Илья Данилкин, Клерк.Ру
В Америке есть известная всем поговорка: «Неизбежны только смерть и налоги». Пожалуй, единый налог на вмененный доход самый неизбежных из всех. Ведь он не зависит от выручки или расходов. Но как человечество веками стремится к бессмертию, так и предприниматели стремятся делиться с государством по минимуму. И не важно, о каком налоге идет речь. Даже о вмененке. Правда, чтобы сэкономить именно на этом налоге нужно проявить максимум изобретательности…
Врага надо знать в лицо
Перед тем, как минимизировать какой либо налог, стоит разобраться с тем, как его нужно платить по закону. Итак, есть определенные виды деятельности, занимаясь которыми предприниматели платят ЕНВД (единый налог на вмененный доход). В частности, это розничная торговля, общественное питание, автоперевозки, бытовые услуги, сервис и так далее.
Государство в свое время решило, что в некоторых, как говорили раньше, отраслях народного хозяйства бизнесмены нагло обманывают государство, скрывая доходы. Просто до неприличного. И тогда чиновники пришли к выводу, что лучше с таких предпринимателей получать фиксированные взносы. Так появился своеобразный налог, на который не влияет доход бизнесмена или его расходы. Неважно, сколько зарабатывает человек, важно сколько у него работает сотрудников или какую площадь занимает его магазин. Достаточно арендовать помещение и предприниматель автоматически начинает платить ЕНВД. Кроме того, нужно ежеквартально подавать декларацию.
За что платим?
Ставка единого налога составляет 15 процентов от величины вмененного дохода. Уплата вмененки заменяет практически все налоги:
- налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности),
- налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности)
- единого социального налога (как с доходов предпринимателя, так и с зарплаты персонала).
Однако даже при уплате вмененки предприниматель будет платить 150 рублей в месяц в пенсионный фонд за себя, отчисления в пенсионный фонд с фонда оплаты труда (14 процентов) и налог на доходы с жалования своего персонала (13 процентов).
Прямых аналогов нашей «вмененки» в мире не существует. Но очень похожие системы налогообложения есть в Венгрии, Греции, Испании. Наиболее близкие к российскому ЕНВД налоговые режимы для малого бизнеса в Испании и Греции.
Так, например, в Греции «вмененку» платят представители вольных профессий: врачи, имеющие частную практику, нотариусы, адвокаты. Для каждого рода занятий установлена фиксированная сумма ежемесячного платежа. Она заменяет все налоги. Отчитываться, то есть подавать декларацию, не нужно. Достаточно направить в налоговую службу письмо, о том, что человек занимается частной практикой и со следующего месяца можно платить фиксированный налог. Кстати, отнюдь не маленький. В зависимости от вида деятельности он может достигать тысячи евро в месяц.
В Испании вмененная система разработана для мелких фирм в основном из сферы обслуживания. Например, для ресторанов, прачечных, таксопарков, мелких магазинов, парикмахерских, ремонтных мастерских. Правда, испанское правительство вводило такой не налог не для того, чтобы обеспечить бюджет бесперебойным финансированием, а для того, чтобы облегчить жизнь самим бизнесменам. Ведь учет в этих отраслях очень сложный. А идея вмененного дохода - разработать методику определения уровня доходов таких предприятий с помощью косвенных признаков: потребление электроэнергии, площадь помещений, количество наемных работников и др. Чтобы оцененный доход был близок к реальному, проводится большое количество исследований. Мелкие компании Испании довольны такой системой фиксированного дохода, так как предпринимателя не заставляют вести бухгалтерский учет, и, заплатив фиксированную сумму, он чист перед законом.
Но есть одно очень важное отличие нашего ЕНВД от европейского. И заключается в том, что предприниматели Греции и Испании могут выбирать, платить им фиксированный налог или вести обычный учет. Чувствуете разницу? У нас ничего выбирать нельзя. А там, кстати, практика показывает, что многие бизнесмены, первоначально выбравшие вмененку, потом предпочитают возвращаться к обычной системе налогообложения. Это происходит из-за того, что владельцы и менеджеры фирм хотят вести нормальный бухгалтерский учет, чтобы более четко контролировать и планировать свои доходы и расходы.
В других странах ничего похожего нет. Но концепция вмененного дохода служит одним из инструментов для выявления сокрытых доходов. Так, в США налоговые инспекторы имеют право использовать косвенные методы оценки доходов фирм в случае, если у налоговики обнаружат нарушения в учете при проверке.
Единый налог на вменный доход трудно назвать справедливым. Два индивидуальных предпринимателя, владеющие двумя небольшими магазинами с одинаковым ассортиментов товаров и площадью торговых залов, должны платить одинаковые налоги. Даже в том случае, если оборот первого магазина в несколько раз выше, чем второго.
Например, если руководитель салона красоты представляет неправдоподобные отчеты, инспектор может проанализировать работу каждого мастера: сколько уходит препаратов, сколько стоит стрижка, сколько работник тратит времени и т.д. Потом налоговики делает выводы и начисляет налоги, основываясь на статистических данных и работе аналогичных предприятий. Или, например, если речь идет о прачечной, то берутся показатели электросчетчика, счетчика воды, данные о закупках стирального порошка. Если предприниматель не согласен с насчитанной суммой, он может обратиться в суд. Но там совсем другой подход к налогообложению и у чиновников, и у бизнесменов. У нас даже представить страшно, что налоговики могут считать налоги по их собственным представлениям о доходах фирмы…
Но вернемся в нашу незамысловатую реальность, где на «вмененку» всех переводят в обязательном порядке. И год от года государство повышает так называемую базовую доходность, которая влияет на сумму налога. Так, скажем, в 2004 году базовая доходность за 1 кв.м в розничном магазине была 1200 рублей. Следовательно, за 1 метр предприниматель в месяц платил 180 рублей налога (15%). В этом году чиновники решили, что благосостояние россиян выросло, и базовую доходность увеличили до 1800 рублей. То есть, почти на 50 процентов. Неужели, за год доходы вашего розничного магазина возросли на 50 процентов?! Кстати, инфляция за прошлый год составила 14 процентов. А реальные доходы подросли всего на 20 процентов. Отметим, что в следующем году доходность планируется увеличить до 2300 рублей.
Именно по этому предприниматели все чаще задумываются о том, как бы сэкономить тысячу другую на вмененке. И у некоторых это получается довольно неплохо.
Что такое коэффициенты?
Налоговый кодекс определяет размер базовой доходности, однако местные власти в региональных законах могут устанавливать специальные корректирующие коэффициенты. Они могут довольно существенно изменить базовую доходность. В частности, коэффициенты зависят от месторасположения торговой точки, или от ассортимента. Например, предприниматель, который торгует алкоголем заплатит больше, чем бизнесмен, торгующий мягкими игрушками.
Всего коэффициентов три. К1 – зависит от кадастровой стоимости земли. К2 – зависит от месторасположения и вида бизнеса, а также от ассортимента товаров и услуг. К3 – устанавливает правительство России и это индекс роста потребительских цен в нашей стране. На 2005 год коэффициент К3 установлен на уровне 1,104.
Кто во что…
Теперь мы подходим к самому важному, а именно, как платить меньше? Мне по долгу службы приходится не только предлагать способы сэкономить на ЕНВД, но и знакомиться с опытом предпринимателей. Который, кстати, многим может оказаться полезным.
Предприниматель Николай Пономаренко: «Я занимаюсь розницей уже лет десять и у меня четыре магазина в Калининграде. В каждом торговая площадь примерно 25 метров, то есть если бы я вменнку платил полностью, то каждый квартал мне пришлось бы отдавать государству 27 тысяч рублей (почти тысяча долларов). Поэтому, я вынужден искать варианты. Например, для трех магазинов я арендую площадь в торговом центре и там всего три стены. То есть, есть прилавок, и три стены для развешивания одежды. Там договор аренды заключен таким образом, что я арендую не площадь, а торговое место. Базовая доходность за торговое место 9000 рублей не зависимо от того, какую площадь занимает магазин или павильон. За все мои четыре точки базовая доходность составляет 63 000 рублей в месяц. А в квартал я плачу около 25 тысяч налогов, вместо 27 тысяч в месяц. В общем, экономлю 2/3. О лучшем можно только мечтать. Кстати, меня уже несколько раз проверяли налоговики и никаких особых претензий у них не было».
Кстати, действительно очень важно, что написано в договоре аренды помещения. Например, если вы арендуете магазин общей площадью 45 квадратных метров, при этом, торговый зал занимает всего 15 метров, то платить нужно только с 15-ти. Однако если в договоре аренды не будет оговорен размер торгового зала, то налоговики заставят платить налог со всей площади. Причем, у них есть для этого вполне законные основания.
Что такое торговый зал?
В Налоговом кодексе сказано, что при розничной торговле вменнку нужно платить с площади торгового зала. Однако работники Федеральной налоговой службы и Минфина исписали ни одну пачку бумагу, чтобы объяснить предпринимателям и своим подчиненным в районных инспекциях что же такое торговый зал. Итак, по мнению чиновников это все помещения, которые использует налогоплательщик для обслуживания посетителей. Иными словами, это все помещения, в которые покупатель имеет доступ, включая витрины и прилавки, примерочные и т.д.
Иногда, платить меньше предпринимателям помогает то, что они занимаются сразу несколькими видами деятельности. Об одном из таких вариантов нам рассказал владелец свадебного салона Сергей.
- В нашем салоне мы занимаемся продажей и прокатом свадебных платьев. Но розничную торговлю мы вообще не показываем. Во-первых, платья у нас покупают очень редко. Во-вторых, за розничную торговлю нужно платить с площади, а за прокат с количества работающих. Поскольку у меня работников нет, кроме меня самого и жены, которая официально не оформлена, то базовая доходность у меня всего 7 000 тысяч рублей в месяц. А так мне пришлось бы платить с 45 метров. Разница огромная. Кстати, когда кто-то приобретает у нас платье, мы оформляем это как прокат, а потом просто списываем. В общем, по документам у нас никакой торговли – только прокат».
Платить вмененку выгодно высокорентабельным предприятиям, у которых большой оборот и мало расходов. Остальным же постоянно нужно думать о том, как минимизировать свои налоговые платежи. Ведь налоги одинаковы для всех, в том числе и для тех, кто только начал свой бизнес и не успел еще раскрутиться.
Стоит сказать, что проще всего минимизировать вмененку тем бизнесменам, которые занимаются оказанием услуг. Дело в том, что они платят не с занимаемой площади, а с количества работающих. Скрывать реальное число подчиненных нашим бизнесменам не привыкать. А когда на этом можно прилично сэкономить… В общем, не стоит с каждым сотрудником сразу заключать трудовой договор.
Кстати, есть вариант, когда сотрудники будут оформлены официально, но платить за них вмененку не придется. Речь идет о том, что своих подчиненных нужно также зарегистрировать как предпринимателей. Например, бизнесмен владеет видеопрокатом (это бытовые услуги). Базовая доходность установлена на уровне 7 000 рублей с количества работающих, включая самого индивидуального предпринимателя. И если, скажем, в прокате работает два продавца, то базовая доходность в месяц составит 21 000 рублей. Следовательно, в квартал предпринимателю придется заплатить 9450 рублей налога (21000*3=63000*15%).
Теперь представим, что у сотрудников проката зарплата составляет 10 000 рублей. Предприниматель-руководитель заключает с предпринимателями-работниками договоры на оказание различных услуг. Сами по себе предприниматели-работники не оказывают бытовые услуги населению (они оказывают услуги предпринимателю-руководителю), а, значит, не являются плательщиками вмененки. Они могут перейти на упрощенную систему налогообложения и платить 6% со своей зарплаты. Таким образом, за квартал предприниматель заплатит всего 6750 рублей (21000*15%=3150 + 60000 *6% = 3600). То есть, бизнесмен сэкономит 30% налогов, а его сотрудники не потеряют трудовой стаж.
Еще один интересный пример минимизации рассказала предпринимательница Светлана Голованова, которая владеет магазином товаров для автомобилей:
- В своей магазине я торгую самыми разными товарами для машин, в том числе и моторным маслом. Масло относится к горюче-смазочным материалам и по закону торговля ГСМ не подпадает под вмененку. Поэтому за продажу масла я плачу налоги по УСН. Получается, что в одном магазине я осуществляю деятельность, часть которой облагается вмененкой, а другая часть не облагается. Возникло два вопроса. Первый – как все это пробивать по кассе. Для ЕНВД, конечно, все равно какая выручка, но по упрощенке-то нужно платить с оборота, а, значит, выручка имеет значение. Этот вопрос решили в центре обслуживания ККТ. Мастер настроил аппарат так, что я пробиваю разные товары по разным отделам. Второй вопрос возник с площадью. Ведь вмененка зависит от размера торгового зала, но для деятельности облагаемой ЕНВД я использую не весь магазин. В итоге, мне пришлось заключить с собственником два договора аренды одного магазина. Площадь я поделила пропорционально получаемым доходам от продажи ГСМ и другой продукции. В итоге на вменнку в моем 25-ти метровом магазине приходится всего 6 метров. С них и плачу».
Война понятий
Но даже если вы не занимаетесь прокатом и не торгуете моторным маслом, у вас все равно есть шанс сэкономить пару тысяч на налогах. К примеру, один предприниматель, который владеет небольшим продуктовым павильоном рядом с остановкой общественного транспорта, так увлекся минимизацией, что внутри магазина выстроил стеклянные стены. Прозрачные перегородки были зарегистрированы в Бюро технической инвентаризации. Получилось, что человек заходит в магазин и видит перед собой глухую витрину и окошко для отпуска товаров. Предприниматель в этом случае платит вмененку только с той площади, на которой может находиться покупатель, то есть все с нескольких метров.
Если строить желания нет, то можно «поиграть» с договором аренды. Скажем, если площадь магазина очень большая, то можно заключить договор аренды только торгового места (базовая доходность 9 000 рублей в месяц). Остальную площадь можно обозначить в договоре, как выставочную.
