Налог на рекламу

Реклама и налоги

Осень – традиционное время проведения ярмарок, выставок, распродаж и других рекламных акций. Участие в них позволяет фирмам расширить рынок сбыта, найти новых деловых партнеров, заключить договоры на очередной финансовый год. Для бухгалтера любое рекламное мероприятие – это в первую очередь затраты, которые надо правильно учесть и отразить в отчетности. О специфике рекламных расходов и пойдет речь в предлагаемой статье.

Л. Бойко, старший эксперт компании ПРАВОВЕСТ

Осень – традиционное время проведения ярмарок, выставок, распродаж и других рекламных акций. Участие в них позволяет фирмам расширить рынок сбыта, найти новых деловых партнеров, заключить договоры на очередной финансовый год. Для бухгалтера любое рекламное мероприятие – это в первую очередь затраты, которые надо правильно учесть и отразить в отчетности. О специфике рекламных расходов и пойдет речь в предлагаемой статье.

Для начала напомним, что реклама – это информация, которая создает и поддерживает интерес к продукции фирмы, ее идеям и начинаниям (ст. 2 Закона от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе»). Несмотря на то что формы распространения такой информации могут быть самыми разными, все они преследуют единую цель – способствовать реализации товаров (работ, услуг) как можно большему количеству потребителей.

Несколько слов об учете

В бухгалтерском учете затраты на рекламу включаются в состав коммерческих расходов (п. 5, 7 ПБУ 10/99). В зависимости от вида деятельности предприятия они учитываются либо по дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы», либо по дебету счета 44 «Расходы на продажу». Рекламные расходы не нормируются и полностью включаются в издержки того периода, к которому относятся. В конце месяца их сумма переносится на себестоимость реализованных товаров. Основанием для этого являются договоры на выполнение рекламных работ (услуг), акты приема-передачи, счета-фактуры исполнителя и документы, подтверждающие факт размещения рекламы (справка с телевидения, экземпляр печатного издания и т. д.).

В налоговом учете затраты на рекламу относятся к прочим расходам и делятся на нормируемые и ненормируемые (подп. 28 п. 1, п. 4 ст. 264 НК РФ). Без ограничений налогооблагаемую прибыль уменьшают расходы:

  • на рекламные мероприятия через СМИ (в том числе объявления в печати, передачи по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;
  • на световую и другую наружную рекламу (включая изготовление рекламных стендов и щитов);
  • на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, а также на уценку товаров, потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

В пределах норматива (1 процент от выручки) учитываются затраты на приобретение (изготовление) призов, которые вручаются победителям во время массовых рекламных кампаний, а также другие виды рекламных расходов, не поименованные в абзацах 2 – 4 пункта 4 статьи 264 Налогового кодекса.

Определяя величину норматива, бухгалтер должен учитывать выручку от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав без НДС и акцизов (письмо Минфина России от 7 июня 2005 г. № 03-03-01-04/1/310). Сумма рекламных расходов, превышающая предельную норму, при налогообложении не учитывается (п. 44 ст. 270 НК РФ).

Если фирма рассчитывает налог на прибыль методом начисления, то расходы на рекламу признаются в том отчетном периоде, в котором они возникают исходя из условий сделки (ст. 272 НК РФ). Если используется кассовый метод, расходы учитываются после их фактической оплаты (ст. 273 НК РФ).

НДС по нормируемым расходам принимается к вычету в той части, которая соответствует нормативу (п. 7 ст. 171 НК РФ). Причем если затраты относятся к нескольким отчетным периодам, то величину норматива нужно определять нарастающим итогом с начала года. Суммы НДС по сверхнормативным расходам к вычету не принимаются. Не включаются они и в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль (п. 49 ст. 270 НК РФ). По мнению Минфина, «сверхнормативный» НДС не соответствует критериям, перечисленным в статье 252 Налогового кодекса, а следовательно, исключать его из налоговой базы нельзя (письмо от 11 ноября 2004 г. № 03-04-11/201). В бухгалтерском учете эти суммы списывают с кредита счета 19 в дебет счетов 26 или 44. При этом возникает постоянная разница, которая влечет за собой постоянное налоговое обязательство (п. 4 ПБУ 18/02).

