Время летнего сезона отличается от всех прочих не только плотным графиком отпусков, но и прекрасной возможностью для организаций провести корпоративные мероприятия на природе. Такие мероприятия призваны улучить взаимоотношения внутри компании, они способствуют снятию напряжения, налаживанию неформальных отношений между коллегами, укрепляют дух товарищества в трудовом коллективе и т.п.
Однако, расходы на проведение корпоративных мероприятий зачастую являются сложным вопросом для бухгалтера – от правильности документального оформления и классификации данных расходов зависят и налоговые последствия, ожидающие компанию.
Расходы на летние корпоративы могут быть самыми разнообразными. Это и аренда кораблей, ресторанов, номеров в загородных санаториях и домах отдыха, транспортных средств (для доставки сотрудников на место проведения корпоратива и обратно) и затраты на приобретение продуктов и напитков, а так же выплаты компаниям, организующим и обслуживающим корпоративы.
При этом, чем больше сумма расходов на мероприятие, тем большее внимание им будет уделено при выездной налоговой проверке представителями ИФНС.
Несмотря на важность поддержания корпоративной культуры и здоровых отношений в коллективе, расходы на проведение корпоративных мероприятий для целей налогового учета по налогу на прибыль проверяющими не признаются. Представители ФНС не считают такие затраты экономически обоснованными. Аналогичного мнения придерживается и Минфин. Кроме того, налоговые инспекторы часто рассматривают расходы на организацию корпоративного мероприятия для работников (включая арендные расходы, еду, напитки, развлекательную программу и т.д.), как экономическую выгоду сотрудников, облагаемую НДФЛ.
В нашей статье мы рассмотрим налоговые последствия проведения корпоративных мероприятий для целей налогообложения:
-
налогом на прибыль,
-
НДС,
-
НДФЛ,
-
страховых взносов,
с точки зрения действующего законодательства, а так же проанализируем разъяснения Минфина и сложившуюся судебную практику по данному вопросу.
Расходы на корпоративные мероприятия для целей налога на прибыль
В соответствии с п.1 ст.252 НК РФ, в качестве расходов для целей налогового учета по налогу на прибыль признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. При этом под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами:
-
оформленными в соответствии с законодательством РФ,
-
оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы,
-
косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Проблема с признанием расходов на корпоративные мероприятия связана с тем, что подобного рода расходы не поименованы в ст.264 НК РФ. Поэтому, несмотря на то, что перечень прочих расходов организации не является закрытым, проверяющие настаивают на том, что подобные затраты экономически не обоснованы и не направлены на получение дохода, а значит, не могут быть приняты в составе расходов для целей налога на прибыль.
Кроме того, в п.29 ст.270 НК РФ прямо указано, что в состав затрат для целей налогового учета по налогу на прибыль не включаются расходы на оплату:
-
путевок на лечение или отдых,
-
экскурсий или путешествий,
-
занятий в спортивных секциях, кружках или клубах,
-
посещений культурно-зрелищных или физкультурных (спортивных) мероприятий,
-
подписки, не относящейся к подписке на нормативно-техническую и иную используемую в производственных целях литературу,
-
товаров для личного потребления работников,
-
а также другие аналогичные расходы, произведенные в пользу работников.
Так же следует отметить, что и отнесение вышеуказанных расходов к рекламным, проверяющие, скорее всего, сочтут неправомерным.
Рекламой расходы на корпоративы не являются, ведь они не соответствуют понятию рекламы, так как не являются информацией, распространенной любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованной неопределенному кругу лиц и направленной на привлечение внимания к объекту рекламирования, формированию или поддержанию интереса к нему и его продвижению на рынке (п.1 ст.3 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе».)
Арбитражная практика придерживается аналогичной точки зрения. Так, в Определении ВАС РФ от 31 декабря 2011г. №ВАС-14202/11 поддерживается позиция судов, которые указали, что расходы общества, связанные с проведением корпоративного мероприятия, не могут рассматриваться как рекламные, поскольку не отвечают требованиям пункта 4 статьи 264 НК РФ и понятию «реклама», установленному в Федеральном законе «О рекламе».
