Бюджетный учет

Казначейство станет "Бюджетным банком"

В прошлом году вступил в полную силу Порядок № 98н, которым регулируется учет бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета. Для исполнения отдельных его положений Федеральным казначейством был запланирован ряд организационных мероприятий. Насколько успешно удалось реализовать их на практике, рассказывает Ю.В. Камардина, начальник отдела обеспечения взаимодействия с банковской системой Управления совершенствования функциональной деятельности Федерального казначейства

В прошлом году вступил в полную силу Порядок № 98н, которым регулируется учет бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета. Для исполнения отдельных его положений Федеральным казначейством был запланирован ряд организационных мероприятий. Насколько успешно удалось реализовать их на практике, рассказывает Ю.В. Камардина, начальник отдела обеспечения взаимодействия с банковской системой Управления совершенствования функциональной деятельности Федерального казначейства

По прошествии определенного времени со дня вступления в силу Порядка № 98н в полном объеме можете ли Вы дать оценку, как получатели бюджетных средств выполняют его предписания? Что вызывает затруднения и почему?

– Несмотря на то что Порядок № 98н был принят еще в 2008 г., до 1 января 2012 г. учет бюджетных обязательств осуществлялся только на основании исполнительных документов. По государственным контрактам и иным договорам бюджетное обязательство формировалось в соответствии с представленными получателями бюджетных средств платежными документами в рамках денежного обязательства. При этом Сведения о принятом бюджетном обязательстве не предоставлялись.

Вступление Порядка № 98н в полную силу потребовало от ПБС перестройки существующей системы, для чего был установлен переходный период, который закончился 1 июля 2012 г.

Как показала практика, по окончании переходного периода в основной массе ПБС приняли решение осуществлять учет бюджетных обязательств без предоставления в орган Федерального казначейства Сведений. Это было обусловлено в первую очередь необходимостью уточнения ранее произведенных по государственным контрактам кассовых выплат на соответствующий номер бюджетного обязательства, проведения аналитической выборки осуществленных платежей. Это достаточно трудоемкая операция, особенно по долгосрочным государственным контрактам.

Получатели бюджетных средств воспользовались предоставленным правом выбора и завершили финансовый год в соответствии с устоявшейся практикой.

В целом каких-то серьезных проблем при учете бюджетных обязательств мы не наблюдаем. Программное обеспечение для реализации механизма учета у нас подготовлено. Главное, что теперь у клиента появилась возможность получения достоверной информации об исполнении государственного контракта: сумма произведенных кассовых расходов, неиспользованный остаток лимитов по данному контракту по каждому коду бюджетной классификации, факт превышения лимита при постановке на учет бюджетного обязательства и т. д. Такая же информация есть и у главных распорядителей бюджетных средств. Это своего рода инструмент для принятия оперативных управленческих решений.

С 1 января 2013 г. учет бюджетных обязательств, возникающих на основании госконтрактов и иных договоров, в т. ч. неисполненных по состоянию на указанную дату, оплата по которым производилась до 1 июля 2012 г., осуществляется в соответствии с Порядком № 98н.

Бюджетные обязательства, возникающие в связи с заключением госконтрактов и договоров, неисполненных на указанную дату, учет которых осуществлялся в 2012 г. по платежным документам, подлежат постановке на учет в текущем году на основании Сведений. При этом Заявка на перерегистрацию бюджетного обязательства1 в орган Федерального казначейства не представляется.

Возможно, как некую трудность можно расценить необходимость уточнения кассовых выплат на учтенный номер бюджетного обязательства по ранее заключенным долгосрочным государственным контрактам, учет бюджетных обязательств по которым осуществлялся в рамках денежного обязательства.

Клиентам необходимо уточнить произведенные кассовые выплаты, чтобы учесть обязательство в неисполненной части.

Порядок № 98н постоянно совершенствуется. Последние поправки в документ внесены в конце 2012 г. Существенные ли это новации?

– Действительно, есть отдельные нюансы в рамках изменений Порядка № 98н, которые были внесены приказом Минфина России от 30.11.2012 № 151н.