Подарок подарку рознь

Одним из самых распространенных видов рекламы является раздача подарков покупателям. Она практикуется не только производителями, но и предприятиями торговли. Суть рекламной акции сводится к тому, что покупатель определенного товара получает от продавца какой-либо сувенир.

Приказом руководителя раздача подарков оформляется как рекламная кампания. И вот тут фирму ждут неприятности. Ведь реализация товаров на безвозмездной основе облагается НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). А поскольку передача товаров в рекламных целях носит безвозмездный характер, у фирмы возникает объект обложения этим налогом (письмо МНС РФ от 5 июля 2004 г. № 03-1-08/ 1484/18(a)). Такого же мнения придерживаются и в Минфине (письма от 31 марта 2004 г. № 04-03-11/52 и от 28 марта 2005 г. № 03-04-11/66).

Налоговая база по НДС в отношении безвозмездно переданных товаров определяется исходя из рыночных цен. При налогообложении прибыли стоимость такого имущества и расходы, связанные с безвозмездной передачей, не учитываются (п. 16 ст. 270 НК РФ). Вместе с тем условия рекламной кампании могут предусматривать вручение образцов продукции потенциальным покупателям. Обосновать такую акцию можно продвижением товаров на новые рынки сбыта и предварительным ознакомлением потребителей с их свойствами. Если передаваемые изделия не являются наградой за победу в рекламных конкурсах, то затраты, связанные с их производством или приобретением, следует рассматривать как расходы на рекламу (письмо МНС РФ от 24 марта 2004 г. № 02-3-07/ 41(a)). При расчете налога на прибыль их можно учитывать в пределах 1 процента от выручки (письмо Минфина России от 26 ноября 2004 г. № 03-04-11/211).

Еще одна проблема, которая может возникнуть в ходе рекламной акции, связана с налогом на доходы физлиц. Дело в том, что подарки стоимостью более 2000 рублей облагаются НДФЛ (п. 28 ст. 217 НК РФ). Поскольку человек получает доход в натуральной форме, фирма – организатор рекламной кампании не может (и не должна) удерживать с него налог. Однако в течение месяца после вручения подарка она обязана сообщить об этом в налоговую инспекцию (п. 5 ст. 226 НК РФ). А к 1 апреля следующего года сведения о получателе подарка придется включить в справку по форме № 2-НДФЛ (п. 2 ст. 230 НК РФ).

Единым социальным налогом, а значит, и пенсионными взносами, подарки не облагаются (письмо Минфина России от 20 февраля 2002 г. № 04-04-04/24).

Промоакции

Промоакцией называется рекламное мероприятие, в ходе которого потенциальным покупателям предлагается продегустировать реализуемую продукцию. Расходы на проведение промоакций тоже носят рекламный характер и учитываются при определении налогооблагаемой прибыли. По мнению налоговых органов, включать такие затраты в расчет нужно в пределах норматива. Однако многие специалисты считают, что применение норматива зависит от того, где проводится такое мероприятие. Если промоакция организована в рамках выставки (ярмарки), то затраты списываются в полном объеме (расходы, связанные с участием в выставках (ярмарках), не нормируются). Если же это мероприятие проводится, скажем, в торговом зале розничного магазина, то расходы принимаются в пределах норм.

Естественно, все издержки должны быть документально подтверждены. Кроме того, у организатора промоакции возникает объект обложения НДС – безвозмездная передача права собственности на товары. Объекта обложения НДФЛ нет, поскольку доходы посетителей обезличены.

Сувениры на выставках

Очень часто на выставках или во время рекламных кампаний фирмы раздают посетителям сувенирную продукцию. Если эти сувениры содержат символику организации (ее наименование, адреса, контактные телефоны), а также виды осуществляемой деятельности, то они считаются носителями рекламной информации.