Однако, есть несколько способов учесть расходы на проведение корпоративных мероприятий для целей налога на прибыль. Одним из самых распространенных является отнесение корпоративных расходов в состав представительских*.
*Бухгалтеру следует помнить, что представительские расходы являются нормируемыми.
Согласно п.2 ст.264 НК РФ, к представительским расходам относятся расходы налогоплательщика на официальный прием, обслуживание:
-
представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления, поддержания взаимного сотрудничества,
-
участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика,
независимо от места проведения указанных мероприятий.
К представительским расходам относятся расходы на проведение официального приема:
-
завтрака,
-
обеда,
-
иного аналогичного мероприятия
для указанных лиц, а также официальных лиц организации, участвующих в переговорах.
К представительским расходам так же относятся:
-
транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и обратно,
-
буфетное обслуживание во время переговоров,
-
оплату услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.
Обратите внимание: К представительским расходам не относятся расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний.
Представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4% от расходов компании на оплату труда за этот период.
Для того, чтобы с подобной формулировкой согласились представители налоговых органов, документы нужно оформить таким образом, чтобы из них четко было видно – целью проведения корпоративного мероприятия является поддержание сотрудничества с крупными клиентами компании, а так же установление новых деловых контактов.
В этом случае, во первых, следует пригласить на увеселительное мероприятие представителей контрагентов, а во вторых в программе проведения корпоратива должно фигурировать ознакомление действующих и потенциальных клиентов с новыми продуктами и услугами компании.
Вот что пишет УФНС РФ по г. Москве в своем Письме от 22.11.2011г. №16-15/112952@:
«При этом расходы компании, связанные с питанием представителей СМИ, организованным в рамках рекламного мероприятия, могут быть рассмотрены в качестве экономически оправданных нормируемых затрат, поскольку они обусловлены обычаями делового оборота.
Между тем расходы на доставку представителей СМИ и сотрудников организации к месту проведения пресс-конференции могут быть признаны в качестве экономически обоснованных расходов только при условии, если проведение мероприятия организовано в месте, до которого добраться общественным транспортом не представляется возможным.»
Так же в Определении ВАС РФ от 30.11.2009г. №ВАС-15476/09 по делу №А56-17976/2008 отмечается, что при принятии судебных актов суды, руководствуясь положениями статьи 252, подпункта 49 пункта 1 и пункта 2 статьи 264 Кодекса, признали спорные затраты на проведение корпоративного мероприятия документально подтвержденными, обоснованными и направленными на получение дохода.
При этом экономическая оправданность этих затрат оценивалась судами исходя из цели проведенного мероприятия, а именно его направленности на поддержание сотрудничества с действующими крупными клиентами путем ознакомления их с новыми услугами, результатами работы и динамикой развития банка.
НДФЛ при проведении корпоративных мероприятий
В соответствии с п.1 ст.210 НК РФ, при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ.
Согласно положениям ст.209 НК РФ, объектом налогообложения НДФЛ признается доход, полученный налогоплательщиком (сотрудником компании):
1) от источников в РФ, от источников за пределами РФ - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ.
2) от источников в РФ - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ.
Согласно п.2 ст.211 НК РФ, к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, в частности, относятся:
-
оплата (полностью или частично) за него организациями или индивидуальными предпринимателями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика.
-
полученные налогоплательщиком товары, выполненные в интересах налогоплательщика работы, оказанные в интересах налогоплательщика услуги на безвозмездной основе или с частичной оплатой.
При этом, согласно положениям ст.41 НК РФ, доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить.
Соответственно, при проведении корпоративных мероприятий, у сотрудников, в них участвующих, возникает материальная выгода. Однако, определить конкретную сумму материальной выгоды на каждого сотрудника при проведении корпоративов (особенно в виде популярного «шведского стола») представляется весьма затруднительным.
Если организация, проводящая корпоративное мероприятие, не может подсчитать количество продуктов, приходящихся на одного сотрудника, то и определить сумму дохода каждого сотрудника для целей исчисления НДФЛ не представляется возможным.
