Налоги, взносы, пошлины

Реализация металлолома

Металлолом, полученный в результате демонтажа списанных основных средств, подлежит сдаче специализированной организации. Могут ли учреждения воспользоваться средствами от его реализации? Как в бухгалтерском учете отразить эту операцию? Является ли реализация металлолома объектом обложения НДС? Нужно ли учитывать доход, полученный от реализации металлолома, при определении налоговой базы по налогу на прибыль? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в данной статье.

Металлолом, полученный в результате демонтажа списанных основных средств, подлежит сдаче специализированной организации. Могут ли учреждения воспользоваться средствами от его реализации? Как в бухгалтерском учете отразить эту операцию? Является ли реализация металлолома объектом обложения НДС? Нужно ли учитывать доход, полученный от реализации металлолома, при определении налоговой базы по налогу на прибыль? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в данной статье.

Общие положения

Созданной в учреждении постоянно действующей комиссией по поступлению и выбытию активов принимается решение о списании объекта основных средств в связи с физическим или моральным износом и оформляется акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306003), акт о списании автотранспортных средств (ф. 0306004).

Списание движимого и недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, регулируется Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834 (далее – Положение № 834).

Согласно пп. «д», «е» п. 4 Положения № 834 федеральные казенные учреждения должны согласовывать списание недвижимого и движимого имущества с федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами), в ведении которых они находятся.

Федеральным бюджетным и автономным учреждениям предоставлена самостоятельность в принятии решения в отношении списания движимого имущества (за исключением особо ценного движимого имущества (далее – ОЦДИ), закрепленного за ними на праве оперативного управления или приобретенного ими за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества) (пп. «ж» п. 4 Положения № 834).

Кроме того, федеральные бюджетные и автономные учреждения вправе принимать самостоятельно решение о списании ОЦДИ, находящегося у них на праве оперативного управления и приобретенного за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности (пп. «к» п. 4 Положения № 834).

Однако списание недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства) и ОЦДИ, закрепленного учредителем за федеральными бюджетными и автономными учреждениями на праве оперативного управления либо приобретенного ими за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества, эти учреждения обязаны согласовывать с федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами), осуществляющими функции и полномочия учредителя (пп. «з», «и» п. 4 Положения № 834).

В рамках Положения № 834 Минкультуры издан Приказ от 03.10.2011 № 957, которым утвержден Порядок согласования Минкультуры РФ решения о списании особо ценного движимого имущества, а также федерального недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), закрепленного за подведомственными Минкультуры РФ организациями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Перечень документов, необходимых для принятия решения о списании федерального имущества, в том числе недвижимого (включая объекты незавершенного строительства) и особо ценного движимого имущества, закрепленного за подведомственными Минкультуры организациями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, утвержден Приказом Минкультуры РФ от 03.10.2011 № 956.

В результате оформленный комиссией акт о списании утверждается руководителем учреждения либо самостоятельно, либо после согласования с федеральным органом государственной власти (федеральным государственным органом), в ведении которого оно находится.

По завершении процедуры согласования списания объекта имущества и утверждения акта он подлежит демонтажу.

Бухгалтерский учет

По завершении демонтажных работ на основании акта о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306003), акта о списании автотранспортных средств (ф. 0306004) объект списывается с регистров бухгалтерского учета.

Эта операция отражается в бухгалтерском учете следующей корреспонденцией счетов:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Списание суммы начисленной амортизации

0 104 хх 410 (000)

0 101 хх 410 (000)

Списание остаточной стоимости имущества

0 401 10 172

0 101 хх 410 (000)

Металлолом, полученный в ходе разборки списываемого имущества, подлежит оприходованию. При этом его фактическая стоимость определяется исходя из его текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету, а также сумм, уплачиваемых учреждением за его доставку (п. 106 Инструкции № 157н).

Принятие металлолома к бухгалтерскому учету отражается следующей записью:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Оприходован металлолом по рыночной стоимости

0 105 36 340 (000)

0 401 10 172

Полученный металлолом в дальнейшем реализуется специализированной организации.

Реализация металлолома является одним из видов приносящей доход деятельности. Причем казенные учреждения могут осуществлять такую деятельность, если такое право предусмотрено их учредительными документами (ст. 161 БК РФ).

Бюджетные и автономные учреждения вправе осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующие этим целям, при условии, что такая деятельность указана в их учредительных документах (уставах) (п. 4 ст. 9.2 Федерального закона № 7-ФЗ, п. 7 ст. 4 Федерального закона № 174-ФЗ).

Однако распоряжаться средствами, полученными от такой деятельности, они будут по-разному:

  • казенные учреждения обязаны эти средства направить в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ (ст. 161 НК РФ);
  • бюджетные и автономные учреждения вправе распоряжаться ими самостоятельно (п. 3 ст. 298 ГК РФ, п. 8 ст. 2 Федерального закона № 174-ФЗ, Письмо Минфина РФ от 16.04.2012 № 02-04-10/1305).

При реализации стоимость металлолома списывается на основании акта о списании материальных запасов (ф. 0504230). Эта операция отражается в бухгалтерском учете следующей записью:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Списание стоимости металлолома при его реализации

0 401 10 172

0 105 36 440 (000)

В бухгалтерском учете начисление дохода от реализации металлолома следует оформить следующей корреспонденцией счетов:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Начисление дохода от реализации металлолома

0 205 74 560 (000)

0 401 10 172

Автономным учреждением производится списание пришедшего в негодность оборудования (иное движимое имущество) на основании оформленного в установленном порядке акта. Оборудование было приобретено за счет средств от приносящей доход деятельности. Стоимость оборудования 58 000 руб. амортизация начислена в размере 100%.

Полученный в результате разборки оборудования металлолом принят к учету по рыночной цене в сумме 20 000 руб. (цифры условные), который затем был реализован сторонней организации. Доход от этой операции составил 24 000 руб. Денежные средства поступили на лицевой счет учреждения, открытый в ОФК.

В бухгалтерском учете эти операции будут отражены следующей корреспонденцией счетов:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Списана сумма начисленной амортизации

2 104 34 000

2 101 34 000

58 000

Оприходован металлолом по рыночной стоимости

2 105 36 000

2 401 10 172

20 000

Начислен доход от реализации металлолома

2 205 74 000

2 401 10 172

24 000

Списана стоимость металлолома

2 401 10 172

2 105 36 000

20 000

В бюджетном учете казенного учреждения при отражении операции по реализации металлолома следует учитывать некоторые особенности.

Так при перечислении специализированной организацией денежных средств на счета учета доходов бюджета порядок отражения в бюджетном учете операций по реализации металлолома будет зависеть от того, является ли казенное учреждение администратором доходов бюджета.

При этом используются следующие счета:

  • 1 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет». Этот счет применяется, если учреждение не является администратором доходов от реализации металлолома;
  • 1 210 02 440 «Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет от выбытия материальных запасов». Применять этот счет будет учреждение, являющееся администратором соответствующих доходов бюджета.

Казенное учреждение реализовало полученный от разборки оборудования металлолом. Доход от этой операции составил 18 000 руб. Рыночная стоимость металлолома составила 17 000 руб. Денежные средства были перечислены организацией в доход бюджета. Учреждение является администратором доходов, осуществляющим отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет.

В бюджетном учете казенного учреждения эта операция будет сопровождаться следующими записями:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Оприходован металлолом по рыночной стоимости

1 105 36 340

1 401 10 172

17 000

Начислен доход от реализации металлолома

1 205 74 560

1 401 10 172

18 000

Списана стоимость металлолома

1 401 10 172

1 105 36 440

17 000

Начислена задолженность по перечислению в бюджет денежных средств от реализации металлолома

1 304 04 440

1 303 05 730

18 000

Отражено поступление денежных средств от сдачи металлолома в доход бюджета на основании извещения (ф. 0504805) с соответствующими отметками администратора кассовых поступлений в бюджет

1 303 05 830

1 205 74 660

18 000

Воспользуемся условиями примера 2 и предположим, что учреждение является администратором доходов от реализации металлолома.

В этом случае в бюджетном учете казенного учреждения эта операция будет отражена следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Оприходован металлолом по рыночной стоимости

1 105 36 340

1 401 10 172

17 000

Начислен доход от реализации металлолома

1 205 74 560

1 401 10 172

18 000

Списана стоимость металлолома

1 401 10 172

1 105 36 440

17 000

Отражено поступление денежных средств от сдачи металлолома в доход бюджета

1 210 02 440

1 205 74 660

18 000

Налогообложение

НДС. Исходя из положений пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ реализация лома и отходов черных и цветных металлов освобождается от налогообложения.

При этом следует учитывать положения п. 6 ст. 149 НК РФ, в соответствии с которым операции по реализации лома и отходов цветных металлов не подлежат обложению НДС (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством РФ. Аналогичное мнение выразил Минфин в Письме от 17.07.2013 № 03-03-05/27903.

Исходя из пп. 34 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность, связанная с заготовкой, хранением, переработкой и реализацией лома черных металлов, цветных металлов, является лицензируемой.

