С просроченными товарами сталкиваются практически все, кто торгует продовольствием. Кроме того, срок годности имеют парфюмерия, лекарства, бытовая химия и некоторые другие товары <1>. Следить за тем, чтобы на полках не было "просрочки", - прямая обязанность компании-продавца. Товары с истекшим сроком годности надо изъять из продажи <2>. При этом составляется акт о порче товаров (ТОРГ-15 или самостоятельно разработанная форма), в котором делается отметка об изъятии товаров из торгового зала. А вот что дальше с ними делать и как списать их стоимость?
ВАРИАНТ 1. Возвращаем товар поставщику
Такая возможность может быть предусмотрена договором с ним. Кроме того, есть обязательный выкуп, прямо предусмотренный законодательством, для просроченного хлеба и хлебобулочных изделий <3>. Их поставщик обязан принять назад, независимо от условий заключенного между вами договора.
С оформлением в учете такого возврата сложностей быть не должно. Проводите его как реализацию. Начисляете НДС, определяете выручку и в бухгалтерском, и в налоговом учете. Стоимость самих товаров списываете на расходы. И разумеется, имеете право получить от своего поставщика деньги за возвращенный ему товар.
ВАРИАНТ 2. Продаем просроченный товар для утилизации
При продаже товара для утилизации ваша организация именно продает его, но не для использования по прямому назначению и, как правило, по сниженной цене <4>. Часто просроченные продукты покупают на корм животным, некоторые фрукты - для переработки на джем либо для производства спирта или уксуса.
Не забудьте: в договоре надо указать, что этот товар не будет использован по прямому назначению (чтобы к вашей организации не было претензий в том, что она продает товар, который продавать нельзя).
Для учета же (как бухгалтерского, так и налогового) важно, что продажа для утилизации - это именно продажа. А значит, у вас есть выручка (хоть и небольшая) в бухгалтерском и налоговом учете, есть и база для начисления НДС. Поэтому, даже если вы продаете товары с убытком, у вас есть все основания:
- учесть покупную стоимость товаров в расходах. Причем как в бухгалтерском, так и в налоговом учете <5>;
- не восстанавливать НДС, принятый к вычету при покупке товаров. Ведь они использованы в облагаемых НДС операциях.
ВАРИАНТ 3. Уничтожаем товар
Если не получилось вернуть товар поставщику или продать на утилизацию, то придется его уничтожать. Уничтожение товара надо оформить актом, к примеру о списании по форме ТОРГ-16 или по самостоятельно разработанной форме <6>. Иногда для уничтожения привлекают специализированные организации.
Напоминаем руководителю
Если надо уничтожить товары, из-за которых может возникнуть опасность распространения заболеваний или отравления людей и животных (например, зараженное мясо), а также если есть опасность загрязнения окружающей среды, то акт уничтожения должен быть подписан и представителем Роспотребнадзора <6>.
А можно ли учесть стоимость уничтоженных товаров и расходы на их уничтожение при расчете налога на прибыль как прочие расходы <7>? Можно, ведь товары изначально покупались для продажи, то есть расходы связаны с "доходной" деятельностью. То, что товары пришлось уничтожить, - это обычные издержки торговли. Суды, кстати, с этим согласны <8>.
Минфин также считает, что и стоимость самих просроченных товаров, и затраты на их уничтожение можно учесть в налоговых расходах. В некоторых своих разъяснениях он оговаривает, что обязанность уничтожения просроченных товаров должна быть предусмотрена законодательно <9>. Однако необходимость утилизации или уничтожения прямо предусмотрена только для просроченных продуктов питания <10>. А из Писем самого Минфина видно, что он дает добро на учет в расходах затрат на уничтожение не только продуктов питания, но и иных товаров, которые нельзя использовать по истечении срока годности по прямому назначению <11>. К примеру, к таким товарам относятся:
- парфюмерно-косметическая продукция <12>;
- лекарства и расходные материалы медицинского назначения <13>;
- товары бытовой химии <14>.
Примечание. Как видим, финансовое ведомство достаточно лояльно относится к учету в налоговых расходах стоимости уничтожаемых товаров и затрат на такое уничтожение. Однако обратите внимание: это касается только случаев, когда товары уничтожаются:
- в связи с истечением срока их годности;
- именно той организацией, в собственности которой они были на момент истечения этого срока.
Если же товар стал просроченным, к примеру, у розничного магазина, а затем его выкупила обратно оптовая организация, это совсем другое дело. В этом случае проверяющие разрешат учесть в налоговых расходах только затраты на выкуп хлебобулочных изделий <15>. А вот для учета расходов на выкуп других товаров придется поспорить с инспекторами <16>.
Для уничтожения просроченных продуктов и учета их стоимости в расходах экспертиза не требуется. Минфин и Роспотребнадзор согласны с этим <17>. Но вот некоторые налоговые инспекции настаивают на такой экспертизе и отказываются без нее признавать обоснованность расходов на уничтожение. Правда, суды их, как правило, не поддерживают <18>.
Теперь что касается вычета НДС по списанным товарам. Минфин считает, что при уничтожении товаров с истекшим сроком годности вычет входного НДС по ним нужно восстановить. Ведь они не использовались для облагаемой НДС деятельности и выбыли по причинам, не связанным с реализацией <19>. Кстати, проверяющие против учета этого НДС и в "прибыльных" налоговых расходах.
Но с восстановлением НДС можно и нужно спорить. Уничтожение товаров является частью общей торговой деятельности, которая, в свою очередь, облагается НДС. Поэтому оснований для восстановления вычета нет. Если решитесь отстаивать вычет НДС по уничтоженным товарам, готовьтесь к спору с инспекторами. Знайте, что суды вас наверняка поддержат <20>.
Примечание. Кстати, совсем недавно Минфин разрешил производственным компаниям не восстанавливать НДС при уничтожении недоброкачественной продукции, если есть угроза возникновения и распространения заразных болезней животных. Он признал, что такое уничтожение необходимо для обеспечения безопасности производства и реализации доброкачественной продукции <21>.
* * *
Иногда проблему просроченных товаров собственники фирмы или ее руководители хотят решить за счет рядовых работников - продавцов торгового зала:
<или> заставляют продавцов "покупать" залежавшийся товар, то есть удерживают из их зарплаты стоимость просроченных товаров;
<или> штрафуют продавцов.
Знайте, что подобные методы незаконны. Организация может взыскать с работников ущерб, причиненный по их вине <22>. Однако в том, что товар стал просроченным, вряд ли виноват кто-то из продавцов. А значит, взыскивать с работников торгового зала ущерб в виде стоимости просроченных товаров неправильно.
Рассказываем руководителю
Продавцов, которые вовремя не убрали товар с истекшим сроком годности из торгового зала, можно лишить премии или ее части. Но снизить из-за этого зарплату нельзя.
Поэтому, если директор принесет вам приказ о взыскании с продавца стоимости просроченного товара (путем удержания ее из зарплаты), сразу предупредите руководителя о том, что в дальнейшем могут быть проблемы с трудинспекцией. Причем чем больше штраф или сумма взыскиваемой стоимости товара, тем больше вероятность, что продавцы захотят пожаловаться.
-------------------------------
- <1> п. 1 ст. 472, ст. 473 ГК РФ; Перечень товаров, которые по истечении срока годности считаются непригодными для использования по назначению, утв. Постановлением Правительства от 16.06.97 N 720; ст. 16 Закона от 22.06.98 N 86-ФЗ
- <2> п. 5 ст. 5 Закона от 07.02.92 N 2300-1
- <3> п. 3.11.8 СанПиН 2.3.4.545-96
- <4> ст. 1 Закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ
- <5> п. 5 ПБУ 10/99; п. 1 ст. 252 НК РФ
- <6> п. 17 Положения, утв. Постановлением Правительства от 29.09.97 N 1263
- <7> подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ
- <8> Постановление ФАС УО от 24.08.2011 N Ф09-5075/11
- <9> Письма Минфина от 10.09.2012 N 03-03-06/1/477, от 15.09.2011 N 03-03-06/1/553
- <10> ст. 25 Закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ
- <11> Письма Минфина от 05.03.2011 N 03-03-06/1/121, от 24.12.2010 N 03-03-06/1/805; п. 18 Положения, утв. Постановлением Правительства от 29.09.97 N 1263
- <12> Письма Минфина от 20.12.2012 N 03-03-06/1/711; ФНС от 16.07.2009 N 3-2-09/139
- <13> Письмо Минфина от 26.06.2013 N 03-03-06/1/24154
- <14> Письмо ФНС от 16.07.2009 N 3-2-09/139
- <15> Письма Минфина от 19.10.2012 N 03-03-06/1/561, от 06.11.2012 N 03-03-06/1/573
- <16> подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ; Постановление ФАС МО от 03.04.2012 N А40-44303/11-116-125
- <17> Письма Роспотребнадзора от 17.08.2006 N 0100/8881-06-32; Минфина от 06.11.2012 N 03-03-06/1/573
- <18> Постановления ФАС МО от 19.03.2013 N 09АП-29791/2012-АК; ФАС УО от 24.08.2011 N Ф09-5075/11
- <19> Письмо Минфина от 04.07.2011 N 03-03-06/1/387
- <20> Решение ВАС от 19.05.2011 N 3943/11
- <21> Письмо Минфина от 23.08.2013 N 03-07-11/34617
- <22> ст. 248 ТК РФ
Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" N 18, 2013
Комментарии
1Цитата:
"Теперь что касается вычета НДС по списанным товарам. Минфин считает, что при уничтожении товаров с истекшим сроком годности вычет входного НДС по ним нужно восстановить. Ведь они не использовались для облагаемой НДС деятельности и выбыли по причинам, не связанным с реализацией "
Ну и где логика в минфиновских мнениях? Для прибыли в расходах учесть можно, а возмещать НДС нельзя.
Цитата:
" Кстати, проверяющие против учета этого НДС и в "прибыльных" налоговых расходах. "
Еще чуднее. Основную стоимость испорченного товара можно включать в раходы, а 18% от этой стоимости в расходы включать нельзя.