Передачу сувенирной продукции (авторучек, листовок, буклетов и др.) в ходе проведения рекламных акций следует рассматривать как безвозмездную реализацию, а значит, нужно начислять НДС (письма Минфина России от 25 ноября 2004 г. № 03-04-11/209, от 26 ноября 2004 г. № 03-04-11/211).

Если организация раздает сувениры, которые не несут никакой рекламной информации, то расходы на их приобретение при налогообложении прибыли не учитываются (п. 16 ст. 270 НК РФ).

Печатная продукция

Еще одним популярным видом рекламы является бесплатное распространение печатной продукции. Бухгалтеру нужно иметь в виду, что в полном объеме Налоговый кодекс позволяет учитывать лишь расходы на изготовление рекламных брошюр и каталогов (п. 4 ст. 264 НК РФ). Если фирма распространяет другие виды печатной продукции (календари, листовки, буклеты и т. п.), такие затраты нормируются и принимаются в размере 1 процента от выручки.

При бесплатном распространении печатной продукции Минфин требует начислять НДС. Возникает вопрос об определении рыночной стоимости товаров согласно статье 40 Налогового кодекса. Учитывая, что в ходе рекламной акции фирма ничего не продает, упомянутая норма кодекса не позволяет определить рыночную цену листовок, буклетов и каталогов. Отсюда можно сделать вывод, что распространяемая печатная продукция не является товаром, а значит, нет и объекта обложения НДС. Но такой вывод скорее всего придется отстаивать в суде. Если организация к этому не готова, то, следуя доводам Минфина, налоговую базу по НДС бухгалтер должен определять исходя из фактических затрат на изготовление рекламной печатной продукции.

внимание

С 1 января 2006 года в перечень ненормируемых рекламных расходов дополнительно включены затраты, связанные с созданием товарных знаков и знаков обслуживания (Федеральный закон от 6 июня 2005 г. № 58-ФЗ).

мнение

Владимир Мещеряков, руководитель авторского коллектива книги «Годовой отчет–2005»:

«Замечу, что арбитражные суды не всегда разделяют эту позицию. Если передача товаров происходит в рамках рекламной кампании, а их стоимость включена в состав рекламных расходов, то судьи считают, что квалифицировать такую операцию как безвозмездную нельзя. В ряде судебных решений указано, что подобные сделки носят возмездный характер. Ведь покупатели получают подарки лишь в тех случаях, когда приобретают у фирмы товар, в цене которого стоимость подарка уже заложена (постановления ФАС Московского округа от 19 августа 2003 г. по делу № КА-А40/5796-03-П, от 13 января 2003 г. по делу № КА-А40/8381-02, ФАС Северо-Западного округа от 14 декабря 2004 г. по делу № А05-3624/04-22)».

внимание

С 1 января 2006 года от НДС будут освобождены операции по передаче товаров (работ, услуг), расходы на приобретение или создание которых не превышают 100 рублей (Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 119-ФЗ).

Начать дискуссию

Глава Минфина: изменения в налоговой системе сократят неравенство

Прогрессивное налогообложение коснется только тех, у кого высокие доходы. Для семей с двумя и более детьми предложат дополнительные вычеты по НДФЛ.

Курсы повышения
квалификации

21
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Цифра дня. Про обеды на работе

Аналитики выяснили, что в среднем работающие россияне тратят на один обед около 438,5 рублей.

Цифра дня. Про обеды на работе
Кадры

30% работодателей привлекают сотрудников на аутсорсе

Чаще всего внешних специалистов привлекают представители микробизнеса. Это позволяет большинству работодателей сосредоточиться на основной деятельности и не искать персонал в штат.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Полезные фишки в Excel, которые пригодятся каждому бухгалтеру

Собрали для вас полезные советы, которые помогут упростить и ускорить работу в программе Excel.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

У «Тинькофф Капитал» появился биржевой фонд для инвестиций в IT

Впервые на рынке «Тинькофф Капитал» запустил фонд, инвестирующий в акции публичных технологических компаний России.

Не будь мелочным! ЦБ запустил акцию по обмену железной мелочи на бумажные деньги

Банк России решил избавить россиян от железной мелочи. Он запустил акцию «Монетная неделя». Все желающие смогут принести мелочь в банк и без комиссии обменять ее на бумажные купюры или зачислить средства на свой счет.