Лицензирование деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов регулируется Постановлением Правительства РФ от 12.12.2012 № 1287.

Пунктом 1 этого документа установлено, что порядок лицензирования указанной деятельности распространяется на учреждения, осуществляющие деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, за исключением реализации лома черных и цветных металлов, образовавшегося у юридических лиц в процессе собственного производства.

Согласно Федеральному закону от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ) под понятием «лом и отходы цветных и черных металлов» следует понимать пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства:

  • изделия из цветных и черных металлов и их сплавов;
  • отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и черных металлов и их сплавов;
  • неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий.

Положения Федерального закона № 89-ФЗ позволяют расширенно толковать понятие «лома, образовавшегося у юридических лиц в процессе собственного производства».

Поэтому можно сделать вывод, что реализация отходов и лома черного и цветного металла, образовавшихся в процессе собственного производства, не является лицензируемым видом деятельности в соответствии с законодательством РФ и освобождается от обложения НДС независимо от наличия у налогоплательщика лицензии на ведение деятельности по заготовке, переработке и реализации металлолома.

В подтверждение этого вывода можно привести решение ФАС ЦО, представленное в Постановлении от 22.10.2010 № А08-764/2009-16-20. В нем указано, что наличие лицензии для применения льготного налогообложения является обязательным условием в случаях, когда вид деятельности подлежит обязательному лицензированию в соответствии с действующим законодательством. Судьи пришли к выводу, что отсутствие лицензии не препятствует налогоплательщику воспользоваться правом на освобождение от налогообложения операций по реализации товаров (работ, услуг) в соответствии с нормами ст. 149 НК РФ, если для осуществления данных операций не требуется наличия лицензии.

Налог на прибыль. В статье 251 НК РФ перечислены доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Однако операций, связанных с реализацией металлолома, в данном перечне нет.

Поэтому доход, полученный от реализации металлолома, учреждения должны учитывать при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Кроме того, стоимость материалов (в том числе металлолома), полученных при разборке списываемых основных средств, учитывается во внереализационных доходах (п. 13 ст. 250 НК РФ). В то же время согласно пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ доход, полученный от реализации металлолома, учреждение вправе уменьшить на его стоимость, учтенную во внереализационных доходах.

Таким образом, выручка от реализации металлолома может быть уменьшена на его рыночную стоимость, ранее учтенную в составе внереализационных доходов при списании оборудования.

В Письме Казначейства РФ от 28.12.2012 № 42-7.4-05/8.0-748 разъясняется порядок исполнения казенными учреждениями обязанности по уплате налога на прибыль. В нем указано, что исполнение бюджетных обязательств по уплате налога на прибыль осуществляется в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств. При этом бюджетными обязательствами являются расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году. В письме также приведена следующая корреспонденция счетов, которой следует сопровождать в бюджетном учете начисление налога на прибыль и его перечисление в соответствующий бюджет:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Начисление сумм налога на прибыль

1 401 20 290

1 303 03 730

Получение лимитов бюджетных обязательств для уплаты налога на прибыль

1 501 15 290

1 501 13 290

Принятие бюджетного обязательства по уплате налога на прибыль

1 501 13 290

1 502 11 290

Принятие денежного обязательства по уплате налога на прибыль

1 502 11 290

1 502 12 290

Перечисление суммы налога на прибыль в бюджет

1 303 03 830

1 304 05 290

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

69%

Старт обучения 1 апреля 2025

Учет НДС — 2025

Разберитесь во всех изменениях в НДС 2025 года. Научитесь работать с НДС в любых ситуациях. Удостоверение о повышении квалификации на 120 ак.ч.

Записаться

Начать дискуссию


Похожие материалы

5 сервисов ФНС в помощь бизнесу

Сайт ФНС предлагает более 70 онлайн-сервисов, которые предоставляют квалифицированную помощь бизнесменам, позволяют зарегистрировать свое дело, не выходя из дома, проверить контрагентов.

Законопроекты

Госдума приняла закон против кибермошенничества

Организаторы распространения информации будут три года хранить сообщения, звонки от компаний промаркирую, а банки ужесточат контроль за счетами россиян.

Инвестиции

🔥Итоги 25 марта на Московской бирже

Очередной этап арабских переговоров и отсутствие какой-либо конкретики были негативно восприняты рынком, опять же после необоснованно позитивных ожиданий.

Курсы повышения
квалификации

23
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

За оборот табака без маркировки установят уголовную ответственность

Уголовный штраф до 500 тысяч рублей или лишение свободы до трех лет могут получить производители и продавцы табачных изделий, которые работают с продукцией без маркировки.

3-НДФЛ

30 апреля 2025 года – последний срок сдачи декларации по форме 3-НДФЛ

До этого срока физлица обязаны отчитаться о доходах, полученных в 2024 году.

Будут новые правила для налоговых платежек. 🚩«Ночной бухгалтер» № 1898

Минфин подготовил проект новых правил по заполнению платежных поручений на уплату налогов, старый приказ Минфина № 107н утратит силу.

Будут новые правила для налоговых платежек. 🚩«Ночной бухгалтер» № 1898
3

Работа с вайлдбериз

Добрый день. Помогите, пожалуйста, консультацией по формированию книги доходов и расходов при работе на вайлдбериз на основании еженедельных отчетов. Делаю этот...

Читать полностью

Эксперт:

Татьяна Пашинник

Татьяна Пашинник
Эксперт

Можно её брать во внимание?

Скорее всего, КУДиР велась на основании детализации к Отчету по оферте. Да, так тоже можно делать ,но на мой взгляд...

Читать полностью

Налоговые долги физлиц будут взыскивать без участия суда

Если физлица согласны с начисленной суммой налогов, то задолженность взыщут во внесудебном порядке. Иск разрешат подать только при наличии спора и после заявления о перерасчете.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: работодателям предложили «торговаться» за соискателя, в приложении «Честный ЗНАК» можно сравнивать цены, а VK запустит новую платформу Max

Подготовили обзор главных событий дня — 25 марта 2025 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Детей разрешили принимать на работу с 14 лет

Подростки смогут работать на выходных и во время каникул. Для трудоустройства понадобится минимальный набор документов.

1
Банки

Сервисам рассрочек зададут новые правила работы

Если рассрочка превысит 15 тысяч рублей, то информация о ней попадет в кредитную историю.

НДС на УСН

Гостиницы на УСН могут применять ставку НДС 5% без вычета или 0% с вычетом

При доходе свыше 60 млн рублей у отелей будет НДС. Можно выбрать пониженную ставку 5%. Но она не сочетается со ставкой 0%, которая действует на услуги гостиниц.

Обучение для бухгалтеров

Памятка для бухгалтера и кадровика: какие отчеты надо сдать за сотрудников в марте

Конец месяца — суетное время, когда надо и перед налоговой отчитаться, и сдать документы в СФР, исчислить и уплатить налоги. Рассказываем, что нужно сдать уже сегодня, 25 марта, а также делимся полезными советами по заполнению отчетности.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Банки

Компании и ИП теперь смогут быстрее проводить самоинкассацию

Наличную выручку можно внести на расчетный счет через банкомат, но без физической карты. Авторизация произойдет по специальному коду.

Лизинг

Как отразить в учете лизинговый автомобиль

Если организация взяла автомобиль в лизинг до 2021 года, но не отразила его в учете, такую ошибку нужно исправить. Рассказываем, как по правилам ФСБУ и ПБУ скорректировать отчетность.

Как отразить в учете лизинговый автомобиль

Как в 1С отменить перенос убытков

Программа 1С переносит убытки прошлого года автоматически. Чтобы это отменить необходимо вручную откорректировать операцию.

Как в 1С отменить перенос убытков
НДС на УСН

Почему может неправильно выделяться НДС при УСН при получении оплаты от покупателей на расчетный счет (в банковских выписках)

На примере ООО на УСН, применяющего пониженную ставку НДС 5% с 01.01.2025г.

Миграционный учет

Мигрантам хотят выдавать целевые патенты

Чтобы мигранты работали по своей специальности, в патентах будут указывать профессию иностранцев.

Платить налоги надо будет по-новому: обзор поправок в приказ Минфина № 107н

С 1 января 2026 года заработают новые правила заполнения платежных поручений на уплату налогов, взносов и прочих платежей в бюджет.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
3

Правила Трибуны на «Клерке». Как вести блог и собирать аудиторию

«Трибуна» — это уникальные персональные некоммерческие блоги пользователей. Здесь пользователи-эксперты ведут личные блоги от своего имени и делятся знаниями с другими читатели. При этом, у нас есть определенные правила👇

Правила Трибуны на «Клерке». Как вести блог и собирать аудиторию
64

Интересные материалы

Реклама

Госдума запретила рекламу на заблокированных сайтах

С 1 сентября будет нельзя распространять рекламу на сайтах нежелательных организаций. Это сделали, чтобы защитить россиян и перекрыть источник дохода владельцам информационных ресурсов, которые ведут недружественную политику по отношению к РФ.