271 и подпункта 8 пункта 7 статьи 272 НК РФ.

Аналогичный порядок применяется и в бухгалтерском учете. В соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации», утвержденным приказом Минфина России от 06.05.99 № 32н, штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, а также возмещения причиненных организации убытков принимаются к бухгалтерскому учету в суммах, присужденных судом или признанных должником. То есть моментом отражения указанных доходов (расходов) в бухгалтерских регистрах организации также будет дата признания должником сумм штрафов, пеней и (или) иных санкций либо дата вступления в законную силу решения суда.

Таким образом, принципы и даты учета штрафных санкций за нарушение договорных (долговых) обязательств одинаковы, что избавляет от необходимости отражать разницы между данными налогового и бухгалтерского учета.

Доходы

А что на практике?

Как было уже сказано, налоговики часто нарушают такую трактовку, пытаются дополнить разными условиями и искажают ее смысл. Это приводит к необоснованному включению полученных сумм штрафных санкций в до­­ходы и доначислению налога на прибыль.

Рассмотрим, например, такую си­­туацию.

Контрагент в связи с неисполнением обязательств должен уплатить организации (банку) неустойку. Он ее не платит и не совершает никаких фактических действий для признания своей обязанности по ее уплате. Банк в свою очередь не предпринимает мер по истребованию неустойки. Подлежат ли в данном случае включению в доходы банка в целях исчисления налога на прибыль суммы санкций, предусмот­рен­­ных договором с организацией-должником?

Проверяющие достаточно часто пытаются доначислить налог с сумм санкций, установленных договором, ссылаясь на то, что налогоплательщик не предпринимал никаких дейст­вий по взысканию долга. Однако этот факт не имеет ни­­ка­­кого правового значения, поскольку таких требований или условий На­­логовый кодекс не содержит.

Минфин России согласен с тем, что сумма санкций, предусмотренных договором, не считается доходом для целей налогообложения прибыли в случае, когда сторона не предпринимает мер по ее истребованию, а также при отсутствии факта, свидетельствующего о признании ор­­ганизацией-должником обязательст­ва по уплате санкций (в виде фактической их уплаты либо письменного подтверждения признания суммы санкций). Это разъяснено в письмах от 03.04.09 № 03-03-06/2/75, от 07.11.08 № 03-03-06/2/152.

Иногда налоговики ут­­верждают, что сама подпись контр­агента под договором является одним из способов изначального признания нарушителем своей обязанности выплатить определенную договором сумму санкций при нарушении установленных условий. Исходя из того, что ответственность за нарушение условий договора определена безусловными признаками.

Такой подход не соответствует нормам Налогового кодекса об объекте налогообложения и о признании доходов (п. 1 ст. 247, п. 3 ст. 250, подп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ).

По мнению арбитров, суммы штрафных санкций или возмещения убытков включаются во внереализационный доход налогоплательщика не с момента на­­рушения договорных обязательств, а с момента их признания контр­агентом либо с момента вступления в силу решения суда об их взыс­кании.

Суды придерживаются правовой позиции, сформированной по данному вопросу еще в решении ВАС РФ от 14.08.03 № 8551/03. В нем отмечено, что условия, при которых суммы штрафов, пеней и иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также суммы возмещения убытков или ущерба считаются доходом налогоплательщика, установлены в статьях 250 и 271 НК РФ. И что анализ норм главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ в их взаимосвязи приводит к выводу, что все существенные элементы налогообложения, позволяющие налогоплательщику исчислить и уплатить налог на прибыль, не связаны с положения­ми статьи 317 НК РФ*.

* Статья 317 НК РФ посвящена налоговому учету сумм штрафов, пеней или иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба.

В частности, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 22.08.07 № А56-273/2007 отклонены доводы налогового органа о том, что моментом признания должником штрафных санкций является факт подписания им договора, а согласование сторонами в договоре условий о неустойке само по себе до­­статочно для признания в доходах причитающихся сумм. Арбитры указа­­­ли, что фактом, свидетельст­вующим о признании должником обязаннос­ти уплатить сумму штрафа (пеней), является:

– либо фактическая уплата кредитору суммы неустойки;

– либо получение кредитором письменного подтверждения от должника, однозначно свиде­тельствующего о готовности по­­следнего уплатить определенную договором сумму неустойки;

– либо вступление в законную си­лу решения суда о взыскании с должника неустойки (штрафов, пеней).

Подписание сторонами договора лишь допускает возможность применения штрафных санкций в установленном этим договором размере, но не может рассматриваться как признание их должником.

Аналогичные выводы содержат по­­­­становления ФАС Московского от 12.09.07, 19.09.07 № КА-А40/ 7899-07-1,2, от 28.11.05, 22.11.05 № КА-А40/11772-05, За­­падно-Си­­бир­ского от 03.07.06 № Ф04-7697/ 2005(24094-А27-26) округов.

Расходы

У организаций-должников, учитывающих уплаченные штрафы в составе своих налоговых расходов, может возникнуть такая проблема.

Некоторые инспекции не позволяют списать уплаченную сумму санкций в налоговые расходы, обосновывая это тем, что факт уплаты (платежное поручение по оплате не­устойки) сам по себе не свидетельст­вует о признании данных санкций налогоплательщиком. Согласно их трактовке, документом, подтверждающим признание должником неустойки, может служить его письменное согласие оплатить долг в указанном размере (это, в частности, следует из письма ФНС России от 27.06.11 № ЕД-3-3/2164).

Однако Минфин России неоднократно разъяснял, что обстоятельст­вом, свидетельствующим о призна­нии должником обязанности уплатить сумму неустойки (штрафа, пе­­­ней), является как фактическая уп­­лата кредитору, так и письменное подтверждение, выражающее го­­товность заплатить штраф. Об этом говорится в письмах от 25.05.12 № 03-03-06/1/272, от 29.11.11 № 03-03-06/1/786.

Арбитражная практика также показывает, что признание задолженности может быть подтверждено как сообщениями о признании долга (например, актом сверки, подписанным уполномоченным лицом, письмом и т. д.), так и совершением должником конкретных действий по исполнению обязательства, свидетельствующих о признании долга. К их числу относится и уплата должником суммы штрафной санкции (постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.06.07 № А56-28963/2006).

Чтобы избежать разногласий с налоговыми органами по поводу включения неустойки (пеней, штрафа) во внереализационные расходы в отсутствие решений судов, организации целесообразно оформить письменное подтверждение согласия уплатить конкретные штрафные суммы. Это может быть двусторонний акт (подписанный должником), письмо должника и т. п. Дата такого документа и будет служить датой признания суммы санкций во внереализационных рас­ходах компании-нарушителя.

Опубликовано в журнале «Документы и комментарии» № 12, июнь 2013 г.

Начать дискуссию