В большей мере они касаются постановки на учет бюджетных обязательств, возникающих на основании государственных контрактов о предоставлении бюджет ных инвестиции. В частности, в документ внесены положения о том, что:

  • в органах Федерального казначейства подлежат учету бюджетные обязательства, возникающие не только на основании госконтрактов и договоров, но и в соответствии с соглашениями о предоставлении субсидий (бюджетных инвестиций) федеральным бюджетным и автономным учреждениям, федеральным государственным унитарным предприятиям, заключенных согласно законодательству РФ в целях реализации Федеральной адресной инвестиционной программы;

  • получатели средств федерального бюджета вместе со Сведениями представляют в ОФК госконтракт (договор, соглашение), на основании которого принимается бюджетное обязательство;

  • ОФК осуществляет проверку показателей, указанных в Сведениях, на соответствие содержанию госконтракта, которое размещено в реестре контрактов, в случае возникновения бюджетного обязательства в целях реализации ФАИП с данными об объектах ФАИП.

Соответственно необходимо помнить, что государственные контракты и иные договоры представляются в органы Федерального казначейства не на этапе санкционирования расходов, как это было ранее, а при постановке на учет бюджетного обязательства. При этом документы-основания, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, в ОФК не представляются, о чем получатель средств федерального бюджета письменно информирует данный орган.

Могут ли ПБС вносить изменения в бюджетное обязательство или аннулировать его?

– Да, могут. Эта возможность предусмотрена п. 2.12 Порядка № 98н. В течение финансового года получатель бюджетных средств вправе вносить изменения в бюджетное обязательство, а также аннулировать его на основании Заявки. Заявка представляется не позднее 6 рабочих дней со дня внесения изменений в документ-основание с приложением документа, предусматривающего внесение изменений в документ-основание.

Предоставление документов-оснований осуществляется не позднее 6 рабочих дней со дня их заключения либо изменения (в течение 3 рабочих дней со дня заключения либо изменения госконтракта, содержащего сведения, составляющие государственную тайну). Получатель средств федерального бюджета вправе в течение этого срока представить Заявку вместе с документами для оплаты денежных обязательств по документу-основанию в соответствии с Порядком № 87н.

Если внесение изменений в бюджетное обязательство осуществляется в части реквизитов и показателей, которые не подлежат проверке ОФК на соответствие документу-основанию, то поправки к документу-основанию в орган Федерального казначейства не представляется.

Внесение изменений в бюджетное обязательство осуществляется в порядке, аналогичном постановке его на учет.

Получатель средств федерального бюджета указывает в Заявке номер бюджетного обязательства, а ОФК осуществляет контроль за непревышением изменяемой суммы по каж дому коду бюджетной классификации сумме произведенного кассового расхода по соответствующему коду бюджетной классификации.

Каков порядок действий при неисполненном бюджетном обязательстве?

– Неисполненная часть бюджетного обязательства по состоянию на конец текущего финансового года подлежит перерегистрации в следующем финансовом году. Для этого ПБС представляет в орган Федерального казначейства Заявку вместе с документами для оплаты денежных обязательств.

Получателям средств федерального бюджета приходится предоставлять казначейству большой объем различных данных, иногда идентичных, но содержащихся в разных регистрах и документах.
Возможно ли усовершенствовать этот процесс, структурировать поток информации и снизить нагрузку на пользователей?

– Большой поток идентичной информации действительно имеет место быть. Например, Сведения о включении государственного контракта в реестр контрактов и Сведения о принятом бюджетном обязательстве содержат практически одинаковый состав реквизитов и показателей.

Кроме того, орган Федерального казначейства при постановке на учет бюджетного обязательства осуществляет проверку соответствия информации, содержащейся в Сведениях об обязательстве по государственному контракту, представляемых получателями средств федерального бюджета, Сведениям о государственном контракте, размещенным в реестре контрактов, в части наименования получателя средств федерального бюджета (государственного заказчика), заключившего госконтракт, а также иной информации.

Казначейством рассматривался вопрос о возможности формирования ОФК Сведений о принятом бюджетном обязательстве на основании поданных клиентом Сведений о включении государственного контракта в реестр контрактов с предоставлением при необходимости недостающей информации. Но пока мы отказались от этой идеи.

В дальнейшем казначейство планирует вернуться к рассмотрению вопроса об однократном предоставлении клиентами информации.

Планов по оптимизации процесса много, и они очень масштабные. Связано это большей частью с предстоящим реформированием системы бюджетных платежей, функционированием Федерального казначейства в статусе «бюджетного банка». Это повлечет за собой изменение процедур учета через систему счетов, открытых в казначействе, стандартизацию платежных документов и т. д. Но это отдельная тема для диалога.

Источник: журнал «Казенные учреждения: учет, отчетность, налогообложение» №4/2013.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию