Экологические сборы уплачиваются за негативное воздействие на окружающую среду, так как согласно ст.16 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», такое воздействие является платным.
Сбор должны уплачивать природопользователи:
- предприятия,
- учреждения,
- организации,
- иностранные юридические и физические лица,
осуществляющие любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием.
Обратите внимание: Уплата экологического сбора не освобождает природопользователей от осуществления мероприятий по охране окружающей среды, а так же - по возмещению причиненного вреда.
Не смотря на то, что экологический сбор не предусмотрен положениями Налогового кодекса, он является обязательным.
При этом, не имеет значения, какую систему налогообложения применяет природопользователь. То есть, ИП и организации, применяющие особые налоговые режимы (например – УСНО) должны уплачивать экологический сбор наравне с организациями, применяющими общую систему налогообложения.
В соответствии с положениями ст.8.41 КоАП РФ, невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа:
- на должностных лиц в размере от 3 000 до 6 000 рублей;
- на юридических лиц - от 50 000 до 100 000 рублей.
Кроме своевременной уплаты экологического сбора, необходимо так же отчитаться в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзору), иначе и за это могут оштрафовать.
На основании ст.8.5 КоАП РФ, сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации:
- о состоянии окружающей среды и природных ресурсов,
- об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы,
- о радиационной обстановке,
- о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды
лицами, обязанными сообщать такую информацию, влечет наложение административного штрафа:
- на граждан в размере от 500 до 1 000 рублей;
- на должностных лиц - от 1 000 до 2 000 рублей;
- на юридических лиц - от 10 000 до 20 000 рублей.
При этом, срок исковой давности составляет 1 год со дня совершения нарушения и отсчитывается со следующего дня, следующего за днем, когда нужно было сдать Расчет и заплатить сбор.
Регистрироваться в Росприроднадзоре плательщикам сбора не нужно – такого требования в действующем законодательстве нет.
Природопользователи рассчитывают сумму сбора и составляют Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду по итогам каждого истекшего квартала.
Расчет представляется плательщиками не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом. В этот же срок нужно перечислить данный сбор в бюджет. Соответственно, с 21 числа начинает течь срок исковой давности.
Из нашей статьи вы узнаете порядок расчета суммы экологического сбора для владельцев и арендаторов транспортных средств, а так же порядок предоставления отчетности в Росприроднадзор.
В каких случаях организация должна рассчитывать и уплачивать экологический сбор
Взимание платы осуществляется за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:
- Выброс в атмосферу загрязняющих и иных веществ от стационарных и передвижных источников.
Приказом Ростехнадзора от 24.11.2005г. №867 утвержден Порядок ведения территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно п.2 этого Порядка, объект негативного воздействия - это территориально обособленный источник негативного воздействия на окружающую среду (совокупность источников в пределах одной промышленной площадки).
Объекты негативного воздействия подразделяются на стационарные и передвижные.
Стационарным считается объект:
- от которого осуществляется выброс (сброс) в окружающую среду загрязняющих веществ и который прочно связанный с землей (то есть - перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно),
- размещения отходов производства и потребления, а также взрыв.
Местом нахождения стационарного объекта считается:
- территория соответствующего административно-территориального образования, на котором фактически находится стационарный объект.
Такими объектами признаются, например – котельные, заводские цеха и т.п.
Передвижными объектами считаются:
- транспортные средства,
- воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания,
оборудованные двигателями, работающими на бензине, дизельном топливе, керосине, сжиженном (сжатом) нефтяном или природном газе.
Местом регистрации передвижных объектов считается место (порт) приписки или место государственной регистрации передвижного объекта, а при отсутствии такового - место регистрации на территории РФ владельца передвижного объекта.
Соответственно, к таким объектам относятся автомашины, строительная и сельскохозяйственная техника, дизельные генераторы и т.п.
Необходимо отметить, что плату за негативное воздействие платит та организация, которая использует вышеперечисленную технику и при этом не важно, принадлежит ли она компании или берется в аренду.
- Сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади.
В соответствии с положениями Водного кодекса РФ, к поверхностным водным объектам относятся:
- моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие);
- водотоки (реки, ручьи, каналы);
- водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища);
- болота;
- природные выходы подземных вод (родники, гейзеры);
- ледники, снежники.