Не будь мелочным! ЦБ запустил акцию по обмену железной мелочи на бумажные деньги
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

С сегодняшнего дня запретили вывозить отходы и лом драгоценных металлов

Правительство ввело временный запрет на вывоз отходов и лома драгметаллов с 20 мая по 20 ноября 2024 года.

ВЭД

Грузы из Китая будут доставлять без отсрочки платежа

Бизнес не сможет получить отсрочку оплаты за перевозимые по железной дороге грузы из Китая. Товары не отправят в РФ до тех пора, пока деньги не поступят в КНР.

ФНС утвердила порядок налогового мониторинга для операторов лотерей

Налоговики будут контролировать выплаты выигрышей, а также проверять данные физлиц, которые получили меньше 15 000 рублей от операторов лотерей.

Оплата больничных 2024: СФР утвердил порядок подачи электронных сведений и документов для назначения пособий

3 мая 2024 года вступил в силу приказ СФР от 12.01.2024 № 9. Он утвердил единые правила электронного направления в Соцфонд России данных, необходимых для назначения и выплаты пособий. Рассказываем об изменениях и порядке представления данных в отделения СФР.

Оплата больничных 2024: СФР утвердил порядок подачи электронных сведений и документов для назначения пособий

Кабмин выделит деньги на развитие сельских территорий

Жители сел смогут оформить льготные кредиты на благоустройство домов по ставке 5%. Государство компенсирует банкам разницу с рыночной ставкой.

📝 Амнистия за дробление, возможно, будет после декларирования всех подконтрольных компаний. Экономическая суть здесь важнее самих критериев, считает юрист

Добровольный механизм декларирования взаимосвязанных юридических лиц позволит властям определить, кто подпадет под амнистию.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Налоги на бизнес: принципы учета расходов и учет процентов

Разбираем принципы учета расходов для целей налогобложения прибыли и особенности учета процентов.

Налоги на бизнес: принципы учета расходов и учет процентов
УСН

На УСН скидка от поставщика влияет на учет дохода

Некоторые поставщики компаний и ИП на УСН предоставляют им скидки на товар за выполнение объема закупок в счет снижения дебиторской задолженности.

Если чек аннулировали: инструкция для бухгалтера

Чек — самый главный документ для заказчика: он позволяет принять оплату внештатному исполнителю на расходы. Однако бывают случаи, когда чек аннулирован — это может вызвать дополнительные трудности. В этой статье разбираем почему такое может произойти и что в этом случае делать заказчику.  

Если чек аннулировали: инструкция для бухгалтера

СПБ Банк подает обращение в OFAC для разблокировки иностранных активов

Обратившись в OFAC, инвесторы смогут получить индивидуальную лицензию, чтобы перевести замороженные активы в организации, которые не попали под санкции, и вернуть доступ к заблокированным иностранным бумагам.

Госдума хочет отправить многодетных матерей на досрочную пенсию

Депутаты собираются дать право женщинам с тремя детьми выходить на пенсию с 54 лет, а кто родил четыре ребенка — с 52 лет.

Бесплатно с Блокировка счетов по 115-ФЗ

Как банки проверяют бизнес + образцы ответов на запросы

Банкам поручено проверять клиентов и их операции по антиотмывочному закону 115-ФЗ. Компании и ИП могут получить в любой момент запрос о предоставлении документов и пояснений. В разных случаях требования разные. Рассказываем, что, когда и зачем вправе просить банк и как составить ответы, чтобы избежать блокировки счетов.

Как банки проверяют бизнес + образцы ответов на запросы

У судов может появиться информационная система по работе с коллективными исками

С помощью новой информационной системы коллективных исков потенциальные участники процесса смогут присоединиться к делу, а также следить за его ходом и действиями своих представителей.

Интересные материалы

Как учесть доменное имя сайта в качестве НМА

По ГК сайт является программным продуктом и относится к результатам интеллектуальной деятельности (п. 1 ст. 1225). При соответствии установленным признакам они выступают нематериальными активами.