Некоторые предприниматели просто ставят в договор заведомо меньшую площадь. Ведь, если вы арендуете помещение, то налоговики располагают лишь арендным соглашением, а документы о собственности они не видят. Значит, проверить реальную площадь не могут. В тоже время, в регионах очень часто возникают случаи, когда налоговики, вооружившись рулеткой, приходят в магазины и начинают обмерять площадь торгового зала.
Однако даже если инспектор в ходе проверки обмеряет ваш магазин, результаты его трудов можно легко оспорить в суде. Ни в одном документе, ни в одном законе не закреплено право налоговиков заниматься замером площади магазинов. Единственный орган, который имеет на это право – Бюро технической инвентаризации. Иными словами, если инспектор хочет получить информацию о реальной площади магазина, то он должен сделать официальный запрос. должен сделать официальный запрос. Но БТИ отвечает налоговикам неохотно, поэтому они вынуждены сами проводить замеры, заведомо зная, что это незаконно. Правда, если предприниматель результаты проверки не оспорит, то придется платит «по данным налогового органа». На это и рассчитывают инспекторы…
Другие бизнесмены предпочитают воевать с налоговиками, используя неточные формулировки закона. В частности, платить ЕНВД нужно с площади торгового зала. Но, как правило, в магазинах есть и другие помещения: склад, комната отдыха персонала и т.д. Но если, например, в магазине склада нет, то товар хранится в торговом зале. Получается, что с площади используемой для хранения платить вмененку не нужно.
Предприниматели этим пользуются и выставляют товар в магазине, говоря налоговикам, что он не продается, а хранится. В этом случае нужно просто убрать с товара ценники. На случай же проверки милиции, которая проверяет как раз правильность оформления ценников, лучше заранее подготовить прайс-лист заверенный подписью и печатью фирмы или предпринимателя. Тогда с площади, где якобы хранится товар, платить не придется и придирок к ценникам не будет.
Юрист Виталий Механтьев предлагает бизнесменам еще один способ минимизации, который подходит тем, кто занимается продажей крупных вещей (мебель, техника и т.д.).
- Например, вы торгуете мебелью и у вас есть большой магазин. Как правило, мебель людям доставляют на дом. Другими словами, они выбирают товар, делают заказ и после этого получают свою вещь. Примерна такая же ситуация и с бытовой техникой, и с другими крупными вещами. Так вот суть схемы состоит в том, чтобы не осуществлять торговлю в магазине. Единым налогом на вменный доход облагается розничная торговля. Само понятие розничной торговли предполагает факт передачи денег в замен на товар. А подтверждается это кассовым чеком.
Если убрать из магазина кассовые аппараты, то получается что торговли в магазине фактически нет. Кассу можно поставить в офисе. Порядок работы будет таким: покупатель выбирает товар, делает заказ и получает документ (например квитанцию). Он также может сделать небольшую предоплату, то есть выдать аванс. Сама по себе выдача задатка не будет договором розничной купли-продажи, а будет лишь гарантией его заключения. После этого в офисе вы выбиваете чек на полную сумму, отдаете его сотруднику фирмы, который отвечает за доставку. Он отвозит товар покупателю, забирает деньги и отдает чек. В этом случае, даже имея торговый зал площадью 100 м. вы будете платить за торговое место, как это и положено при развозной торговле.
При использовании такой схемы, нужно учесть одну очень важную деталь. В договоре аренды нужно избегать таких формулировок как «торговая площадь» и «магазин». Лучше заменить их словами «выставочный зал». Также лучше избавиться от «продавцов», заменив их «консультантами».
И последнее. В законе есть только один способ «честно» сэкономить на вмененке. Им часто пользуются те, кому не подходят другие варианты. Так, квартальную сумму ЕНВД можно уменьшать на отчисления в пенсионный фонд с зарплаты сотрудников, а также на сумму выплаченных за счет фирмы пособий по временной не трудоспособности. Что это дает? А то, что можно принять на работу сотрудника с зарплатой, скажем, 10 тысяч рублей. Например, этим сотрудником будет близкий родственник.
Человек покупает себе больничный, благо сейчас это недорого и можно оформить бюллетень в любой поликлинике. Работник как бы болеет, а фирма как бы компенсирует ему больничный лист за свой счет. В этом случае, на полную сумму выплаченных пособий по временной нетрудоспособности можно уменьшить ЕНВД.
Правда, стоит отметить, что Минфин давно уже положил глаз на эту лазейку и при удобном случае, когда будут вносить поправки в Налоговый кодекс, скорее всего и эту норму изменят. Но пока можно пользоваться.
Подведем итог. Чтобы сэкономить на вмененке нужно скрывать площадь, прятать сотрудников, строить перегородки. Другими словами, «физические показатели», от которых и зависит конечная сумма налога, должны бесследно исчезать. И тогда, возможно, нашим бизнесменам удастся опровергнуть закон Ломоносова-Лувуазье…
Начать дискуссию