Обратите внимание: Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии (п.3 ст.5 Водного кодекса).
Соответственно, сбор необходимо уплачивать при осуществлении сбросов в вышеуказанные водные объекты.
Согласно п.11 ст.23 Закон РФ от 21.02.1992г. №2395-1 «О недрах», не допускается размещение отходов производства и потребления на водосборных площадях подземных водных объектов и в местах залегания подземных вод, которые используются для целей:
- питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения,
- или промышленного водоснабжения,
- либо резервирование которых осуществлено в качестве источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
- Размещение отходов производства и потребления.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходами производства и потребления признаются:
- остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления,
- а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
К таким отходам относятся бытовой мусор, вышедшая из строя оргтехника и ее отходы, старые шины и аккумуляторы, люминесцентные лампы и другие ОС и МПЗ.
- Другие виды вредного воздействия:
- шум,
- тепло,
- вибрация,
- электромагнитные, ионизирующие и другие виды физических воздействий,
- радиационные воздействия,
- и т.п.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение
Согласно п.3 ст.18 закона №89-ФЗ, ИП и организации, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства):
- должны разработать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утвержден Приказом Минприроды РФ от 25.02.2010г. №50.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет* в виде технического отчета, разрабатываемого в соответствии с методическими указаниями, указанными в п.4 Порядка, и представляемого в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора, утвердившие нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
*При условии ежегодного подтверждения ИП и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья.
Технический отчет должен быть представлен в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора в течение десяти рабочих дней с момента истечения очередного года с даты утверждения Лимитов (Письмо Росприроднадзора от 17.05.2011г. №КТ-08-03-36/6068).
Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в Росприроднадзор отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Соответственно, ИП и организации - субъекты малого и среднего предпринимательства не нужно разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а необходимо лишь представить отчет в соответствии с Приказом Минприроды РФ от 16.02.2010г. №30.
Утвержденный этим Приказом Порядок представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), предназначен:
- для юридических лиц и ИП в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы и которые в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства,
- и для территориальных органов Росприроднадзора.
При этом, согласно Письму Ростехнадзора от 22.06.2010г. №00-07-12/3116
«Об отчетности субъектов малого и среднего предпринимательства»:
«…плата за размещение отходов в пределах показателей, представленных в отчетности, будет исчисляться как за размещение отходов в пределах лимитов.»
Соответственно, для ИП и организаций субъектов малого и среднего предпринимательства, лимитами на размещение отходов будет являться:
- количество отходов, фактически направленных на размещение в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.
Такую отчетность нужно представлять до 15 января (т.е. 14 января – последний день предоставления) года, следующего за отчетным периодом*.
*Отчетный период составляет один календарный год.
Отчетность составляется на бумажном носителе в двух экземплярах, один из которых хранится у отчитывающегося субъекта малого и среднего предпринимательства, а второй, вместе с электронной версией Отчетности на магнитном носителе, представляется в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора.
Отчетность составляется на основе данных первичного учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, полученных от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или физических лиц, а также размещенных отходов.
Отчетность включает:
1) общие сведения об отчитывающемся субъекте малого и среднего предпринимательства;
2) баланс масс образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, полученных от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или физических лиц, размещенных отходов за отчетный период;
3) сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, которым в отчетном периоде были переданы отходы;
4) приложения.
Общие сведения включают:
а) для юридических лиц:
- полное и сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование,
- организационно-правовая форма юридического лица,
- место его нахождения,
- государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в ЕГРЮЛ;
- телефон, факс, электронная почта;
- код места нахождения по Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления (ОКАТО);
б) для ИП:
- фамилия, имя и отчество (последнее - при наличии),
- место жительства,
- данные документа, удостоверяющего личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения записи об индивидуальном предпринимателе в ЕГРИП;
- телефон, факс, электронная почта;
- код места жительства по Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления (ОКАТО).
Отчетность можно представить лично, а можно направить в по адресу Росприроднадзора почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении.
Датой представления Отчетности считается отметка территориального органа Росприроднадзора о ее получении с указанием даты или дата почтового отправления.
Расчет экологического сбора
Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992г. №632 утвержден Порядок определения платы (и ее предельных размеров) за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия.
