Госзакупки

Формирование и выполнение государственных (муниципальных) заданий: грядущие изменения и проблемы

Минфином России планируется внесение изменений и дополнений в ряд нормативно-правовых актов, регулирующих формирование и выполнение государственных (муниципальных) заданий. О грядущих преобразованиях и проблемах сегодняшнего дня рассказывает наш эксперт.

Минфином России планируется внесение изменений и дополнений в ряд нормативно-правовых актов, регулирующих формирование и выполнение государственных (муниципальных) заданий. О грядущих преобразованиях и проблемах сегодняшнего дня рассказывает наш эксперт.

- По каким критериям рекомендуется оценивать выполнение госзадания? Зависит ли это от отраслевой принадлежности учреждения?

Мы рекомендуем предусматривать как количественные, так и качественные критерии оценки выполнения госзадания. Хотя Бюджетным кодексом РФ установлена обязательность только в отношении количественных показателей (в рамках услуг), а качественные – дело добровольное.

Качественные показатели свидетельствуют о том, что учредитель четко понимает специфику и механизм реализации госуслуг. И выстроенная система госзаданий готова отреагировать на повышение уровня их качества.

Но главное – без качественных показателей невозможно оценить выполнение работ. Количественные критерии, например, сколько раз в сутки должна выехать на вызовы больных скорая помощь, здесь неуместны. К подобным ситуациям относится подготовка экспозиции, комплектование книгами библиотек и пр.

В каждой отрасли, безусловно, разрабатываются специфические оценки выполнения госзаданий. Так, в отношении работы службы скорой помощи можно разработать стандарт времени выезда на вызов, осмотра больного и пр. И по факту соответствия выполненных работ стандартам оценивать качество. В спортивной сфере критериями могут быть – уровень подготовки спортсменов (завоевание ими первых мест на соревнованиях) и количество привлеченных новичков. В сфере образования – перечень специальностей, по которым производится обучение и т. д.

Без знания отраслевой специфики невозможно сформировать грамотное госзадание и, соответственно, критерии оценки его выполнения.

- Каков порядок составления и представления отчетных форм по факту выполнения госзадания?

В данном случае мы можем говорить только про федеральные учреждения. Учреждения, подведомственные субъектам РФ и муниципальным образованиям, могут воспользоваться Методическими рекомендациями, согласно которым – разработать собственные формы отчетности.

Форма госзадания, установленная Постановлением № 6712, содержит раздел о порядке представления отчетности и проведения контроля.

И, как показывает практика, большинством учреждений отчет по факту выполнения заданий осуществляется раз в год. Однако такая система – неправильная. Выполнение госзадания нужно мониторить постоянно, с такой оперативностью, чтобы можно было легко вмешаться в процесс и откорректировать задание согласно реальному положению дел. Если этого не делать, то может случиться, например, что IV квартал закончился, субсидия до конца не израсходована (а истребовать ее у учреждения по закону нельзя) и работы (услуги), утвержденные в задании, не выполнены.

Если бы учредитель отследил выполнение задания раньше, его можно было бы уменьшить и, соответственно, снизить субсидию. Но когда год уже закрыт, никаких мер воздействия на ситуацию у учредителя нет. Так же как нет административной ответственности за неэффективное расходование средств субсидий. В связи с этим сейчас вносятся соответствующие изменения в законодательство.

Отчетность – очень важный вопрос.

Она позволяет эффективно управлять деятельностью учреждения, анализировать происходящее, перенаправлять информацию высшим органам власти, правительству, местным администрациям и своевременно включаться в процесс.

- Возможно ли перевыполнение госзадания? И на что можно направить сэкономленные средства?

Перевыполнение госзадания – это нонсенс. И свидетельствует о неграмотном планировании объема показателей. Невозможно выделить учреждению дополнительные средства в середине финансового года, если утвержден бюджет, в котором предусмотрены определенные обязательства. Чтобы увеличить размер субсидии, потребуется новый финансовый источник либо придется сократить расходы, направленные на другие цели. Речь может идти только об увеличении задания. При этом, если у учреждения в результате эффективной экономии возникли «свободные средства» (т. е. часть от субсидии), оно может распорядиться ими самостоятельно, в соответствии с целями, ради которых оно создано. Средства можно направить на премии сотрудникам, купить оборудование или отложить на будущее.

- Каким образом можно вносить корректировки в госзадание?

В 2012 г. внесено уточнение в Постановление № 671, касающееся корректировки задания. Принцип такой: если в середине года учредитель решил уточнить задание, уменьшить или увеличить, то он должен оформить новое задание. Оно будет с тем же номером, но показатели изменятся. Допустим, был количественный показатель 3, его увеличивают на 2. В новом задании показатель будет не 3 + 2, а 5.

Анализировать задание станет легче, не надо поднимать всю его историю.