Вот что отмечает Минфина в своем Письме от 06.03.2013г. №03-04-06/6715
«При приобретении организацией питания (чай, кофе и т.д.) для своих сотрудников, а также при проведении корпоративных праздничных мероприятий указанные лица могут получать доходы в натуральной форме, как это установлено ст. 211 Кодекса, а организация, предоставляющая указанное питание (проводящая корпоративные мероприятия), должна выполнять функции налогового агента, предусмотренные ст. 226 Кодекса.
В этих целях организация должна принимать все возможные меры по оценке и учету экономической выгоды (дохода), получаемой сотрудниками.
Вместе с тем, если при потреблении сотрудниками питания, приобретенного организацией (при проведении корпоративного праздничного мероприятия), отсутствует возможность персонифицировать и оценить экономическую выгоду, полученную каждым сотрудником, дохода, подлежащего обложению налогом на доходы физических лиц, не возникает.»
Аналогичная точка зрения высказана Минфином и в Письме от 30.01.2013г. №03-04-06/6-29.
Таким образом, если из документов, подтверждающих расходы на проведение мероприятия, не видно, какие суммы потрачены на каждого конкретного работника, то и рассчитывать, удерживать и уплачивать НДФЛ не нужно.
Однако, если организуется праздничный обед и в документах фигурирует конкретное меню на каждого сотрудника, компания действуя в качестве налогового агента рассчитывает, удерживает и перечисляет НДФЛ в бюджет, а так же отражает суммы доходов в регистрах учета НДФЛ сотрудников.
НДС при осуществлении расходов на корпоративные мероприятия
В случае, если компания осуществляет расходы на проведение корпоративных мероприятий за счет чистой прибыли, она не может принять НДС с этих расходов к вычету.
Хорошая новость – платить НДС с безвозмездной передачи в бюджет компании не нужно.
Такие разъяснения дал Минфин в своем Письме от 13.12.2012г. №03-07-07/133:
«Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам применения налога на добавленную стоимость при предоставлении посетителям и сотрудникам организации в общедоступных помещениях офиса кофе, чая, печенья и прочих соответствующих продуктов, а также при организации культурно-развлекательных мероприятий и сообщает следующее.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг), а также передача имущественных прав.
В соответствии с п. 1 ст. 39 Кодекса реализацией товаров, работ, услуг признается соответственно передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, а в случаях, предусмотренных Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
В связи с этим при предоставлении посетителям и сотрудникам организации продовольственных товаров, перечисленных в письме, в том числе в случае их передачи структурным подразделениям организации, не являющимся самостоятельными налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, объекта налогообложения этим налогом не возникает.
Соответственно, налог на добавленную стоимость, уплаченный при приобретении указанных товаров, к вычету не принимается.
Аналогично, в случае приобретения организацией услуг по организации и проведению культурно-развлекательных мероприятий, включающих аренду зала, концертную программу, банкетно-фуршетное обслуживание, для проведения корпоративных мероприятий, персонификация участников которых не осуществляется, объекта налогообложения налогом на добавленную стоимость и права на вычет налога, предъявленного по данным услугам, также не возникает.»
В случае, если компания учла расходы на корпоратив в составе представительских (в пределах 4% от расходов на оплату труда), то и НДС с суммы затрат, учтенных для целей налога на прибыль, можно принять к вычету.
НДС с суммы расходов, превышающих 4%, к вычету не принимается и в состав расходов для целей налогового учета по налогу на прибыль, не включается.
Страховые взносы с расходов на корпоративные мероприятия
Расходы на проведение корпоратива не облагаются страховыми взносами, так как не относятся к выплатам, начисляемым в пользу сотрудников в рамках трудовых отношений.
Тем не менее, представители ПФР далеко не всегда разделяют данную позицию.
При этом они ссылаются на п.1 ст.7 от 24.07.2009г. №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
Однако судебная практика не поддерживает подобного подхода. Так, согласно Определению ВАС РФ от 26.11.2012г. №ВАС-16165/12 по делу №А14-13077/2011, суды сделали правильный вывод о том, что расходы организации на проведение корпоративного праздника не являются выплатами и иными вознаграждениями, начисляемыми работодателем в пользу работников по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), и не могут являться объектом обложения страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды РФ.
Начать дискуссию