Согласно п.2 вышеуказанного Порядка устанавливается два вида базовых нормативов платы:
- За выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов.
Сумма платежа за загрязнения в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы, рассчитывается следующим образом:
- Сначала определяется сумма сбора по каждому виду загрязнений, как произведение установленных нормативов платы за соответствующие загрязнения и их величины.
- Затем полученные результаты суммируются по всем видам загрязнения.
- За выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).
Плата за загрязнение в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми загрязнениями.
Полученные результаты суммируются по всем видам загрязнения.
Базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей природной среды и здоровья населения.
Для отдельных регионов и бассейнов рек устанавливаются коэффициенты к базовым нормативам платы, учитывающие экологические факторы - природно-климатические особенности территорий, значимость природных и социально-культурных объектов.
Дифференцированные ставки платы определяются умножением базовых нормативов платы на коэффициенты, учитывающие экологические факторы.
Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды рассчитывается, как пятикратный размер ставок в пределах установленных лимитов.
Нормативы платы:
- за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками,
- сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты,
- размещение отходов производства и потребления,
утверждены Постановление Правительства РФ от 12.06.2003г. №344.
Таблица 1.
Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками (для различных видов топлива).
Вид топлива |
Единица измерения |
Нормативы платы за 1 единицу измерения (руб.) |
Бензин неэтилированный |
тонна |
1,3 |
Дизельное топливо |
тонна |
2,5 |
Керосин |
тонна |
2,5 |
Сжатый природный газ |
тысяча куб.метров |
0,7 |
Сжиженный газ |
тонна |
0,9 |
Как видно из вышеприведенной таблицы, нормативы для расчета экологического сбора по бензину и дизелю приведены в тоннах, а в бухгалтерском учете и первичных документах топливо измеряется в литрах.
Таким образом, для того, чтобы рассчитать сумму сбора необходимо перевести литры топлива – в тонны.
Чтобы осуществить такой пересчет необходимо знать показатель плотности топлива. Если в документах на его приобретение данная величина не указана, можно воспользоваться средними показателями плотности, опираясь на рекомендации ФНС РФ, данные в Письме от 24.03.2005г. №03-3-09/0412/23@:
«В связи с указанными колебаниями плотности в случае если ее значение не определено и документально не зафиксировано в момент получения (оприходования) нефтепродуктов, то в целях пересчета количества нефтепродуктов из литров в тонны может использоваться среднее значение указанного показателя.
Так, согласно вышеуказанному разъяснению в зависимости от марки автомобильного бензина можно принимать следующие средние значения плотности: для А-76 (АИ-80) - 0,715 г/куб. см, для АИ-92 - 0,735 г/куб. см, для АИ-95 - 0,750 г/куб. см, для АИ-98 - 0,765 г/куб. см.»
Чтобы корректно рассчитать сумму экологического сбора, необходимо определить количество и виды использованного за квартал топлива.
Эту информацию можно получить из регистров бухгалтерского учета информация в которые, в свою очередь, вносится на основании путевых листов и/или актов списания ГСМ.
Уровень платы за негативное воздействие на окружающую среду индексируется посредством применения двух обязательных индексирующих (поправочных) коэффициентов (Коэффициенты устанавливаются ежегодно).
Так же, в особых случаях, применяются и другие коэффициенты*.
Таблица 2
Коэффициенты индексации платы за негативное воздействие на окружающую среду, учитывающие инфляцию.
Год, на который установлены коэффициенты
|
Коэффициенты индексации к нормативам платы, установленные Правительством РФ |
Дата и номер Федерального закона |
|
Для бензина неэтилированного, дизельного топлива, керосина |
Для сжатого природного газа и сжиженного газа |
||
2013 |
2,2 |
1,79 |
от 03.12.2012 №216-ФЗ |
2012 |
2,05 |
1,67 |
от 30.11.2011 №371-ФЗ |
2011 |
1,93 |
1,58 |
от 13.12.2010 №357-ФЗ |
2010 |
1,79 |
1,46 |
от 02.12.2009 №308-ФЗ |
Таблица 3
Коэффициенты, учитывающие экологические факторы
Экономические районы РФ |
Значение коэффициента |
|
для атмосферного воздуха* |
для почвы** |
|
Северный |
1,4 |
1,4 |
Северо-Западный |
1,5 |
1,3 |
Центральный |
1,9 |
1,6 |
Волго-Вятский |
1,1 |
1,5 |
Центрально-Черноземный |
1,5 |
2 |
Поволжский |
1,9 |
1,9 |
Северо-Кавказский |
1,6 |
1,9 |
Уральский |
2 |
1,7 |
Западно-Сибирский |
1,2 |
1,2 |
Восточно-Сибирский |
1,4 |
1,1 |
Дальневосточный |
1 |
1,1 |
Калининградская область |
1,5 |
1,3 |
*Применяется с дополнительным коэффициентом 1,2 при выбросе загрязняющих веществ в атмосферный воздух городов.
**Применяется при определении платы за размещение отходов производства и потребления.
Чтобы рассчитать сумму экологического сбора, необходимо определить коэффициенты, действующие в каждой конкретной ситуации. Определившись с коэффициентами на них нужно умножить произведение нормы платы и количества использованного топлива.
Порядок предоставления Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду в Росприроднадзор
Расчет представляется плательщиками в 1 экземпляре в территориальные органы Росприроднадзора по местонахождению:
- каждой производственной территории,
- передвижного объекта негативного воздействия,
- объекта размещения отходов,
- или по своему местонахождению в случае, если разрешительная документация выдана в целом на хозяйствующий субъект.
Если у плательщика на территории субъекта РФ имеется:
- более одной производственной территории,
- более одного передвижного объекта негативного воздействия или объекта размещения отходов,
то расчеты платы по ним включаются в единый Расчет.
Как уже упоминалось вначале статьи, предоставить Расчет необходимо не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом.
До утверждения иного порядка расчеты также представляются в электронном виде на магнитном носителе или по телекоммуникационным каналам связи.
Обратите внимание: Если в отчетном периоде сумма платежа составляет менее 50 000 рублей, представления расчета платы в электронном виде не требуется (п.11 прил.2 к Приказу Ростехнадзора от 05.04.2007г. №204).
С порядком приема отчетности от природопользователей в электронном виде можно ознакомиться на сайте Росприроднадзора: http://rpn.gov.ru/node/5523.
Коды и реквизиты платежей представлены на сайте Росприроднадзора по адресу:
Реквизиты для платежей по г.Москве:
ОКАТО 45296571000 (с 2014 года указывается ОКТМО 45918000)
Банк получателя: Отделение 1 Московского ГТУ Банка России, г.Москва
БИК 044583001
ИНН 7724559170
КПП 772401001
СЧЕТ 40101810800000010041
Получатель: УФК по г.Москве (Департамент Росприроднадзора по Центральному федеральному округу) л/с 04731819180
КБК 048 1 12 01000 01 0000 120
Приём расчёта платы за негативное воздействие на окружающую среду
по г.Москве осуществляется с 01.10.2010г. в Департаменте Росприроднадзора
по Центральному федеральному округу по адресу:
- г.Москва, Варшавское шоссе, д. 39 А
(станция метро «Нагатинская», выход из последнего вагона из центра, по переходу направо, по лестнице налево).
Комментарии
7Цитата:
"Как видно из вышеприведенной таблицы, нормативы для расчета экологического сбора по бензину и дизелю приведены в тоннах, а в бухгалтерском учете и первичных документах топливо измеряется в литрах. Таким образом, для того, чтобы рассчитать сумму сбора необходимо перевести литры топлива – в тонны. Чтобы осуществить такой пересчет необходимо знать показатель плотности топлива. "
Как это все раздражает! До 20 числа надо НДС делать, а бухгалтер сидит и высчитывает сколько тонн бензина потрачено с учетом плотности вещества, которая еще и зависит от марки(((
Действительно с ума сойти, особенно, если ты ИП и занимаешься организационными услугами и максимум, что у тебя это корзинка с мятой бумагой...
Цитата:
"Реалии таковы, что кроме крупных фирм ни кто туда не отчитывается и не платит. Как и пожарникам, трудовой, потребнадзору, ростехнадзору, военкомату, департаментам транспорта и проч (перечислил только с кем сталкивался). "
Да, как правило, малый бизнес игнорирует некоторые нормы законов и не сдают отчеты в Военкомат, Росприроднадзор, Центр занятости. Хотя формально это должны делать все. Вопрос "зачем" остается за кадром. ))