Задание можно будет дополнить новым показателем (допустим, у учреждения появились полномочия на оказание иной услуги) либо, наоборот, уменьшить. Например, у учредителя возникло еще одно подведомственное учреждение и часть услуг можно перераспределить. При уменьшении объема услуг уменьшается субсидия, при увеличении – увеличивается, а не просто так: дали – выполняй, а деньги потом как-нибудь.

- Какой должна быть взаимоувязка задания и плана финансовохозяйственной деятельности?

Увязка плана финансово-хозяйственной деятельности и задания обязательна, прежде всего, с точки зрения финансового обеспечения и расходования средств. Средства субсидий на госзадание, на иные цели, капитальные вложения, которые выделяются общей суммой, и поступления от приносящей доход деятельности распределяются в плане согласно статьям доходов и расходов. При этом целевые субсидии нельзя разбивать и направлять на расходы, которые не согласованы с учредителем.

В 2013 г. внесены изменения в Приказ № 81н. Согласно им уточняется положение о порядке определения объемов выплат, связанных с выполнением госзадания, при принятии органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, решения о раздельном формировании плановых показателей по указанным выплатам.

То есть при определении направления расходов можно не придерживаться нормативов, которые использовались при расчете субсидии на госзадание, а действовать в пределах ее общей суммы. Например, субсидия составляет 100 руб., а согласно нормативу затрат зарплата сотрудника – 20 руб. Учредитель в пределах общей суммы – 100 руб. – может уменьшить другие нормативы (за счет энергоэффективности, более дешевых подрядчиков и пр.) и повысить зарплату либо установить премию.

Так мы отходим от жесткой привязки средств субсидий к определенным статьям расходов (как в бюджетных сметах). У учреждений расширяется финансово-экономическая самостоятельность, и их нельзя будет безапелляционно привлечь к нецелевому расходованию бюджетных средств.

- Почему при выполнении одинаковых услуг в разных регионах критерии оценки качества разнятся?

Одноименные услуги – большая проблема. Сейчас распространена ситуация, когда одна и та же услуга, оказанная в различных регионах учреждениями сходной спецификации, формулируется по-разному, т. е. у нас нет единых стандартов. В связи с этим встал вопрос о необходимости создания единого перечня услуг (работ), над которым работает межведомственная группа при Минфине России.

Норма о том, что формирование задания осуществляется на основании ведомственных перечней, будет сохранена. Однако данные перечни станут составляться в соответствии с единым сводным реестром государственных (муниципальных) услуг, который будет создаваться согласно базовым отраслевым перечням. Порядок введения и формирования единых перечней будет определяться Правительством РФ, а за Минфином закрепится полномочие их вести.

В результате совместной работы Минфина, Минспорта, Минздрава, Минкультуры, Миноброны создано четыре таких перечня. Их логика такова: наименование услуги (работы), установленное в нормативном акте (стандарте, положении) сохраняется на всех уровнях публично-правовых образований. Возможна детализация услуг (работ) в зависимости от возможностей и специфики учреждений (например, обучение определенным видам спорта для инвалидов по зрению проводится только на муниципальном уровне). Перечни будут постоянным ресурсом нашего сайта.

Базовые (отраслевые) перечни содержат закрытый перечень услуг (работ), оказываемых (выполняемых) учреждениями в соответствии с установленным объемом полномочий соответствующего публично-правового образования в конкретных сферах (образование, здравоохранение, физкультура и спорт, культура, соцзащита, транспорт и пр.). Сводный перечень детализируется справочниками: «Характеристика услуги/работы», «Форма предоставления», «Категория потребителей», «Единицы измерения показателя объема услуги или работы». Ведомственные перечни содержат те же показатели, что и сводный, а справочники являются основой для формирования конкретных показателей задания. Как будут отражаться услуги в перечнях, видно на примере:

  • базовый перечень – наименование услуги: «Реализация основных общеобразовательных программ дошкольного образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом»; уровень полномочия – региональный, муниципальный;
  • сводный перечень – наименование: «Реализация основных общеобразовательных программ дошкольного образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом»; уровень полномочия – региональный, муниципальный; характеристика услуги (справочник) – в группах общеразвивающей направленности, компенсирующей и комбинированной направленности; форма предоставления (справочник) – в режиме полного дня, продленного дня и кратковременного пребывания; категория потребителей (справочник) – физические лица в возрасте: от 2 мес. до 1,5 лет, от 1,5 до 3 лет, от 3 до 5 лет, без ограниченных возможностей здоровья, с ограниченными возможностями здоровья; единицы измерения показателя объема услуги (работы) (справочник) – число воспитанников, количество класс-комплектов.
  • ведомственный перечень – наименование – «Реализация основных общеобразовательных программ дошкольного образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом»; уровень полномочия – муниципальный; характеристика услуги – в группах общеразвивающей направленности, форма предоставления – в режиме продленного дня; категория потребителей – физические лица от 1,5 до 3 лет, от 3 до 5 лет, без ограниченных возможностей здоровья; единицы измерения показателя объема услуги (работы) (справочник) – число воспитанников.

Источник: электронная система «Госфинансы»

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию